Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Экологические преступления




Экологические преступления.

Охрана природной среды в международном праве

Международные природоохранительные организации.

Понятие и предмет, источники и принципы международно-правовой охраны окружающей среды

Международно-правовая охрана окружающей среды — одна из функций международного сотрудниче­ства. Она находится в системе организационно-пра­вовых мер, предпринимаемых членами мирового сооб­щества по охране природы Земли, рациональному ис­пользованию ее ресурсов, оздоровлению окружающей человека среды.

Постепенное увеличение количества международно-правовых актов природоохранительного профиля при­водит к образованию в рамках международного зако­нодательства отдельной самостоятельной отрасли — экологического законодательства, включающего меж­дународно-правовые документы об охране, использо­вании, оздоровлении окружающей природной среды.

Европейское экологическое законодательство есть часть международного экологического права, которое по своей сути требует некоторой теоретической подго­товки для своего формирования, развития и практичес­кого применения.

Первой попыткой эколого-правового регулирования в Европе считается запрещение королем Эдвардом I (1306 г.) применения каменного угля в открытых кост­рах в Лондоне.

Уже в период первой промышленной революции правовые методы были направлены на защиту чистоты атмосферного воздуха, для чего были приняты соответ­ствующие нормы в Германии (1869 г.), Люксембурге (1872 г.), Италии (1965 г.), в Англии (1963 г.). Первые законодательные акты были направлены на защиту от­дельных компонентов природной среды.

Однако самую страшную угрозу для человечества и для биосферы представляют ядерное оружие, пробле­ма радиоактивных отходов, радиоактивного заражения окружающей среды.

Природа не знает государственных границ, она все­обща и едина. Ее объекты либо находятся в пределах международных пространств (Космос, Мировой оке­ан, Арктика и Антарктида, атмосферный воздух), либо перемещаются по территории различных государств (мигрирующие группы млекопитающих, птиц, рыб). Эти объекты природы не входят в юрисдикцию госу­дарств и не являются чьим-либо национальным достоя­нием. Их осваивают и охраняют на основании различ­ных договоров, международных конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия в рамках международ­ного сотрудничества.

Защита природы и рациональное использование ее ресурсов — глобальная проблема современного чело­вечества. Основными условиями решения этой пробле­мы являются:

а) проведение всеми государствами единой эколо­гической политики по отношению к природе;

б) мир во всем мире и ядерное разоружение;

в) активное участие государств в акциях по между­народной охране окружающей среды, осуществляемой в рамках ООН;

г) разработка и принятие международных договоров по охране окружающей среды — основного источника международного экологического права.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется междуна­родным экологическим правом, в основе которого ле­жат общепризнанные принципы и нормы.

1. Окружающая среда — общая забота человечества.

Смысл этого принципа заключается в том, что между­народное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую сре­ду. Этот принцип не является новым, он применяется в различных отраслях международного права.

2.Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Природные ресурсы за пределами действия национальной юрисдикции являются, общим достоянием, и сохране­ние их есть задача всех государств и народов мира; ок­ружающая среда не подлежит национальному присво­ению путем провозглашения над ней суверенитета, использования, оккупации или любыми другими средствами. Данный принцип закреплен в Договоре о Космосе (1967 г.), Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.). Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.), а также на Конферен­ции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.)

3.Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Все государства и международ­ные межправительственные организации вправе без ка­кой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде. Этот принцип отражен в Договоре об Антарктике (1959 г.), Договоре о Космосе (1967 г.), Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), Соглашении о Луне (1979 г.) и др.

4.Рациональное использование окружающей среды. Эксплуатация природных ресурсов должна осуществ­ляться на максимально экономном и устойчивом уров­не. Государства обязаны осуществлять эффективные мероприятия по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов. Это предусмотрено, в частности, Конвенцией о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (1958 г.), Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвен­цией об охране мигрирующих видов животных (1979 г.).

5.Содействие международному сотрудничеству в ис­следовании и использовании окружающей среды. Международные проблемы, связанные с сохранением окру­жающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, на основе равноправия и взаимной выгоды, в целях предотвращения, уменьшения и устранения от­рицательного воздействия на окружающую среду и вос­производство природных ресурсов. Данный принцип является одним из основных принципов международ­но-правовой охраны окружающей среды и закреплен практически во всех международных договорах, напри­мер, Конвенции об охране морских живых ресурсов Ан­тарктики (1980 г.), Конвенции ООН но морскому пра­ву (1982 г.) и др.

6.Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундамен­тальных свобод. Еще на первой Конференции ООН по правам человека в I968 г. международное сообщество признало взаимозависимость мира и прав человека.

В 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция ООН по окружающей среде, которая ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической поли гике государств и международных сообществ. Первый принцип Сток­гольмской декларации (1972 г.) провозглашает связь между правами человека и окружающей средой. По ито­гам этой конференции была принята Декларация, в ко­торой определялись стратегические цели и направле­ния действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды.

Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби(Кения).

Конференция ООН по окружающей среде и разви­тию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), где встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Это был самый впечатляющий форум по экологии в XX в.

Открывая конференцию, Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали отметил: «Никогда ранее в истории гак много не зависело для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете».

Важнейшими достижениями Конференции ООН (Рио-92) было признание следующих фактов: «пробле­ма окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4); «госу­дарства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здо­ровье и целостность экосистемы Земли»(принцип 7); «мир, развитие и защита окружающей среды взаимо­связаны и неразделимы» (принцип 25).

7. Предосторожный подход к окружающей среде. Этот принцип закреплен в Принципе 15 Декларации (Рио-92) и гласит: в целях защиты окружающей среды государ­ства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип предосторожности. Государства широко применяют предосторожный подход к сохранению трансграничных рыбных запасов и далеко мигрирующих рыб, управлению ими и их использованию с тем, чтобы защищать морские ресурсы и сохранять морскую среду (Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г.).

8. Право на развитие. Этот принцип предусматривает, чтобы право на развитие было тесно связано с охраной окружающей среды. Он четко изложен в Принципе 3 Декларацией Рио-92: право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлет­ворялись потребности нынешнего и будущих поколе­ний в области развития и окружающей среды.

9. Предотвращение вреда. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производства и ка­тегории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вре­да окружающей среде или его существенного уменьше­ния. Содержание этого принципа раскрыто в ст. II Всемирной хартии природы, принятой Генеральной Ассам­блеей ООН от 28 октября 1982 г.

Всемирная хартия природы определила приоритет­ные направления экологической деятельности между­народного сообщества на тот период, что в значитель­ной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. По мнению мно­гих ученых и специалистов, Всемирная хартия природы в сравнений с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) про­двинулась дальше по пути «генерализации международ­ных юридических принципов охраны окружающей сре­ды и рационального использования природных ресурсов».

В Хартии провозглашались следующие основные принципы:

1. Человечество осознает, что является составной ча­стью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.

2. Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы жизни, дикой или^домашненной, должна сохранять­ся, необходимую для этого среду обитания следует со­хранять.

3. Все регионы Земли как на суше, так и на морях должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам — типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчеза­ющих видов.

4. Природные ресурсы должны не расточаться, а ис­пользоваться умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии: биологические ресур­сы используются лишь в пределах их природной спо­собности к восстановлению; ресурсы многократного пользования, включая воду — повторно или рециркулироваться.

Согласно Хартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведет к подрыву основ ци­вилизации.

Принцип предотвращения вреда закреплен в п. «с» ст. 7 и п. «в» ст. 8 Конвенции о биологическом разнообразии (1992 г.), в ст.7 Принципов и правил ЮНЕП по охране окружающей среды (1987 г.).

10. Предотвращение загрязнений окружающей среды. Каждое государство должно принять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды. Для этих целей государства обязаны использовать применяемые на практике меры. Данный принцип закреплен во многих международных договорах и международных конвенциях, например, в Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), Международной конвенции по предотвраще­нию загрязнения с судов (1973 г.), Конвенции по пре­дотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.), Конвенции по защите мор­ской среды района Балтийского моря (1974 г.), Конвен­ции по предотвращению загрязнения Средиземного моря (1976 г.), Конвенции по предотвращению загряз­нения Рейна химическими веществами (1976 г.) и др.

11. Ответственность государств: Согласно этому принципу любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды.

Данный принцип закреплен в принципе 13 Декларации Рио-92, который обязывает государства сотрудничать в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности за негативные последствия экологического ущерба, при­чиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией и контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

Государства, согласно принципу 13 Декларации Рио-92, должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за негативные последствия экологического ущерба и компенсации за такой ущерб.

12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов. Любой иммунитет от судебного разбирательства в соответствии с национальным законодательством или международным правом неприменим в отношении обязательств, возни­кающих в силу положений ряда международных кон­венций в области охраны окружающей среды.

В материальном смысле под источниками междуна­родного экологического права следует понимать волю членов мирового сообщества, направленную на охрану и рациональное использование окружающей природ­ной среды.

В формальном смысле источниками международно-правовых экологических норм являются соответству­ющие правовые формы, в которых выражаются все нор­мы международного права — договоры, соглашения, конвенции, резолюции, конференции и т. п. Иногда, в отдельных случаях, в силу сложившихся обстоятельств, источниками международных эколого-правовых норм служат нормативные акты внутреннего законодатель­ства.

В настоящее время имеется около 500 международ­ных соглашений по различным аспектам охраны окру­жающей среды. Они могут быть: многосторонними; универсально-глобальными и региональными; регули­рующими общие вопросы защиты окружающей среды либо отдельных объектов Мирового океана, атмосфе­ры Земли и околоземного космического пространства, и т. д.

Анализ договорной практики по охране окружающей среды свидетельствует, что наиболее активно развиваются договорные отношения на двусторонней и регио­нальной основе, направленные на регламентацию охраны отдельных природных объектов в определенных районах.

Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия природы. Они имеют определяющие значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.

Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя обычные нормы международного права и в силу этого являются обязательными для государств. Последние стремятся к их вы­полнению.

Источником международно-правовой регламента­ции охраны природной среды является также между­народный обычай. Ему в охране окружающей среды принадлежит еще значительная роль, ибо эксплуатация многих природных ресурсов пока не регламентируется договорными нормами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.