Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА №13: Международно-правовые средства обеспечения мира и разрешения международных споров




ВРЕМЯ – 2 часа

ЦЕЛИ:

1. Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы;

2. Изучить понятие международного спора и международного конфликта

3. Определить и изучить международно-правовые средства обеспечения мира и предотвращения войн, а так же процедуру разрешения споров в ООН.

Учебно-методическое обеспечение:

- лекционные тетради

- терминологические словари

 

Вопросы семинарского занятия по теме 13:

1. Понятие международного спора.

2. Международно- правовые средства разрешения споров, конфликтов.

3. Процедура разрешения споров в ООН.

1. Понятие международного спора

Понятием «международный спор» обычно характеризуются разногласия между государствами. Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуация.

Ситуация – совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами. Ситуация – это состояние потенциального спора. При ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения, ситуация может привести к трениям между государствами или вызвать спор между ними, может угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

В основе международного спора лежит целый ряд факторов экономического, социального, идеологического, военного, международно-правового характера.

В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или большим число субъектов международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения.

Спорэто совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.

Спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация имеет место тогда, когда столкновения интересов государств не сопровождаются взаимным предъявлением претензий, хотя и порождают трения между ними.

Ситуация – более широкое понятие, чем спор, но есть общий признак, характеризующий как спор, так и ситуацию, – это столкновение интересов государств.

Различают два вида споров и ситуаций: подвергающие и не подвергающие угрозе международный мир и безопасность.

Споры и ситуации, не подвергающие угрозе международный мир и безопасность, вызывают международные терния, а для поддержания дружеских отношений и сотрудничества между государствами необходима ликвидация любых международных трений.

Устав ООН не устанавливает критериев разделения споров и ситуаций на две указанные категории, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности. В ст. 34 Устава ООН говорится: «Совет Безопасности уполномочивает расследовать спор и любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

Решение вопросов о том, представляет ли спор или ситуация угрозу международному миру и безопасности, обусловлено конкретными обстоятельствами каждого конкретного спора и ситуации, а также зависит от характера внешней политики спорящих либо вовлеченных в ситуацию сторон. Однако принцип мирного разрешения международных споров распространяется на все международные споры и ситуации, независимо от того, угрожают они или нет международному миру и безопасности.

Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора; степени опасности для международного мира; географии распространения; числу субъектов. Международный спор упоминается во многих многосторонних и двухсторонних договорах.

Существует перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера. Правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного суда ООН, являются ссоры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательств. Особое место среди разнообразия международных споров занимают территориальные споры, т.е. споры о принадлежности определенного участка территории, которые часто сопровождаются опасными политическими кризисами и вооруженными конфликтами.

2. Международно-правовые средства разрешения споров, конфликтов

С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и существования должен действовать принцип мирного разрешения международных споров как общепризнанный императивный принцип международного права.

Международные юридические споры разрешаются средствами арбитража и суда, политические споры разрешаются государствами путем переговоров, которые должны осуществляться на основе международного права.

Урегулирование споров на основе международного права означает применение:

1) международных конвенций как общих, так и специальных, устанавливающих правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общих принципов права, признанных цивилизованными нациями;

4) судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними споров и конфликтов. Такое право вытекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела.

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде международно-правовых средств такого урегулирования.

Мирные средства разрешения споров подразделяются на согласительные и судебные средства.

1. Согласительные средства – их суть заключается в том, что споры улаживаются в результате прямого контакта сторон и соглашения. Среди них выделяют следующие.

Переговоры – это поиск решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Как правило, споры решаются с помощью переговоров по дипломатическим каналам. Переговорами решаются как юридические, так и политические споры.

Переговоры можно классифицировать:

– по предмету спора;

– количеству участников;

– уровню представительства сторон.

Переговоры могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. Помимо дипломатических каналов переговоры могут осуществляться и на конференциях, а также путем обмена посланиями.

Консультации – это одна из разновидностей переговоров. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае необходимости консультировать друг друга для устранения возможных разногласий. Целью консультации является предупреждение возникновения международных споров.

Добрые услуги – это такой способ разрешения споров, при котором третья сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегулирования. Ей может оказаться как государство, так и его должностные лица или организации. Согласие на оказание добрых услуг должно быть получено у всех участников спора. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. Третья сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует, а только облегчает взаимодействие спорящих сторон.

Посредничество – это непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Посредник, участвующий в переговорах, призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера. Посредниками могут быть как государства, так и международные организации и органы, а также отдельные лица. Особенность посредничества – неформальность и конфиденциальность.

Установление фактов – процедура, применяемая в случаях, необходимых для установления фактов, лежащих в основе спора, в частности, установления нарушения соглашения. В этих случаях обычно создается комиссия по установлению фактов – следственная комиссия. Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол. Потом комиссия составляет доклад, который ограничивается только установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решения комиссии по своему усмотрению.

Примирение сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно осуществляется согласительной комиссией, которая имеет более широкие полномочия, чем следственная. Она не ограничивается только установлением фактов нарушения соглашения, но и предлагает меры для урегулирования спора, стремится привести стороны к соглашению. Согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено Председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

2. Судебные средства. Если при согласительной процедуре главное состоит в достижении соглашения между сторонами, основанного на их взаимной воле, то при судебном разрешении стороны основывают соглашение на императиве суда. Однако и здесь возникают согласительные моменты.

Судебные средства примирения осуществляются в формах:

1) международного арбитража – третейского суда для решения споров, сторонами которых являются государства и международные организации;

2) международного суда – учреждения, действующего на постоянной основе, состоящего из независимых судей, призванного разрешать международные споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения.

В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению:

– межгосударственных споров (Международный суд ООН);

– дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека – Страсбургский суд);

– трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ);

– по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал);

– различных категорий споров (Европейский суд ЕС).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Решения судов основаны на нормах международного права, справедливости, обязательны для сторон и обжалованию не подлежат.

Важное место в разрешении международных споров занимает международный арбитраж. Международный арбитраж как одно из старейших средств мирного разрешения международных споров представляет собой организованное на основе соглашения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон.

Существует два вида арбитражных органов: институционный (постоянный) арбитраж и арбитраж специальный (ad hoc).

Институциональный арбитраж осуществляется постоянно действующим арбитражным органом, государства заранее обязуются передавать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.

Арбитраж ad hoc создается сторонами для рассмотрения конкретного спора между государствами. В этом случае спор передается на рассмотрение арбитража на основании арбитражного соглашения сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбитров или конкретных лиц в качестве арбитров, процедура рассмотрения спора, место и язык разбирательства и другие вопросы.

Можно выделить три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство:

– специальное соглашение, передающее существующий спор в арбитраж;

– специальное положение в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть при толковании или применении договора;

– общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами.

3. Процедура разрешения споров в ООН

Организация Объединенных Наций играет важную роль в предотвращении и устранении международных споров и ситуаций, которые могут привести к международным трениям или вызвать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо положений Устава органы ООН в своей деятельности по предотвращению и разрешению споров руководствуются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, такими как Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности.

Государства-участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов и рекомендаций для урегулирования разногласий. Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», учитывая процедуру, которая уже была принята сторонами.

Споры юридического характера должны передаваться сторонами в Международный суд. Для предупреждения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными, но не наносящими ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. В практике ООН применялись такие временные меры, как создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязания сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий.

Применение временных мер с участием ООН в кризисных районах обычно осуществлялось уже после начала конфликта. В настоящее время стоит задача планирования временных мер на случай непредвиденного развития обстоятельств по просьбе правительства или всех заинтересованных сторон или с их согласия, а также при возникновении межгосударственных споров.

В настоящее время принцип мирного урегулирования международных споров находит широкое признание в рамках превентивной дипломатии, а именно использование ее в целях ослабления или предотвращения напряженности до того, как такая напряженность перерастет в конфликт. Превентивная дипломатия может осуществляться Генеральным секретарем ООН либо через старших должностных лиц или специализированными учреждениями и программами, а также Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей и региональными организациями в сотрудничестве с ООН.

В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкретных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имеющиеся в его распоряжении различные средства, например, назначение Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо определенному вопросу.

Когда какой-либо спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без созыва заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ним. В ходе консультаций Совет Безопасности рассматривает возможность применения вооруженной силы или экономических санкций.

Темы для доклада:

1. Особенности механизма мирного разрешения споров в ОБСЕ.

2. Каковы основные органы по разрешению споров, которые учреждены в рамках СНГ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.