Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История создания международных организаций 1 страница




ПЛАН

ПЛАН

Владимир 2009

ПО КУРСУ

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Перечень средств обучения

 

Для преподавания учебной дисциплины «Международное (публичное) право» используется учебно-методический кабинет (№ 412), оснащенный телевизором для просмотра видеофрагментов, а также компьютерный класс, оснащенный справочными правовыми системами «Консультант Плюс» и «Гарант».

 

 

Федеральная служба исполнения наказания

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказания»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО»

 

Специальность: 030501.65 - юриспруденция

 

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры

государственно-правовых дисциплин

от «9» ноября 2010 г.

Протокол № 4

 

Федеральная служба исполнения наказания

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказания»

 

Конспекты лекций.

 

 

Владимир 2009

ТЕМА №1 «Понятие, принципы, источники и система международного права»

 

1. Понятие и сущность международного права

2. Система международного права.

3. Источники международного права.

Вопрос 1.

Международное правоэто система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются обязательным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Чтобы понять сущность современного международного права, необходимо определиться с более широким явлением, в котором действует международное право, – международная система.

Международная система в широком смысле представляет собой совокупность, включающую:

а) самые разнообразные субъекты международной системы: суверенные государства; объединения государств, не являющихся субъектами международного права; нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности; универсальные и региональные международные межправительственные организации; государственно-подобные образования; многочисленные международные неправительственные организации; международные конференции, комитеты и комиссии, международные суды и трибуналы, транснациональные корпорации, физические и юридические лица различных государств и др.;

б) разнообразные отношения между субъектами международной системы: политические, экономические, торговые, научно-техничес­кие, культурные, конфессиональные, другие отношения материального и нематериального характера во всем их многообразии;

в) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы.

Условно международной системой в широком смысле можно назвать всю человеческую цивилизацию во всем многообразии ее проявления, взаимодействия и сотрудничества в рамках существующих правовых систем.

Международная система в узком смысле представляет собой совокупность, включающую:

а) суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования – субъекты международного права;

б) отношения между субъектами международного права – международные отношения;

в) особую правовую систему, действующую в публично-право­вых отношениях между субъектами международного права, – между­народное публичное право (далее – международное право).

Именно международная система в узком смысле и охватывается учебным курсом международного права.

Международные отношенияэто политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами международного права. Эти отношения существуют и развиваются вне пределов территории, юрисдикции и компетенции отдельных суверенных государств. Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций, а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности.

Современное международное право качественно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

1. Особый предмет правового регулирования. Внутригосударственное право регулирует общественные отношения, существующие в сфере внутренней компетенции каждого конкретного государства и, как правило, в пределах его государственных границ.

Международное право упорядочивает общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств. При этом предметом международно-правового регулирования являются отношения между субъектами международного права.

2. Особые субъекты. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной всех уровней), органы местного самоуправления, общественные и другие организации – носители соответствующих прав и обязанностей.

Субъектами международного права выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государственно-подобные образования, т.е. особые участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями и осуществляющие их в соответствии с международным правом и в его рамках.

3. Особые объекты. Объектами внутригосударственного права является все то, по поводу чего субъекты внутригосударственного права могут вступать в правоотношения, относящиеся исключительно к внутренней компетенции каждого конкретного государства, причем только в такие правоотношения, которые разрешаются осуществлять конкретным субъектам внутригосударственного права.

Объектами международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства.

4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами.

В международном сообществе государств отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю всем суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, прежде всего государствами. Это происходит путем свободного согласования воли суверенных государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними конкретных международных договорах, принимаемых в соответствии со сложившейся договорной и обычной практикой государств.

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм. И внутригосударственное, и международное право предусматривает возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм. Однако, если в первом случае принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства на основе и в рамках внутригосударственного права, то во втором случае принуждение субъектов международного права осуществляется самими субъектами международного права, как правило, государствами, на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соответствующих международных договоров. В этом и состоит особый порядок принуждения, поскольку никакого надгосударственного «надзирающего органа» или «мирового жандарма» не существует.

6. Особые источники права. Источниками норм внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, принимаемые в каждом суверенном государстве. Основными же источниками международного права являются международные договоры и международные обычаи.

§ 2. Система международного права

Система международного праваэто совокупность международно-правовых норм, институтов и отраслей международного права, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Ядром системы международного права являются императивные нормы (jus cogens), воплощенные в основных принципах международного права.

Нормы международного права это юридически обязательные к исполнению правила поведения государств и других субъектов международного права, устанавливаемые самими субъектами международного права и выполняемые ими добровольно или при необходимости с помощью особого вида принуждения.

Субъекты международного права в процессе международного сотрудничества осуществляют свои права и выполняют свои обязательства, установленные международно-правовыми нормами. Иными словами, международно-правовые нормы регулируют и регламентируют поведение субъектов международного права в процессе их международного общения.

Нормы международного права могут классифицироваться по следующим различным основаниям и критериям:

форма объективирования – договорные и обычные международно-правовые нормы;

количество участников – нормы, обязывающие двух субъектов международного права (в двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов международного права (в многосторонних договорах);

субъектно-территориальная сфера действия – универсальные и локальные;

юридическая сила международно-правовых норм – императивные и диспозитивные нормы;

виды международно-правовых норм – нормы материального права и нормы процессуального права;

зависимость от функционального назначения – регулятивные и охранительные (обеспечительные);

характер субъективных прав и обязанностей – обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы.

Институт права – это совокупность (комплекс) международно-правовых норм, касающихся отношений субъектов международного права по какому-либо ограниченному (определенному) объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или иного объекта.

Отрасль международного права – это совокупность обычно правовых кодифицированных в международном договоре (договорах) международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права в одной какой-либо широкой области их международного сотрудничества. Отраслями международного права, например, являются: право международных договоров, международное морское право, право внешних сношений, международное космическое пpaво, дипломатическое и консульское право, право международной безопасности и др.

Перечень институтов и отраслей международного права и их классификация не являются исчерпывающими, раз и навсегда установленными. Институты и отрасли международного права находятся в непрерывном развитии и взаимодействии. Некоторые отрасли и институты международного права появились несколько сот лет назад, другие – возникли в начале–середине XX в., третьи – во второй половине XX в.

Конструирование и конкретное содержание отраслей и институтов международного права могут осуществляться (и называться) по-разному в различных правовых системах мира, отдельные отрасли международного права могут разбиваться на подотрасли в соответствии с какими-либо критериями и т.д. Иными словами, система международного права непрерывно развивается и совершенствуется.

§ 3. Источники международного права

Источники международного права – это формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные самими субъектами международного права и признаваемые ими правила поведения. Иными словами, источники международного права – это формы воплощения конечного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права, получившего выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах.

В многовековой международной практике государств сложились два основных источника международного права – международный договор и международный обычай.

В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. международный договор «означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.)».

Именно в международном договоре в письменной форме определяются цели заключения международного договора, объект договора, закрепляются права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора, иногда устанавливаются ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств и другие согласованные и обязательные к исполнению положения. Прошедший все стадии заключения международный договор является законным средством доказывания в международных и национальных судебных органах и учреждениях.

Международный обычай – это длительно повторяемое в аналогичной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы. Статья 38 Статута Международного суда ООН определяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Иными словами, для того чтобы определенное правило поведения стало международным обычаем (обычной международно-право­вой нормой), оно должно удовлетворять одновременно трем условиям: длительности наличия повторения, проявления в аналогичной ситуации (обстановке), наличия согласия самих субъектов международного права признавать такое правило поведения в качестве международного обычая. При этом международная практика свидетельствует о том, что «историческая длительность» повторяемости правила поведения под влиянием научно-технического прогресса неуклонно сокращается. Если, например, на признание свободы судоходства в рамках возникшего впоследствии принципа свободы открытого моря в качестве международного обычая потребовались века, то на признание свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов ушло значительно меньше времени, на признание свободы научных исследований – еще меньше, на признание свободы исследования и использования космического пространства – минимальный срок.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Международное право/ под ред Г.И. Тункина. - М., 1982.

2. Международное право/ под ред. Ю.Н. Колосова и Ви.И. Кузнецова. - М., 1998.

3. Международное право/ под ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. - М., 1999.

4. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 2000.

5. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриев, Б.К. Бекяшев, К. А.Бекяшева, В.В. Устинов (и др.) - М., 2004.

6. Международное право: учеб. для студентов вузов. Под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. - М., 2006.

7. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М., 2007.

8. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М., 2007.

9. Международное право в документах. - М., 1982.

ДОПОНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Василенко, В.А. Основы теории международного права / В.А. Василенко. – Киев, 1988.

2. Лукашук, И.И. Источники международного права / И.И. Лукашук. – Киев, 1966.

3. Лукашук, И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений / И.И. Лукашук. – М., 2001.

4. Лукашук, И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе / И.И. Лукашук. – М., 1997.

5. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия / отв. ред. В.М. Баранов. – Н. Новгород, 1996.

6. Ушаков, Н.А. Проблемы теории международного права / Н.А. Ушаков. – М., 1980.

7. Фельдман, Д.И. Система международного права / Д.И. Фельдман. – Казань, 1983.

8. Черниченко, С.В. Международное право: современные теоретические проблемы / С.В. Черниченко. – М., 2004.

9. Шестаков, Л.Н. Понятие международного права / Л.Н. Шестаков // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 11, Право. – 1997. – № 6.


ТЕМА №2 «История возникновения и развития Международного права»

1. Периодизация истории международного права

2. Международное право Древнего мира

3. Международное право средних веков (с V в. до 1648 г.)

4. Классическое международное право (с 1648 до 1919 г.)

5. Международное право с 1919 г. до создания ООН

6. Современное международное право

Вопрос 1.

 

История международного права неразрывно связана с развитием международных отношений, со становлением человеческой цивилизации, в частности, с возникновением так называемых центров человеческой цивилизации. В древности к ним относились районы Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции, долины рек Нила, Тигра и Евфрата и Древний Рим. Государства, которые располагались в таких центрах, поддерживали разнообразные отношения между собой, что вело к возникновению международно-правовых норм.

Международно-правовые нормы, регулировавшие отношения государств, расположенных в региональных центрах, носили преимущественно двусторонний характер, однако наряду с ними существовали и нормы регионального характера. Общее в развитии государств различных регионов предопределило появление сходных международно-правовых норм.

Ряд международно-правовых норм, которые возникли в глубокой древности, претерпели различные изменения и вошли в современное международное право, например некоторые нормы, относящиеся к дипломатическому праву и праву международных договоров.

В истории международного права вопрос о ее периодизации является наиболее спорным и сложным, поскольку нет каких-либо общепризнанных критериев. Хотя периодизация истории международного права неотделима от периодизации истории международных отношений, первая имеет свои особенности, обусловленные тем, что процесс возникновения, развития и формирования международно-правовых норм тесно связан с переломными моментами истории.

В связи с этим можно дать такую периодизацию истории международного права:

1) 4 тыс. до н.э. – 476 г. н.э. – международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;

2) 476–1648 гг. – международное право средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;

3) 1648–1919 гг. – классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;

4) 1919–1945 гг. – переходный период от классического международного права к современному;

5) современное международное право ХХ в. Этот период включает промежуток времени с 1945 г. до конца ХХ столетия.

Каждый исторический период накладывал свой отпечаток на международное право и являлся определенной вехой в его развитии.

2. Международное право Древнего мира

Международное право стало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III – началу II тыс. до н.э.

Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т.е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождались цивилизации. Это в первую очередь долина рек Тигра и Евфрата, районы Древнего Китая и Древней Индии, Эгейского и Средиземного морей.

Международные нормы, применявшиеся государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, которые касались: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правого режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.

Практика выработала определенные типы договоров: о мире; союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже; торговле; нейтралитете и т.д.

Одним из древнейших договоров, дошедших до нас, является высеченный на каменном блоке договор о границах, заключенный в 3100 г. до н.э. между городами-государствами Лагаш и Умма в Южной Месопотамии (в Двуречье). В договоре предусматривалось, что гарантами его исполнения выступали боги.

Наибольшую известность получил договор, заключенный в 1296 г. до н.э. между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттушилем III, который предусматривал образование военного союза: в случае нападения какого-либо врага на владения договаривающихся сторон они обязывались оказывать военную помощь друг другу. Такая же помощь должна была оказываться и в случае мятежей внутри государства. Кроме того, в договоре говорилось о выдаче перебежчиков со всем имуществом. В качестве гарантов соблюдения договора призывались египетские и хеттские боги и богини. Нарушителю договора грозили страшные небесные кары.

В этом же тысячелетии возникли государства в Древнем Китае и Древней Индии. Исторические памятники свидетельствуют о том, что древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломатические связи, заключали международные договоры. Послы пользовались неприкосновенностью. Для разрешения международных вопросов созывались съезды государей. В частности, на одном из съездов (VI в. до н.э.) был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Для отражения нападения внешних врагов заключались военные союзы. На международные связи древнеиндийских государств большое влияние оказывали законы Ману, которые представляли собой свод различных постановлений относительно политики, способов ведения переговоров, войны, вопросов международного права.

Большой вклад в создание норм международного права внесли возникшие в VIII в. до н.э. древнегреческие города-государства (полисы). В Древней Греции появилось понятие «гражданин». Полисыподдерживали между собой разнообразные связи, которые осуществлялись в ранний период греческой истории специальными представителями государств-полисов – вестниками, или глашатаями. Впоследствии отношения между государствами стали поддерживаться путем направления посольств. Во главе посольства стоял посол, которому вручалась грамота, подтверждающая его полномочия, она состояла из сдвоенных навощенных дощечек (диплома). Отсюда и происходит слово «дипломатия». Вестники и послы пользовались неприкосновенностью и находились под покровительством богов.

Греческие города-полисы выработали определенные правила, касающиеся войн. В сущности, эти правила являлись определенными международно-правовыми нормами. Среди этих правил можно выделить следующие. О начале войны следовало официально объявить. Запрещалось применять отравленное оружие. В то же время убийство женщин, детей, стариков в захваченных вражеских городах считалось правомерным действием. Греки не знали режима пленных, которых либо убивали, либо обращали в рабство. Существовали и определенные запреты. Так, запрещалось убивать укрывавшихся в храмах. Посягательство на места погребения считалось святотатством. Разрешалось хоронить погибших противников. Во время войны между греческими полисами всем грекам дозволялось посещать общественные игры и храмы, приносить жертвоприношения.

Известен был Древней Греции и такой институт, как третейское разбирательство. Чаще всего в качестве третейского суда выступали симмахии. В третейских судах рассматривались вопросы окончания войн, споры о границах и т.д.

В трудах древнегреческих философов и историков (Аристотель, Геродот, Ксенофонт, Платон, Плутарх и др.) можно встретить отдельные рассуждения по некоторым вопросам международного права, особенно таким, как война, правовое положение пленных, отношения между греками и варварами.

Значительная роль в становлении международного права принадлежит Древнему Риму, на международную практику которого оказала влияние Древняя Греция. Древний Рим осуществлял свои отношения с другими государствами с помощью специальной жреческой коллегии – фециалов, на которую возлагались функции объявления войны, заключения мира, договоров о дружбе, союзных договоров, охраны международных договоров, предъявления претензий иностранным государствам и др.

Иностранцы, находящиеся на территории Рима, не пользовались какой-либо правовой защитой. Они могли быть обращены в рабство, а имущество захвачено. Из этого положения было исключение в отношении лиц, прибывавших из дружественных государств, т.е. государств, с которыми Рим заключил договор о дружбе.

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, существовал институт покровительства иностранцам. Данное положение и привело к назначению специального лица – претора перегринского (praetor peregrinus), в функции которого входили дела, связанные с участием перегринов, т.е. чужестранцев. В результате деятельности преторов появились правила, определяющие правовое положение иностранцев. В конечном счете в Древнем Риме возникло право народов (jus gentium). Под ним понималось право, которое применялось ко всем лицам: как к римлянам, так и к иностранцам.

В эпоху римского права в Европе право народов привело к возникновению понятия «международное право».

Древний Рим осуществлял свои связи с иностранными государствами и с помощью посольств. Посольства направлялись для ведения переговоров, подписания договоров, для арбитражного разрешения споров, заключения мира. Римляне признавали неприкосновенность иностранных послов, в том числе и послов вражеских государств.

§ 3. Международное право средних веков (с V в. до 1648 г.)

Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновением крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. В этот период просматривается преемственность международно-правовых правил рабовладельческих государств.

Одной из особенностей феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы осуществляли такое влияние, опираясь на каноническое право, в основу которого легли постановления церковных соборов и папские указы.

В арабских государствах заметное влияние на международное право оказывал ислам.

Этот период развития международного права начинается с падения в 476 г. Западной Римской империи. Ей на смену пришло множество европейских государств. Первые из них стали возникать еще до падения Рима.

Несмотря на то, что средние века характеризуются ведением государствами постоянных войн, развитие государственности, необходимость вступления в разнообразные международные отношения, прежде всего в мирные и торговые, вели к появлению отдельных институтов международного права.

С XII в. начинается рецепция (от лат. reception заимствование) римского права, в связи с чем на международные позиции государств наравне с Библией и церковными актами стало оказывать влияние и римское право. Именно римское право обусловило развитие ряда институтов международного права, касающихся, например, способов приобретения территории, международных договоров. Поскольку римское право в основном было гражданским, то и развивающиеся под влиянием римского права международно-правовые институты приобретали цивилистическую окраску.

С XIII в. в купеческих колониях итальянских городов-республик появляются консулы, основной функцией которых было разрешение споров между согражданами и защита их интересов в иностранных государствах, на территории которых они находились. С XV в. появляются постоянные посольства.

С XVI в. европейские государства стали заключать с мусульманскими странами, начиная с Турции, договоры, в которых предусматривался режим капитуляций. Сущность данных неравноправных договоров заключалась в предоставлении гражданам западных стран особых привилегий (неподсудность местным судам, местное самоуправление, торговые льготы и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.