Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус беженцев и перемещенных лиц




Правовое положение иностранных граждан

Иностранец — это физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, и имеющее доказательства своей правовой связи с другим государством, своей принадлежности к его гражданам.

Национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением. Абсолютный наци­ональный режим иностранцам не предоставляется ни в одном го­сударстве: в любом случае иностранные граждане лишены избира­тельных прав в другом государстве, права занимать государственные должности и т. п.

Специальный режим предполагает предоставление иностранным гражданам прав, специально установленных для них в национальном законе или международном договоре. Специальный режим может носить негативный характер, и в этом случае он представляет собой совокупность правовых ограничений, которые распространяются только на иностранцев. Специальный режим может иметь и пози­тивный (преференциальный) характер, т.е. иностранные граждане в целом или граждане отдельных государств обладают преимущества­ми в какой-либо сфере деятельности.

Режим наибольшего благоприятствования представляет собой уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обя­занностях друг с другом в какой-то определенной области на терри­тории определенного государства. Права и привилегии, которыми пользуются граждане одного государства, на данной территории авто­матически распространяются на граждан всех остальных государств.

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985 г.), содержатся следующие положения:

-все государства сами устанавливают правовой режим для иностранцев, учитывая свои международные обязательства;

-иностранцы обязаны соблюдать законы государства места своего нахождения; нарушение законов предполагает ответственность иностранцев наравне с местными гражданами;

- иностранцы на территории других государств пользуются определенным объемом гражданских прав и свобод;

-не допускается массовая высылка иностранцев, законно находящихся на территории данного государства; индивидуальная высылка возможна только по основаниям, предусмотренным в законе;

- иностранец имеет право на защиту со стороны государства своего гражданства.

Проблему беженцев порождает массовый уход (исход) населе­ния, связанный с массовыми нарушениями прав человека и эконо­мической миграцией. Беженцы — это de facto лица без гражданства. Особую категорию беженцев составляют политические беженцы (эмигранты). Правовой статус беженцев и перемещенных лиц урегу­лирован в международном праве на универсальном уровне: Конвен­цией о статусе беженцев (1951 г.), Протоколом, касающемся статуса 1 беженцев (1966 г.), Соглашение о моряках-беженцах (1957 г.) с Про­токолом к нему (1973 г.). Беженцы — это лица, вынужденно покинувшие территорию го­сударства своего гражданства или постоянного места жительства по причине:

-обоснованных опасений стать жертвами преследования по при знаку расы, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, из-за политических или религиозных убеждений; -внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или события, серьезно изменившего публичный порядок в государстве; -явления природного характера, подорвавшие материальные основы существования населения.

В соответствии с Конвенцией 1951 г. беженцам предоставляется такой же режим, как и другим иностранным гражданам, если только для беженцев не предусмотрен более благоприятный правовой ста­тус. В некоторых областях беженцы пользуются национальным ре­жимом. Личным законом беженца является закон страны убежища. Одним из вспомогательных органов ООН является Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Верховный комис­сар по делам беженцев избирается Генеральной Ассамблеей ООН по представлению Генерального секретаря ООН. Верховный комиссар обеспечивает беженцам международную защиту, содействует их до­бровольной репатриации в новые страны и их ассимиляции.

Лица, рассматриваемые в качестве беженцев по Уставу Управле­ния, называются «мандатные беженцы». Такие лица пользуются защитой ООН независимо от того, присоединилась ли страна такого лица к Конвенции 1951 г. или Протоколу 1967 г. и признается ли это лицо беженцем в данной стране. Лица, признанные беженцами на основе Конвенции 1951 г. и Устава Управления, с точки зрения меж­дународно-правовых последствий приравниваются к политическим эмигрантам.

Среди беженцев выделяется особая категория лиц — вынужден­ные переселенцы (внутренние беженцы). Это лица, недобровольно покинувшие какую-либо часть своей страны и вынужденные пере­селиться в другую ее часть.

В международно-правовых документах вынужденные переселен­цы, как правило, обозначаются термином «перемещенные лица». Это понятие встречается во многих резолюциях Генеральной Ассам­блеи ООН, в которых отмечается, что положение перемещенных лиц сходно с положением беженцев, поскольку ситуация, в которой они оказались, сложилась в результате «стихийных бедствий, вызванных человеком».

Большинство государств придерживается мнения, что бежен­цы — это лица, которые пересекли государственную границу, а пере­мещенные лица — не пересекли. С точки зрения международного права основную ответственность за защиту лиц, перемещенных вну­три страны, и за помощь им несет государство, на территории кото­рого эти лица находятся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.