Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты изменений прилагаются к тексту рабочей программы обязательно




В случае отсутствия изменений и дополнений вместо содержания изменений вносится запись «Принята без изменений».

 

 


Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

Изучение общественного мнения – та область социологической науки, которое за последнее столетие претерпела существенные изменения. За столетие социология общественного мнения перешла от первых неуверенных (опирающихся на метод проб и ошибок) попыток его изучения к опирающейся на научную методологию и методы индустрии опросов населения. И в настоящее время все чаще говорят об изучении общественного мнения в мировом масштабе, построении репрезентативной глобальной выборки. Несомненные достижения в изучении общественного мнения требуют изучения истории становления системы опросов, ее когнитивных и социальных аспектов. Этому способствует дисциплина «Социологические проблемы изучения общественного мнения», которая вооружает студентов методами познания различных сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной, правовой и др.

Содержание учебно-методических материалов соответствует программе дисциплины. Определенную трудность в подготовке к семинарским занятиям и зачету составляет то обстоятельство, что отсутствуют учебники по данной дисциплине. В связи с этим подготовлены подробный глоссарий, опорный конспект лекций в схемах и персоналии в зарубежной и российской социологии, разрабатывавшие проблемы общественного мнения, которые должны ориентировать читателя, а особенно студентов-заочников, в поисках ответа на вопросы, раскрывающие содержание темы.

На лекциях излагается основное содержание тем курса, даются методические указания по дальнейшей работе студента. Работа на семинарах и самостоятельная работа направлены на освоение отдельных тем курса, знакомство с литературой, выработку навыков, указанных в требованиях к уровню освоения дисциплины.

Приступая к изучению материалов занятия, студенты вначале должны ознакомиться с методическими рекомендациями, литературой, первоисточниками по соответствующей теме. В планах семинарских занятий предложен круг вопросов, заданий и тем рефератов, который подобран так, чтобы было по частям раскрыто содержание темы в целом. Вместе с тем, вопросы и задания направляют студентов на творческий подход к освоению дисциплины. Реферат как форм учебной работы учебным планом не предусмотрен. Однако приобретение навыков реферирования позволяет студентам самостоятельно или под руководством преподавателя успешно осваивать дисциплину.

Наиболее распространенной формой самостоятельной работы студентов является чтение основной и дополнительной литературы по курсу, конспектирование и заучивание материала. Во время чтения материала по той или иной теме необходимо обратить внимание на содержание основных понятий, категорий и терминов, употребляемых в данной дисциплине. Их определение в различной литературе может быть различным. Вчитываясь внимательно и размышляя над тем или иным определением понятия, категории, термина можно заметить, что определение предлагает особый срез видения проблемы. Плюрализм содержания понятий, категорий и терминов стоит учитывать и по возможности при ответе обращать на это внимание, давая сравнительный анализ различий и сходства определений и представлений о каком-либо общественном явлении.

Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и конспектирования. Конспекты бывают нескольких видов:

1. Плановый конспект – конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

2. Свободный конспект – конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

3. Текстуальный конспект – конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

4. Тематический конспект – конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

Конспект должен последовательно и логично отражать взаимосвязь важнейших суждений и позиций автора или авторов, отражать основную суть конспектируемой темы курса. Составленный конспект поможет в запоминании прочтенного материала. Рекомендуется основные понятия темы выучить наизусть. Выученные понятия и категории позволят легко ориентироваться в теме и принимать активное участие в обсуждении ее на семинарских занятиях.

Настоящим учебно-методическим комплексом предусмотрены устные рефераты по проблематике общественного мнения на семинарских занятиях. Целью данной работы является публичное сообщение или изложение проблемы, расширяющее или дополняющее основные вопросы семинарского занятия. Подготовка устного реферата носит самостоятельный характер под контролем преподавателя и при необходимости консультирование. Тема выбирается студентом из набора тем, имеющихся в планах семинарских занятий или может быть предложена студентом самостоятельно и согласована с преподавателем.

Для подготовки устного реферата вначале необходимо осуществить подборку библиографии по теме. В реферате по возможности отразить имеющиеся точки зрения на поставленную проблему. Обращение студента к подобной форме работы позволяет более глубоко проработать конкретную тему, учесть индивидуальные интересы студентов, актуализировать у слушателей интерес. Устное изложение не должно превышать более 15 минут семинарского времени. Умение уложиться в отведенные временные рамки вырабатывает у студента культуру умственной деятельности.

Для освоения дисциплины необходимо выполнение практических заданий, знакомство с опытом изучения общественного мнения. Подобного рода задания сформулированы в программе семинарских занятий как индивидуальные задания. Выполнению этих заданий будет способствовать чтение средств массовой информации, специализированных журналов, например, таких как «Мониторинг общественного мнения» и др. Не стоит пренебрегать так же и Интернет-ресурсами, но ни в коем случае не скачивать готовые рефераты.

В заключении студент должен ответить на вопросы тестов. Если вопросы тестов показались достаточно сложными, нужно еще раз вернуться к учебным текстам, глоссарию, персоналиям. Затем повторить попытку ответить на вопросы тестов.

При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на контрольные вопросы к зачету, перечень которых представлен в полном соответствии с образовательной программой.

 


Опорный конспект лекций в схемах по дисциплине «Социологические проблемы изучения общественного мнения»

Составитель: к.с.н., доцент Е. А. Маженина




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.