Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА №10: Права человека и Международное право




ВРЕМЯ – 2 часа

ЦЕЛИ:

1.Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы;

2. Изучить понятие «прав человека» их классификацию

3. Изучить и проанализировать различные категории населения, защиту их прав и свобод.

Проанализировать основополагающие начала, на которых базируется право

Учебно-методическое обеспечение:

- лекционные тетради

- терминологические словари

 

Вопросы семинарского занятия по теме 10:

1. Права человека: понятие, классификация и международные стандарты

2. Механизмы международного сотрудничества в области прав человека

3. Механизмы международного контроля над соблюдением прав человека

1. Права человека: понятие, классификация и международные стандарты

Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., которая дала толчок к разработке и заключению многочисленных конвенций по правам человека.

Одно из центральных мест в системе обеспечения и защиты прав человека занимает Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Права человека с позиций международного права – это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе.

Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. И право, и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Разница заключается в том, что порядок реализации права в той или иной степени регламентируется, а свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

В международно-правовых документах традиционно сохраняется классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

1) гражданские права: право на жизнь; неприкосновенность личности; свободу личности; свободу передвижения; равенство перед судом; презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана; безопасность личности; свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; гласное, с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом; свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свободу совести, мысли и религии и др.;

2) политические права: право на участие в управлении своей страной; равный доступ к государственной службе в своей стране; свободу убеждений и свободное выражение их; свободу мирных ассоциаций и собраний и др.;

3) экономические права: право на владение имуществом; право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и др.;

4) социальные права: право на труд и свободный выбор профессии; равную оплату за равный труд; свободно создавать профессиональные союзы; справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование; вступление в брак и создание семьи; защиту материнства и детства; отдых и досуг; жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход); социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и др.;

5) культурные права: право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора; образование; участие в культурной жизни; пользование результатами научного прогресса и их практическое применение и др.

Существует классификация прав человека в соответствии с хронологическими критериями, которая получила в международно-юридической литературе название «концепция трех поколений прав человека». В соответствии с ней права человека делятся на три основные группы:

1) первое поколение – гражданские и политические права, осознание и декларация которых начинаются с периода Великой французской революции;

2) второе поколение – социально-экономические и культурные права, которые нашли отражение в международно-правовых актах сразу после Второй мировой войны;

3) третье поколение – право на мир, здоровую жизненную среду, развитие, разоружение – с 1960-х гг., так называемые коллективные права. Данные права принадлежат крупным объединениям индивидов (народам, нациям). Кроме того, к коллективным правам относятся права на самоопределение, свободно распоряжаться своими естественными богатствами. В рамки третьего поколения прав умещаются так называемые естественные права человека – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность.

2. Механизмы международного сотрудничества в области прав человека

Вопросами прав человека на международном уровне занимаются многочисленные государственные и негосударственные организации. Универсальные межправительственные организации и органы такого характера можно было бы разделить на политические и экспертные.

Правами человека в той или иной степени занимаются все главные органы ООН, включая Генеральную Ассамблею и ЭКОСОС.

К ведению Генеральной Ассамблеи ООН относится содействие осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Ежегодно Генеральная Ассамблея на своих сессиях сначала в рамках Третьего комитета, специально занимающегося вопросами прав человека, а затем на своих пленарных заседаниях принимает большое число резолюций, хотя и имеющих лишь рекомендательный характер, но обладающих значительным морально-политическим эффектом. На них опираются политические и общественные организации и движения. Такого рода документы создают климат и фон при обсуждении вопросов прав человека на различных международных форумах. Наконец, нередко они являются базой для разработки будущих документов, обязательных для соблюдения государствами.

Экономический и Социальный совет дает рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. На его ежегодных сессиях проблемы прав человека – главнейшие среди других вопросов экономического и социального характера.

Комиссия ООН по правам человека – функциональная комиссия ЭКОСОС в этой области. Она состоит из 54 представителей государств-членов ООН, избираемых ЭКОСОС на трехлетний период. В ее рамках действуют различные рабочие группы, специальные докладчики по тем или иным проблемам прав человека. На своих ежегодных сессиях Комиссия принимает большое число резолюций практически по всей правочеловеческой проблематике. Среди функций Комиссии – проведение исследований, представление рекомендаций ЭКОСОС. Комиссия содействует также кодификации и прогрессивному развитию международного права в области прав человека, подготавливая проекты международных деклараций, соглашений и других документов.

Значительный вклад в решение проблематики прав человека вносят специализированные учреждения ООН, такие как МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО.

К региональным организациям, занимающимся правами человека, можно отнести Организацию американских государств (ОАГ), Совет Европы, Организацию африканского единства (ОАЕ), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организацию «Исламская конференция».

3. Механизмы международного контроля над соблюдением прав человека

В течение нескольких десятилетий международные организации и органы уделяют большое внимание вопросам прав человека, однако предстоит сделать еще больше.

Под эгидой Комиссии ООН по правам человека действует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции Экономического и Социального совета 1503 от 27 мая 1970 г. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, поскольку не зависит от согласия государств, ей может воспользоваться гражданин любого государства. В то же время для того чтобы жалоба была рассмотрена, она должна отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой.

Эта процедура – не судебная, и рассмотрение таких жалоб не имеет, по существу, серьезных последствий для соответствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека.

В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, приведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время является бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире.

Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав человека в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные органы положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.

Конвенции по правам человека универсального характера предусматривают, как уже отмечалось, представление и рассмотрение соответствующими комитетами экспертов на регулярной основе докладов о законодательных, судебных, административных и других мерах, принимаемых государствами-участниками с целью выполнения своих обязательств. Комитеты на основе такого рассмотрения принимают развернутые заключения и рекомендации. Эта процедура является главной формой контроля над осуществлением соответствующих конвенций.

Вместе с тем в них заложены и другие контрольные функции и механизмы для достижения поставленных в этих международно-правовых актах целей. Так, в некоторых из этих конвенций закреплена процедура, согласно которой государство может направлять жалобы, касающиеся действий других государств-участников. Например, согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 11) ей может воспользоваться любое государство-участник. Для этого предусматривается, в частности, создание согласительных органов. Однако к этой процедуре государства практически не прибегают.

В то же время в Комитете по правам человека и других конвенционных органах значительное развитие получила контрольная функция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является, как уже отмечалось, факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответствующее государство.

При рассмотрении петиций международные конвенционные органы руководствуются некоторыми критериями и прежде всего правилом о том, что такие жалобы не рассматриваются, если те, кто подал петицию, не исчерпали все доступные внутренние национальные средства государства по правовой защите (это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств чрезмерно затягивается). Рассмотрев петиции и разъяснения государств по этому поводу, эти органы могут делать предложения и давать рекомендации как лицам или группам лиц, их направивших, так и государствам-участникам. Данный характер процедуры дает основания считать ее полусудебной.

Однако недостатком ее функционирования является то, что сегодня такого рода петиции поступают почти исключительно от жителей Западной Европы, где имеются определенный уровень правосознания населения и условия для функционирования такого механизма, хотя для этих стран и без того характерна высокая степень защиты прав человека.

Граждане государств, где в силу исторических и прочих обстоятельств уровень защиты прав населения невысок или они не делают заявлений о присоединении к этим факультативным процедурам, таким правом не пользуются.

Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой была деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 г. вступил в силу Протокол № 11 к Конвенции о правах человека и основных свободах 1950 г. (далее – Конвенция 1950 г.), предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского суда по правам человека.

В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств-членов Совета Европы по этому вопросу, как это имело место до настоящего времени. Европейский суд по правам человека в соответствии с Конвенцией 1950 г. признается главенствующей инстанцией, осуществляющей защиту прав и свобод человека в рамках Совета Европы. Согласно Конвенции 1950 г. в ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней.

Следует отметить, что перед тем, как жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий, обозначенных Конвенцией 1950 г.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или протоколами к ней. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству государств. В частности, Конституция РФ (глава «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на социальное обеспечение. Таким образом, данное право не подпадает под юрисдикцию Суда, которая основана исключительно на положениях Конвенции 1950 г.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции 1950 г. государством-участником.

В-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.

Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников Конвенции 1950 г. их прав, признанных в данной Конвенции или в протоколах к ней. В свою очередь, государства-участники Конвенции 1950 г. никоим образом не должны препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она является анонимной или по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если она не содержит новых относящихся к делу фактов. Кроме того, Суд может объявить неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее не совместимой с положениями Конвенции 1950 г. или протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы. Он может отклонить любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой, и может сделать это на любой стадии разбирательства.

В том случае, если заявление не принимается Судом к рассмотрению, решение относительно того, имело ли место нарушение государством-ответчиком положений Конвенции 1950 г., принимается Комитетом министров, который обращается к государству-наруши­телю с предложением принять меры для восстановления нарушенного права и его соблюдения.

Число судей, входящих в состав Суда, равно числу государств-участников Конвенции 1950 г. В составе Суда не должно быть более одного судьи одного и того же гражданства. Судьи избираются сроком на шесть лет с правом переизбрания. Они избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы большинством поданных за него голосов из представленного государствами-участниками Конвенции 1950 г. списка, включающего трех кандидатов. Срок полномочий судей истекает по достижение ими 70 лет.

Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве, не представляя интересы государств, гражданами которых они являются. На протяжении всего срока пребывания в должности они не могут принимать на себя отправление функций, не совместимых с предъявляемыми к этой должности требованиями независимости, беспристрастности и незанятости другими делами. При этом судья может быть отстранен от должности только в случае, если другие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.

Решение Суда носит окончательный характер и не подлежит обжалованию. В то же время Суд вправе возобновить разбирательство, если поступают сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах, которые могли бы оказать определяющее влияние на исход дела. Решения Суда принимаются большинством голосов присутствующих членов. Голоса подаются в последовательности, обратной порядку старшинства. Если же голоса разделились поровну, то голос председателя Суда является решающим.

Касаясь вопроса о компетенции Суда, следует отметить, что согласно Конвенции 1950 г. под его юрисдикцию подпадают любые дела о толковании и применении Конвенции, возбужденные в установленном порядке. Кроме того, Суд может по просьбе Комитета министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции 1950 г. и протоколов к ней.

Государства-участники Конвенции 1950 г. обязуются исполнять окончательные постановления Суда по спорам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением.

В соответствии с Конвенцией 1950 г. надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридическое решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции 1950 г.

Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, в частности Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.

Темы для доклада:

1. Основные международные акты по защите прав человека.

2. Каков механизм имплементации международных норм по правам человека в российском законодательстве?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.