Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ликвидация корпораций




Порядок прекращения деятельности корпораций без перехода их прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам рассмотрим на примере процедуры ликвидации акционерных обществ.

Прекращают свою деятельность акционерные общества в порядке, принципы которого сходны с действующими при их создании. Техника этого процесса нами детально рассмотрена, отдельных имущественных вопросов мы уже касались в настоящей работе. Интерес представляет выявление основных проблем и тенденций статутных отношений в рамках этого процесса.

Исключительное положение закона в регулировании статутных отношений (например, п. 3 ст. 1 ФЗ) подрывается правотворчеством федеральных органов исполнительной власти.

Общегражданское и акционерное законодательство, как правило, рассматривают прекращение на добровольном основании, каковым является решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК). Распорядительные основания, среди которых для акционерных обществ значимы решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК) и примыкающая к ним реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов, являются предметом антимонопольного, процессуального законодательства, законодательства о несостоятельности, частично - административного. Кроме нарушения принципа законодательной экономии это приводит к неурегулированности вопроса о возможности замены одной формы прекращения деятельности другой или вообще об обратимости.

Как ни странно, в законодательстве нет единообразия по вопросу о формах прекращения деятельности юридических лиц, в том числе акционерных обществ. Мы традиционно различаем по последствиям реорганизацию как относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию как абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, а также выделяем пять форм реорганизации.

Однако законодательство о государственной регистрации юридических лиц допускает смешение понятий "ликвидация" и "признание регистрации недействительной" (ст. 25 Федерального закона о государственной регистрации). Объективное несовпадение терминологии представляет сложности при сочетании акционерного и международного частного права. Так, например, в немецком праве процедуру добровольного абсолютного прекращения деятельности можно условно разделить на две стадии: 1) принятие решения о прекращении, которая именуется "прекращение" (Aufloesung, Aufloesungsbeschluss); 2) удовлетворение требований кредиторов, распределение имущества и регистрация ликвидации, что в совокупности именуется ликвидацией (Abwicklung).

В соответствии с ГК юридическое лицо, в том числе акционерное общество, может быть ликвидировано:

а) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе по следующим основаниям:

- истечение срока, на который было создано юридическое лицо;

- достижение цели, ради которой оно было создано;

- признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

в) в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Кроме перечисленных выше оснований ликвидации юридического лица Управление МНС по Московской области выделяет неудовлетворенность учредителей ходом работы организации, ее низкую прибыльность, недостаточный уровень выплачиваемых дивидендов и др.

Наиболее распространенный случай ликвидации акционерного общества как юридического лица - добровольная ликвидация организации. В связи с чем встает вопрос о принятии решения о ликвидации.

Согласно ч. 1 п. 2 ст. 21 ФЗ вопрос о ликвидации акционерного общества и назначении ликвидационной комиссии выносит на решение общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества. В то же время в акционерном обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 совет директоров может не создаваться (ч. 2 п. 1 ст. 64 ФЗ), его полномочия могут прекратиться, а новый совет директоров может быть еще не создан и т.д. Кроме того, члены совета директоров, получающие вознаграждение или компенсацию расходов (п. 2 ст. 64 ФЗ), могут быть не заинтересованы в прекращении деятельности акционерного общества. По п. 3 ст. 49 ФЗ ликвидация не входит в число вопросов, решение по которым принимается только по предложению совета директоров. В связи с вышеизложенным и с учетом правовой природы акционерного общества, прав акционера (акционеров), являющегося владельцем не менее 10% голосующих акций общества, и ревизионной комиссии (ревизора) на созыв внеочередного общего собрания акционеров (п. 1 и 8 ст. 55, п. 5 ст. 85 ФЗ), предлагается внести изменения и дополнения в ч. 1 п. 2 ст. 21 ФЗ и изложить ее в следующей редакции: "В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества или - в его отсутствие, а также в случае, предусмотренном п. 8 ст. 55 настоящего Федерального закона, - акционеры (акционер), являющиеся владельцами не менее 10% голосующих акций общества, ревизионная комиссия (ревизор) общества выносят на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации акционерного общества и назначении ликвидационной комиссии".

Кворум для решения вопроса о ликвидации - квалифицированное большинство в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, - является традиционным (ср., например, с § 262 Акционерного закона ФРГ: решение о прекращении принимается общим собранием акционеров большинством голосов в 3/4 от представленного на собрании основного капитала, если устав не предусматривает большего числа голосов) и, на наш взгляд, удовлетворяющим корпоративному интересу.

Согласно п. 3 ст. 52 ФЗ в понятие информации (материалов), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, входят заключение аудитора и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности. Однако формулировка нормы - расширение понятия годовой бухгалтерской отчетности ("в том числе") - приводит на практике к тому, что при рассмотрении вопроса о ликвидации на внеочередном общем собрании акционеров (а именно так обычно и происходит) вышеуказанная информация акционерам не предоставляется.

Ссылка на заключение ревизионной комиссии о достоверности данных в годовом отчете общества содержится в п. 3.2 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 31 мая 2002 г. N 17/пс.

Как в ФЗ (ч. 3 п. 3 ст. 52), так и в Положении о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (п. 3.5, косвенно и п. 3.4) существуют специальные нормы об обеспечении права на информацию при реорганизации акционерного общества и дополнительных формах контроля. И реорганизация, и ликвидация являются формами прекращения деятельности акционерного общества, поэтому существенные для обеспечения прав заинтересованных лиц различия в их правовом регулировании представляются необоснованными. Более того, при реорганизации имущественные права и интересы акционеров защищены больше (конвертация акций - ст. 16 - 20 ФЗ, выкуп акций - ст. 75 ФЗ).

Безусловно, форма контроля за соблюдением финансовой дисциплины в законодательстве предусмотрена, но это исключительно внешний государственный контроль. В соответствии со ст. 23 НК налогоплательщик обязан в случае принятия решения о ликвидации письменно сообщить в налоговый орган в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения, а налоговые органы в соответствии со ст. 87 НК проводят налоговую проверку данной организации. В целях соблюдения баланса интересов и предотвращения (по возможности) административных и судебных конфликтов представляется целесообразным дополнить внешний государственный контроль внутренним и внешним независимым (о формах контроля см. подробнее § 3 гл. 1 разд. 5 настоящей работы).

Ликвидационный баланс со справками из внебюджетных фондов, подтверждающими внесение всех необходимых платежей, направляется на утверждение в налоговую инспекцию. Однако составление ликвидационной комиссией ликвидационного баланса является третьей (если баланс промежуточный, п. 2 ст. 63 ГК) или шестой (если он итоговый, п. 5 ст. 63 ГК) стадиями ликвидации. Из налоговой инспекции, помимо отметки на ликвидационном балансе, необходимо получить справку для банка о том, что задолженности перед бюджетом нет. Но все это отделено значительными сроками от момента принятия решения о ликвидации. Следовательно, на общем собрании акционеры ограничены в информации об имущественных последствиях ликвидации лично для них (соотношение активов и пассивов, достаточность имущества для расчетов с кредиторами и последующего распределения его стоимости между ними).

В целях охраны прав акционеров и обеспечения финансовой дисциплины в процедуру ликвидации следует в обязательном порядке включить ревизию и аудиторскую проверку, а акты ревизионной комиссии и аудиторское заключение - представлять для регистрации ликвидации акционерного общества и распространить на них действие принципа публичности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. До урегулированности этого вопроса на уровне законодательства целесообразно предусмотреть подобные гарантии в уставе или ином локальном акте юридического лица.

Специальной по сравнению с общегражданским законодательством является норма ст. 23 ФЗ - о распределении оставшегося после расчетов с кредиторами имущества между акционерами. Она безусловно необходима, так как акцентирует внимание наряду с правами кредиторов, эффективная система защиты которых создана законодателем, на правах акционеров. Но в связи с недостаточной исследованностью их природы происходит смешение акционеров и кредиторов, а также недостаточно разграничиваются различные права владельцев обыкновенных и привилегированных акций.

Кто входит в первую очередь при распределении имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами? Каков правовой статус владельцев акций, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 ФЗ?

Напомним, что под выкупом акций мы понимаем их обязательную покупку обществом у акционеров по требованию последних. Закон дает исчерпывающий перечень случаев и условий предъявления требования о выкупе, а также регулирует его процедуру (ст. 75 - 77 ФЗ). Не позднее 45 дней с даты принятия общим собранием акционеров решения, которое реально или потенциально ущемляет права и интересы владельцев голосующих акций, эти лица могут реализовать свое право требования выкупа акций, для чего акционерному обществу направляется письменное требование по форме, указанной в ч. 1 п. 3 ст. 76 ФЗ. По истечении 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров акционерное общество обязано выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе, в течение 30 дней (п. 4 ст. 76 ФЗ). Итак, через 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров при наличии формализованного волеизъявления акционера он становится кредитором общества. Последнему отводится 30 дней на добровольное исполнение своей обязанности. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) должником (акционерным обществом) своей обязанности кредитор (акционер) вправе обратиться в суд (ст. 11, 309, 310, 393, 395 ГК).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.