Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правопреемство государств. Международно-правовое преемство, или правопреемство госу­дарств — это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому




Международно-правовое преемство, или правопреемство госу­дарств — это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о право­преемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопре­емстве государств в отношении государственной собственности, го­сударственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Объектами правопреемства государств являются государственные границы (территория), государственная собственность, государствен­ные архивы, государственные долги, участие в международных до­говорах, членство в международных организациях. Основу право­преемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

Правопреемство при возникновении нового государства в результа­те социальной революции. В этом случае к государству-преемнику полностью переходит территория государства-предшественника. Го­сударственная собственность и государственные архивы переходят к государству-преемнику. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредиторов го­сударства. По общему правилу в случае социальной революции госу­дарство-преемник наследует долги государства-предшественника.

Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международ­ных организациях.

Возникновение нового государства в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией 1978г. действует принцип, по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии. Государ­ственная собственность полностью переходит в распоряжение ново­го государства. Государственные архивы — это часть государственной собственности, правила их правопреемства аналогичны правопреем­ству государственной собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение ар­хивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.

Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии. Поскольку колония по определению не является членом международных орга­низаций и участником международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.

Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственные границы — новые, в соответствии с террито­рией объединившихся государств. Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская кон­венция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшествен­ников переходят к государству-преемнику. Участие в международных договорах и членство в международных организациях — эти вопросы решаются односторонним волеизъявлением нового государства.

Правопреемство при частичных изменениях государственной терри­тории. На переданной территории начинают действовать междуна­родные договоры того государства, к которому она перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Госу­дарственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается на основе взаимной договоренности государств. По общему правилу судьба государственной собственности и государ­ственных архивов передаваемой территории решается по взаимной договоренности между двумя государствами.

Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств. Венская конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные до­говоры сохраняют свою силу и для нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в междуна­родных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован Международная практика показывает, что старое («материнское») государство продолжает свое членство в организациях, а отделивше­еся государство вступает в них как новый субъект международного права. Государственная собственность — и движимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части, — по­ступает в распоряжение нового государства.

Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с прин­ципами справедливости и равного права всех на информацию. Го­сударственный долг должен быть поделен между «материнским» го­сударством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.

Наиболее сложный вопрос — это распад империи и образование на ее территории нескольких независимых государств. Все вопросы правопреемства решаются только на основе взаимной договоренно­сти между этими государствами. Что касается участия в международ­ных договорах, то каждое новое государство вправе продолжить свое участие во всех договорах государства-предшественника. В междуна­родные организации все новые государства должны заново вступать как новые субъекты международного права. Государственные гра­ницы устанавливаются новые, в соответствии с новым территориаль­ным делением.

Институт правопродолжательства в международном праве

Правопродолжателъство (континуитет) представляет собой спе­цифическую разновидность правопреемства, когда при разделении го­сударства юридически, практически и политически возможно призна­ние только одного государства в качестве правопреемника прежнего. Распад СССР в 1991 г. породил проблему правопродолжательства. Все проблемы правопреемства были разрешены на основе континуитета России. Государственные границы были установлены в соответствии с существовавшими в СССР границами союзных республик.

Континуитет России был обусловлен объективными факторами:

• неделимостью статуса великой державы, ее международно-пра­вовой ответственности как постоянного члена Совета Безопасности ООН. Россия продолжила свое членство в ООН, в том числе и как постоянный член Совета Безопасности;

• неделимостью статуса ядерной державы. По этому вопросу было заключено Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия (1991 г.), по которому все ядерное оружие и ядерные техноло­гии, находившиеся на территории Казахстана, Украины и Беларуси, должны были быть переданы России;

• неприменимостью норм о правопреемстве к определенной категории договоров. Международные договоры СССР, участие в которых неделимо, — это, прежде всего мирные договоры, договоры об ограничении ядерных вооружений и т. п. Россия является единственным правопреемником СССР относительно участия в подобных соглашениях.

Международно-правовое признание континуитета России:

1) 1991 г. — специальное заявление Европейского Совета и Совета Европы, что права и обязанности бывшего СССР будет осущест­влять Россия;

2) 1991 - 1993 гг. - серия нотификаций МИД России, ООН, дру­гих международных организаций и правительств иностранных госу­дарств: посольства и консульства бывшего СССР следует рассматри­вать как собственность принадлежащую Правительству РФ.

Разделение государственной собственности, архивов, долгов было произведено на основе двухсторонних соглашений Российской Федерации с бывшими союзными республиками в 1992- 1994 гг. В соответствии с соглашениями России и других государств вся госу­дарственная собственность СССР, находящаяся за границей, все его внешние активы поступили в распоряжение Российской Федерации в обмен на все пассивы бывшего СССР, которые тоже перешли к ней.

Государственная собственность на территории бывшего СССР была поделена следующим образом: недвижимое имущество пере­шло в распоряжение государств, на чьей территории оно находилось, статус движимого имущества определялся на основе двухсторонних соглашений. Государственные архивы, относящиеся к истории Рос­сийской империи и СССР, перешли в собственность Российской Федерации; архивные документы, относящиеся непосредственно к истории соответствующих государств, — в распоряжение прави­тельств этих государств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.