Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теории соотношения международного и внутригосударственного права




ОСНОВЫ ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

В определении соотношения международного права и национального определяющую роль играют принципы суверенного равенства государств и добросовестного выполнения международных обязательств. В соответствии с принципом суверенного равенства государств каждое государство свободно выбирает свою правовую систему и, следовательно, определяет порядок взаимодействие своего права с международным. В соответствии с принципом добросовестного выполнения обязательств по международному праву при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государство сообразуется со своими международно-правовыми обязательствами. В случае расхождения международного обязательства и национального права государство не может ссылаться в качестве оправдания невыполнения обязательства на свое право. Исключение сделано только для случая, когда согласие государства на обязательность договора было выражено в нарушение нормы его права особо важного значения. Следовательно, лишь грубое нарушение норм Конституции, определяющих компетенцию государственных органов в области принятия международных обязательств, может служить основанием для отказа от договора в целом. Противоречие другим нормам таким основанием служить не может.

В этих положениях нашло отражение издавна признанное правило, в соответствии с которым международное право возлагает на государство обязательства, а порядок их реализации внутри страны определяется национальным правом, если иное не оговорено в международно-правовой норме. По мере расширения сферы регулирования международного права возникает потребность, чтобы нормы международного права были закреплены и во внутригосударственных законах. В результате государство, принимая такие нормы, берет обязательство издать соответствующие законы.

В практике международных отношений и внутреннем праве от­дельных государств встречаются различные способы решения вопро­са о формах взаимодействия международного и внутригосударствен­ного законодательства. Можно выделить две монистические и одну дуалистическую концепции соотношения международного и внутри­государственного права.

Дуалистическая концепция рассматривает международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равно-порядковые правовые системы, которые, тем не менее, активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.

Монистические концепции исходят из примата какой-либо одной системы права (международного или внутригосударственного права).

В доктрине международного права с конца XIX в. господствующей является концепция дуализма, согласно которой международное и национальное право действуют в разных сферах, представляют собой самостоятельные правовые системы, которые не находятся в соподчинении. Согласно Уставу ООН, эта концепция является основой для определения соотношения международного и внутринационального права. Поэтому выражение «непосредственное действие норм международного права» в правовой системе страны носит условный характер, означая, что содержащиеся в этих нормах правила подлежат непосредственному применению административными и судебными органами государства после придания им соответствующей юридической силы национальным правом.

Процесс вхождения норм международного права в национальное называется трансформацией. При трансформации норма сохраняет свой международно-правовой статус и, одновременно, становится нормой внутригосударственного права. Трансформация может быть прямой и опосредованной. При прямой трансформации - правила договора порождают тождественные правила в национальном праве в силу самого акта ратификации или иного вида права договора. При опосредованной — на основе договора издается национальный нормативный акт, с большей или меньшей полнотой воспроизводящий содержание договора. Общепризнанные принципы и нормы международного права обычно включаются в правовую систему страны путем общей трансформации, т.е. без издания какого-либо специального акта. Нормы международных договоров требуют, как правило, индивидуальной трансформации, т.е. для их включения требуется издание специального акта.

Признавая общие принципы и нормы частью права страны, государства по разному определяют их юридическую силу в национальной правовой системе. США исходят в этом случае из традиционной трактовки теории дуализма. Существует и другой подход - концепция примата международного права, согласно которой оно выступает в качестве верховного правопорядка, не ограниченного иными правопорядками, и само определяет сферу действия национального права (нашла закрепление в Конституциях и отражение в национальном праве целого ряда стран - Германии, Франции, Греции, Испании, России и др.). В этих странах все общие нормы и принципы международного права имеют юридическую силу большую, чем конституционные законы, и подлежат применению судами.

 

4.3 ВЛИЯНИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств.

Фактическое взаимодействие международного и внутригосударственного права складывается из исторически объективного первичного влияния внутригосударственного права на международное в процессе формирования его норм и влияния уже существующих норм международного права на дальнейшее развитие национального законодательства и в целом на состояние права в стране.

1.Наиболее яркой и типичной формой влияния внутригосударственного права на международное является воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм (преимущественно конституционных) на международное право в рамках нормообразования последнего.

2. Не менее значимым направлением влияния является изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

3. Одной из существенных сфер влияния государственного права на прогрессивное развитие международного права является устранение из международного права под воздействием внутригосударственных средств отживших, не соответствующих современному назначению международного права институтов, принципов и норм.

 

4.4 ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ФОРМИРОВАНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Теория примата международного права нашла отражение в Конституции РФ 1993г. и вошла в качестве нормы в главу, излагающую основы конституционного строя. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч.4 ст.15 Конституции РФ). В Федеральном законе «О международных договорах РФ» сказано: «РФ выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств». Став частью права страны, норма международного права подлежит непосредственному применению. Таким образом, международное право влияет на внутригосударственное в трех направлениях: 1) укрепляет основы демократического конституционного строя; 2) задает высокие стандарты в области прав и свобод человека и гражданина и их гарантий; 3) оказывает влияние на систему государственных органов.

Международно-правовые нормы реализуются в нашей стране в двух формах:

I. В форме издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы, что и международно-правовые нормы. Различают следующие способы:

1. Внесение изменений в законодательство РФ ( практикой выработаны следующие способы внесения изменений во внутреннее право России): а) определение порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора (договоров); б) издание во исполнение принятого международного договора нормативных актов;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.