Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры укрепления доверия




МЕРЫ КОНТРОЛЯ ЗА РАЗОРУЖЕНИЕМ

Национальный контроль играет важную роль в сфере разоружения. Каждое государство свободно в использовании технических средств контроля за деятельностью вне пределов государственной территории. Другие государства должны уважать право на национальный контроль и не препятствовать его осуществлению. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности между СССР и США содержит обязательство не чинить препятствий техническим средствам контроля.

Существенная роль принадлежит обмену информацией о состоянии вооружений и мерах по их ограничению. Более действенной формой являются взаимные инспекции на местах. Широкое использование такого рода инспекций предусмотрено Документом Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986г. Каждый участник вправе проводить инспекцию на территории другого участника в зоне применения мер по укреплению доверия и безопасности.

Успешному осуществлению контроля способствуют согласованные дополнительные меры, такие, как оснащение военных объектов особыми опознавательными знаками; уведомление о предстоящих действиях; обмен количественными данными о вооружениях, местах их расположения и технических характеристиках. Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международными соглашениями.

Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.

Начало юридическому оформлению этого института было положено в 60-70-х годах с принятием ряда соглашений (об установлении линий прямой связи, об ограничении военной деятельности, о предотвращении ядерной войны в результате несанкционированных действий), нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особого внимания заслуживают двусторонние соглашения между СССР и США: об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988г.; о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях 1989г. и др.

В Документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе (1986г.) и Венском Документе переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности (1990г.) предусмотрены: ежегодный обмен информацией о военных силах (в отношении военной организации, личного состава, основных системах вооружения и техники) в зоне применения мер укрепления доверия; о планах развертывания основных систем вооружения и техники; о военных бюджетах. Выработан механизм консультаций и сотрудничества в отношении опасных инцидентов военного характера. Введены ограничительные положения, запрещающие проведение военной деятельности с участием более 40 тыс. человек, если эта деятельность не была включена в ежегодный план до 15 ноября каждого года. За соблюдением всех согласованных мер укрепления доверия предусмотрен контроль в форме инспекции.

Вопросы для контроля:

1.Что понимается под правом международной безопасности?

2.Назовите источники права международной безопасности и его принципы?

3.Что подразумевается под всеобщей безопасностью?

4. Какие международные акты посвящены вопросам разоружения?

5.Что понимается под меры укрепления доверия и их содержание?

Литература:

№№ 3, 5, 8, 10,13-17, 19, 22, 26-30, 34, 36, 43, 49, 51, 52, 59, 68, 73, 76, 80, 93, 98, 111, 114-116, 122-125, 147, 158, 166-168, 170-192, 257.

 

Тема 14.МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

1.Понятие, особенности, субъекты, источники и принципы международного экономического права.

2. Субъекты международного экономического права.

3.Разрешение международных экономических споров.

4. Международное торговое право.

5. Международное финансовое право.

6.Международное инвестиционное право.

14.1 МЭП: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ

Международное экономическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения. Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономическую.

Существенной специфической чертой международных экономических отношений является объединение в единую систему различных по субъективной структуре отношений. Международное экономическое право регулирует межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей, их общий режим. Международные экономические связи между физическими и юридическими лицами регулируются национальным правом каждого государства.

Объектом регулирования международного экономического права являются транспортные, таможенные, финансовые, инвестиционные и другие отношения. Каждый из них имеет свое специфическое предметное содержание, порождающее необходимость специального правового регулирования.

Предметом МЭП являются правовые режимы товарооборота, доступа товаров на внутренний рынок, защиты рынка, принципы расчетов по товарообороту, использование тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, импорта/экспорта, контроля над мировыми ценами на товарных рынках, регулирование товаропотоков, транспортировка товаров, правовой статус частных и юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Для регулирования международных экономических отношений государства используют следующие методы правового регулирования:

1) метод двухстороннего регулирования отношений (о торговых договорах, соглашения о товарообороте или поставках товаров, соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве);

2) метод многостороннего регулирования («пакетом» соглашений системы ВТО, включая тексты ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле), ГАТС (Генерального соглашения по торговле услугами), ТРИП (Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность), а также многосторонними товарными соглашениями в рамках региональных международных организаций);

3) метод наднационального регулирования (его элементы используются в рамках международных организаций — ВТО, МВФ и др.);

4) метод императивного регулирования, основанный на применении императивных норм МП;

5) метод диспозитивного регулирования, основанный на диспозитивных нормах международных договоров.

Источники МЭП включают:

1) универсальные договоры, важнейшие из которых—Устав ООН, закрепивший основные цели и принципы МЭП, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. и др.;

2) многосторонние и двухсторонние международные договора. В них обычно используется т.н. «мягкое право», которое позволяет сторонам выбирать различные средства осуществления обязательств;

3) резолюции международных организаций;

4) нормы обычного права.

Целями МЭП являются: а) содействие экономическому и социальному прогрессу всех народов; б) создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами; в) повышение уровня жизни, полная занятость населения в условиях экономического и социального прогресса.

В соответствии с принципом суверенного равенства все народы имеют право свободно выбирать свою экономическую систему и осуществлять экономическое развитие. В соответствии с принципами неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы и угрозы силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических основ государства. Все споры в экономических отношениях должны решаться исключительно мирными средствами.

Согласно принципу сотрудничества государства обязаны сотрудничать друг с другом с целью содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и сотрудничеству, свободному от дискриминации. Важную роль в МЭП играет принцип добросовестного выполнения обязательств.

Кроме общих, выделяются специальные принципы МЭП:

1) принцип всеучастия — полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;

2) принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

3) принцип преференциального режима для развивающихся стран;

4) принцип международной социальной справедливости;

5) принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему. В международной практике государств выработано несколько правовых режимов межгосударст­венных экономических связей.

Кроме принципов существуют правовые режимы, которые также служат основой для осуществления экономического сотрудничества. Это - договорные режимы, т.е. они применяются только тогда, когда заинтересованные государства договорятся об этом.

1.Режим наибольшего благоприятствования означает, что одно государство предоставляет другому государству, его гражданам и юридическим лицам столь же благоприятный режим (права, льготы, привилегии), который предоставлен или будет предоставлен в будущем любому третьему государству.

2.Национальный режим означает, что граждане и юридические лица одного государства пользуются на территории другого государства теми же правами, которые предоставлены местным гражданам и юридическим лицам.

3.Преференциальный режим - предоставление особых преимуществ какому-либо государству или группе государств. Он используется во взаимоотношениях соседних государств либо в рамках интеграционных систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.