Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность отдельных видов субъектов международного права 5 страница




2. Судебные средства. Если при согласительной процедуре главное состоит в достижении соглашения между сторонами, основанного на их взаимной воле, то при судебном разрешении стороны основывают соглашение на императиве суда. Однако и здесь возникают согласительные моменты.

Судебные средства примирения осуществляются в формах:

1) международного арбитража – третейского суда для решения споров, сторонами которых являются государства и международные организации;

2) международного суда – учреждения, действующего на постоянной основе, состоящего из независимых судей, призванного разрешать международные споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения.

В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению:

– межгосударственных споров (Международный суд ООН);

– дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека – Страсбургский суд);

– трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ);

– по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал);

– различных категорий споров (Европейский суд ЕС).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Решения судов основаны на нормах международного права, справедливости, обязательны для сторон и обжалованию не подлежат.

Важное место в разрешении международных споров занимает международный арбитраж. Международный арбитраж как одно из старейших средств мирного разрешения международных споров представляет собой организованное на основе соглашения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон.

Существует два вида арбитражных органов: институционный (постоянный) арбитраж и арбитраж специальный (ad hoc).

Институциональный арбитраж осуществляется постоянно действующим арбитражным органом, государства заранее обязуются передавать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.

Арбитраж ad hoc создается сторонами для рассмотрения конкретного спора между государствами. В этом случае спор передается на рассмотрение арбитража на основании арбитражного соглашения сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбитров или конкретных лиц в качестве арбитров, процедура рассмотрения спора, место и язык разбирательства и другие вопросы.

Можно выделить три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство:

– специальное соглашение, передающее существующий спор в арбитраж;

– специальное положение в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть при толковании или применении договора;

– общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами.

§ 3. Процедура разрешения споров в ООН

Организация Объединенных Наций играет важную роль в предотвращении и устранении международных споров и ситуаций, которые могут привести к международным трениям или вызвать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо положений Устава органы ООН в своей деятельности по предотвращению и разрешению споров руководствуются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, такими как Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности.

Государства-участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов и рекомендаций для урегулирования разногласий. Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», учитывая процедуру, которая уже была принята сторонами.

Споры юридического характера должны передаваться сторонами в Международный суд. Для предупреждения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными, но не наносящими ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. В практике ООН применялись такие временные меры, как создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязания сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий.

Применение временных мер с участием ООН в кризисных районах обычно осуществлялось уже после начала конфликта. В настоящее время стоит задача планирования временных мер на случай непредвиденного развития обстоятельств по просьбе правительства или всех заинтересованных сторон или с их согласия, а также при возникновении межгосударственных споров.

В настоящее время принцип мирного урегулирования международных споров находит широкое признание в рамках превентивной дипломатии, а именно использование ее в целях ослабления или предотвращения напряженности до того, как такая напряженность перерастет в конфликт. Превентивная дипломатия может осуществляться Генеральным секретарем ООН либо через старших должностных лиц или специализированными учреждениями и программами, а также Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей и региональными организациями в сотрудничестве с ООН.

В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкретных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имеющиеся в его распоряжении различные средства, например, назначение Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо определенному вопросу.

Когда какой-либо спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без созыва заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ним. В ходе консультаций Совет Безопасности рассматривает возможность применения вооруженной силы или экономических санкций.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Международное право/ под ред Г.И. Тункина. - М., 1982.

2.Международное право/ под ред. Ю.Н. Колосова и Ви.И. Кузнецова. - М., 1998.

3.Международное право/ под ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. - М., 1999.

4.Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 2000.

5.Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриев, Б.К. Бекяшев, К. А.Бекяшева, В.В. Устинов (и др.) - М., 2004.

6.Международное право: учеб. для студентов вузов. Под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. - М., 2006.

7.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. - М., 2007.

8.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М., 2007.

9.Международное право в документах. - М., 1982.

 

 

Дополнительная литература

1. Блищенко, И.П. Прецеденты в международном праве / И.П. Блищенко. – М., 1977.

2. Левин, Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров / Д.Б. Левин. – М., 1977.

3. Энтин, М.Л. Международные судебные учреждения / М.Л. Энтин. – М., 1984.

4. Энтин, М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы / М.Л. Энтин. – М., 1997.

 

ТЕМА № 14 «Право внешних сношений»

 

ПЛАН:

1. Понятие и источники права внешних сношений

2. Органы внешних сношений

3. Дипломатическое право




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.