Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 2 страница




Большинство согласных русского языка представлено парами по твердости-мягкости. При их сочетании часто происходит ассимилятивное смягчение вследствие воздействия мягкого согласного на твёрдый. В русском языке способностью принять "мягкость" от соседнего звука обладают, в основном, переднеязычные зубные согласные, которые ближе всех остальных звуков находятся к "полюсу мягкости" (месту образования звука [ j ]). Исключение составляют зубные [ л] и [р].

Таблица 8

Ассимиляция по мягкости

Ассимилятивное смягчение ОБЯЗАТЕЛЬНО Ассимилятивное смягчение ФАКУЛЬТАТИВНО Ассимилятивное смягчение ОТСУТСТВУЕТ
в группах СТ’, ЗД’, НЧ’ НШ’, НТ’, НД’: кустик (куст), звезде (звезда), кончик (концы), банщик (банный), бантик (бант), Индия (Индостан) а) зубные перед мягкими губными СМ’, ЗМ’, СВ’, ЗВ’, ТВ’, ДВ’, ТМ’, ДМ’ заднеязычные перед любым мягким согласным
в группах СН’, СЛ’, ТН’, ТЛ’, ЗН’, ЗЛ’, ДН’, ДЛ’, НС’, Н3’: басня (баснописец), ослик (ослы), отнести (относить), потливый (пот), казне (казна), злее (злой), поднести (поднос), бодливый (бодать), балансировать (баланс), бензин (бензовоз) губные перед мягкими губными [р] и [л] перед любым мягким согласным
согласные перед [ j ]
двойные согласные внутри морфемы, на стыке морфем: в ванне, в группе, ранний

Примечание. Ассимиляция по твердости в русском языке наблюдается преимущественно в процессах словообразования.

Например, некоторые суффиксы обладают способностью "отнимать" мягкость у конечного звука основы: камень + н — каменный, январь + ск—январский и т.д.

Другая точка зрения: Ассимилятивное отвердение для русского языка не свойственно. Поскольку в одной и той же позиции отвердение может происходить или не происходить, то вернее говорить о фонетических чередованиях внутри морфем, например: слесарь – слесарный, Казань – казанский, но пыль – пыльный, июнь – июньский, октябрь – октябрьский [Фролова, С. 56].

Таблица 9

Ассимиляция по месту и способу образования

Сочетания звуков Где встречаются данные сочетания Характер ассимиляции Результат ассимиляции Примеры
[С+Ш] внутри слова на стыке служебного и знаменательного слова полная   полная [ш:] [ш:] расшить   с шубой
[С+Ж], [3+Ж] внутри слова на стыке служебного и знаменательного слова полная   полная [ж:] [ж:] разжать   с жалом
[С+Ч’], [З+Ч’ ] внутри слова (на стыке корня и суффикса, внутри корня) полная     [ш:’ ]   подписчик    
внутри слова (на стыке приставки и корня), на стыке служебного и знаменательного слова неполная   [ш’ч’ ]   исчезнуть, из чугуна
орфографическое сочетание Т(Д) + С на стыке корня и суффикса полная   неполная   [ц:] (перед гласным) [ц] (перед согласным) одеться   детский
орфографическое сочетание Т(Д) +Ч’ внутри слова (на любом морфемном стыке) полная [Ч:’] отчитать, отчизна

Диссимиляция – это расподобление двух или более согласных звуков, находящихся в пределах одного слова, по каким-либо акустико-артикуляционным признакам. Если для ассимиляции характерно взаимодействие двух соседних звуков, то диссимилируются очень часто и звуки, находящиеся в одном слове не в непосредственном соседстве друг с другом.

По направлению различают диссимиляцию прогрессивную (например, просторечное произношение пролубь вместо прорубь или современное литературное февраль на месте старого феврарь) и регрессивную (бомбабонба, трамвай — транвай).

В зависимости от того, по какому признаку происходит расподобление звуков, выделяют диссимиляцию по месту и способу образования.

Диссимиляция по способу образования: мягко - мя[хк]о, но мягок – мя[гък]. Труднопроизносимое сочетание двух взрывных согласных – [г] + [к] – заменяется сочетанием щелевого [х] с взрывным [к].

Диссимиляция по месту образования встречается в основном в просторечии и представляет собой нарушение орфоэпической нормы, например:бомба - бо[нб]а. Труднопроизносимое сочетание двух губно-губных согласных звуков [м] и [б] заменяется сочетанием губно-губного [б] с переднеязычным согласным [н].

В русском языке также встречается и упрощение групп согласных (диереза), которое наблюдается при сочетании звуков (более двух) одного места образования, но различных по способу образования.

Обычно выпадают [д] и [т] в окружении зубных:

· сТн – лестный, лестница, корыстный;

· зДн – звёздный, праздник, поздний;

· сТл – счастливый, участливый, хвастливый;

· сТск – туристский, марксистский;

· нТск, нДск – гигантский, финляндский и др.

Реже наблюдается выпадение начальных звуков в группах:

· Лнц – солнце;

· Вств – чувство.

Задание 2. Затранскрибируйте предлагаемые ниже стихотворения. Отметьте все случаи позиционных и фонетических процессов в области согласных звуков. Дайте характеристику звуков в выделенных словах.

Я пережил и многое, и многих,

И многому изведал цену я;

Теперь влачусь в одних пределах строгих

Известного размера бытия.

Мой горизонт и сумрачен, и близок,

И с каждым днем все ближе и темней.

Усталых дум моих полет стал низок,

И мир души безлюдней и бедней.

Не заношусь вперед мечтою жадной,

Надежды глас замолк,— и на пути,

Протоптанном действительностью хладной,

Уж новых мне следов не провести...

По бороздам серпом пожатой пашни

Найдешь еще, быть может, жизни след:

Во мне найдешь, быть может, след вчерашний,—

Но ничего уж завтрашнего нет.

Жизнь разочлась со мной; она не в силах

Мне то отдать, что у меня взяла,

И что земля в глухих своих могилах

Безжалостно навеки погребла.

П.А. Вяземский

***

Как грустно, туманно кругом.

Тосклив, безотраден мой путь.

А прошлое кажется сном,

Томит наболевшую грудь!

Ямщик, не гони лошадей!

Мне некуда больше спешить,

Мне некого больше любить,

Ямщик, не гони лошадей!

Как жажду средь мрачных равнин

Измену забыть и любовь,

А память, мой злой властелин,

Все будит минувшее вновь

Все было лишь ложь и обман…

Прощай, и мечты и покой!

А боль незакрывшихся ран

Останется вечно со мной

Н. Риттер

Задание 3. Затранскрибируйте предлагаемый ниже романс. Отметьте все случаи диерезы.

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час,

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели

Покрыты сумраком стоят.

А под окном шумят метели,

И звуки вальса не звучат …

Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс!

Н. Листов

Задание 4. Затранскрибируйте предлагаемые ниже стихотворения. Сделайте анализ всех ФП, наблюдаемых в данных текстах.

Образец выполнения задания:

Цвето́к засо́хший, безуха́нный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвёл? когда? какой весною?

И долго ль цвёл? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли, как сей неведомый цветок?

А.С. Пушкин

[цв’иЭто́к зÙсо́хшы˙j б’ьзўха́ны˙j/ зÙбы́ты˙j ф Èкн’˙и́˙г’ь в’˙и́жў j˙а́ // ǔ Èво́т ўжэ́ м’иЭч’то́˙j˙ў стра́нъj / дўша́ нÙпо́лн’˙ǔлъс’ мÙj˙а́// гд’˙э́È цв’˙о́л//кÙгда́// кÙко́˙j в’иЭсно́˙j˙ў// ǔÈдо́лгъÈл’ цв’˙о́л// ǔÈсо́рвън к’˙э́м/ ч’˙ўжо́˙j/знÙко́мъjÈл’˙ǔ рўко́˙j˙ў// ǔÈпълÙжо́н с’˙ўда́ зÙч’˙э́м// нÙÈпа́˙м’ьт’ н’˙э́жнъвъÈл’ св’˙ǔда́˙н’jь/ ǔ˙л’˙ǔÈрÙзлу́˙к’˙ǔ ръкÙво́˙j/ и́˙л’Èъд’˙ǔно́къвъ гў˙л’˙а́˙н’jь фÈт’˙ǔшы́ пÙл’˙э́˙j / фÈт иЭн’˙и́ л’иЭсно́˙j// ǔÈжы́вÈл’˙ǔ то́т/ ǔÈта́ жыва́˙Èл’˙ǔ// ǔÈны́˙н’ч’ь гд’˙э́Èи́х ўгÙло́к // ǔ˙л’˙ǔÈужэ́ Ùн’˙и́ ў˙в’˙а́˙л’˙ǔ/ кÙкÈс’˙э́˙j н’иЭв’˙э́дъмы˙j цв’иЭто́к // а́//э́с//пу́шк’˙ǔн]

Количественная редукция встречается в словах:

[м’иЭч’то́˙j˙ў], [ǔÈта́ ж ы ва́˙Èл’˙ǔ],[ǔÈжы́вÈл’˙ǔ],[ фÈт’˙ǔшы́],
[ гў˙л’˙а́˙н’jь],[и́˙л’ÈÙд’˙ǔно́къвъ],[ ǔ˙л’˙ǔÈрÙзлу́˙к’˙ǔ],[ св’˙ǔда́˙н’jь],
[ с’˙ўда́],[ ǔÈпълÙжо́н],[ рўко́˙j˙ў],[ знÙко́мъjÈл’˙ǔ],[ ч’˙ўжо́˙j],
[ ǔÈсо́рвън],[ ǔÈдо́лгъÈл’],[ в’иЭсно́˙j˙ў],[ нÙпо́лн’˙ǔлъс’],[ дўша́],
[ ўжэ́],[ ǔ Èво́т],[ в’˙и́жў],[ зÙбы́ты˙j],[ б’ьзўха́ны˙j],[ зÙсо́хшы˙j],
[ ўгÙло́к],[ ǔ˙л’˙ǔÈужэ́],[ ўв’˙а́˙л’˙ǔ].

Качественная редукция первой степени:

– в абсолютном начале слова:

[о́] — [Ùн’˙и́].

[а́] — не наблюдается.

[э́] — не наблюдается.

В 1 предударном слоге:

[а́] — [зÙсо́хшы˙j], [зÙбы́ты˙j], [нÙпо́лн’˙ǔлъс’], [знÙко́мъjÈл’˙ǔ], [зÙч’˙э́м], [нÙÈпа́˙м’ьт’], [ǔ˙л’˙ǔÈрÙзлу́˙к’˙ǔ].

[о́] — [кÙгда],́ [кÙко́˙j], [ǔÈпълÙжо́н], [ръкÙво́˙j].

[э́] — [цв’иЭто́к], [м’иЭч’то́˙j˙ў], [в’иЭсно́˙j˙ў], [фÈт иЭн’˙и],́ [л’иЭсно́˙j], [н’иЭв’˙э́дъмы˙j].

При стечении гласных:

[о́] — не наблюдается.

[а́] — не наблюдается.

[э́] — не наблюдается.

Качественная редукция второй степени:

[о́] — [стра́нъj], [ǔÈдо́лгъÈл’], [знÙко́мъjÈл’˙ǔ], [н’˙э́жнъвъÈл’], [н’иЭв’˙э́дъмы˙j], [ǔÈпълÙжо́н], [ръкÙво́˙j], [и́˙л’Èъд’˙ǔно́къвъ].

[а́] — [ǔÈсо́рвън], [нÙпо́лн’˙ǔлъс’], [нÙÈпа́˙м’ьт’], [св’˙ǔда́˙н’jь], [гў˙л’˙а́˙н’jь].

[э́] — [б’ьзўха́ны˙j], [ф Èкн’˙и́˙г’ь], [ǔÈны́˙н’ч’ь].

Аккомодация:

1. Переход [и́] в [ы́], [ǔ] в [ы]после твердого согласного [ж], [ш], не имеющих пару по мягкости, в результате прогрессивной аккомодации: [зÙсо́хшы˙j], [фÈт’˙ǔшы́], [ǔÈжы́вÈл’˙ǔ], [жыва́].

2. Смягчение твердых согласных, имеющих пару по мягкости, перед гласными переднего ряда [и́], [ǔ], [э́], [иЭ], [ь] в результате регрессивной аккомодации: [ф Èкн’˙и́˙г’ь] — книга, [рÙзлу́˙к’˙ǔ] — разлука, [ўв’˙а́˙л’˙ǔ] — увял, [Ùн’˙и́] — он.

3. Изменения в артикуляции гласных звуков под влиянием мягких согласных в результате аккомодации:

а) гласные переднего ряда [э́] под ударением и [и] под ударением и в безударном положении в абсолютном начале слова перед мягким согласным и между мягкими согласными продвигаются вверх, т.е. становятся напряженными и закрытыми:

[э́]:

[пÙл’˙э́˙j], [кÙкÈс’˙э́˙j] — под влиянием предшествующих и последующих мягких согласных артикуляция [э́] становится напряжённой и закрытой в результате двусторонней аккомодации;

[и́], [ǔ]:

Èкн’˙и́˙г’ь] — артикуляция [и́] под влиянием [н’] и [г’] становится напряжённой и закрытой в результате двусторонней аккомодации.

В словах [нÙпо́лн’˙ǔлъс’], [знÙко́мъjÈл’˙ǔ], [св’˙ǔда́˙н’jь], [рÙзлу́˙к’˙ǔ], [фÈт иЭн’˙и́], [ǔÈжы́вÈл’˙ǔ], [жыва́˙Èл’˙ǔ], [Ùн’˙и́], [ўв’˙а́˙л’˙ǔ] [и́], артикуляция [ǔ], [и́] под влиянием предшествующих мягких согласных продвигается вперёд в начале в результате прогрессивной аккомодации;

В словах [ǔ˙л’˙ǔ], [и́˙л’Èъд’˙ǔно́къвъ], [ǔ˙л’˙ǔÈужэ́] [ и ] под ударением и в безударном положении в абсолютном начале слова перед мягким согласным становится напряженным и закрытым.

б) гласные непереднего ряда [ы], [у], [á], [ó] в соседстве с мягкими согласными в результате аккомодации претерпевают следующие изменения:

- [ы] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх в конце артикуляции (рекурсии) перед мягким согласным в результате регрессивной аккомодации: [зÙсо́хшы˙j], [б’ьзўха́ны˙j], [зÙбы́ты˙j], [ǔÈны́˙н’ч’ь н’иЭв’˙э́дъмы˙j];

- [у] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх во всех фазах артикуляции:

[ў˙в’˙а́˙л’˙ǔ], [рÙзлу́˙к’˙ǔ], [гў˙л’˙а́˙н’jь] — под влиянием последующих мягких согласных артикуляция [ў˙] продвигается вперёд и вверх в конце в результате регрессивной аккомодации;

[м’иЭч’то́˙j˙ў], [в’иЭсно́˙j˙ў], [ч’˙ўжо́˙j], [рўко́˙j˙ў], [с’˙ўда́] — под влиянием предшествующих мягких согласных артикуляция [ў]продвигается вперёд и вверх в начале в результате прогрессивной аккомодации;

в словах [нÙÈпа́˙м’ьт’], [св’˙ǔда́˙н’jь], [жыва́˙Èл’˙ǔ] артикуляция [á] под влиянием последующих мягких согласных продвигается вперёд и вверх в конце в результате регрессивной аккомодации;

в словах [j˙а́ ], [мÙj˙а́] артикуляция [á] продвигается вперёд и вверх в начале в результате прогрессивной аккомодации под влиянием предшестующих мягких согласных;

в словах [гў˙л’˙а́˙н’jь], [ў˙в’˙а́˙л’˙ǔ] артикуляция [á] между двумя мягкими согласными продвигается вперёд и вверх на всём протяжении артикуляции;

В словах [м’иЭч’то́˙j˙ў], [в’иЭсно́˙j˙ў], [кÙко́˙j], [ч’˙ўжо́˙j], [рўко́˙j˙ў], [ръкÙво́˙j], [л’иЭсно́˙j] артикуляция [ó] продвигается вперёд и вверх в конце в результате регрессивной аккомодации под влиянием последующих мягких согласных;

в слове [цв’˙о́л] под влиянием предшествующего [в’] артикуляция [ó] продвигается вперёд и вверх в начале в результате прогрессивной аккомодации;

слова, где артикуляция [ó] продвигается вперёд и вверх на всём протяжении артикуляции, в данном тексте отсутствуют.

Ассимиляция по мягкости-твёрдости:

[св’˙ǔда́˙н’jь], [гў˙л’˙а́˙н’jь], [ǔÈны́˙н’ч’ь], [нj] > [н’j], [нч’] > [н’ч’] — ассимиляция контактная, регрессивная, частичная, по мягкости;

Ассимиляция по глухости-звонкости:

Èкн’˙и́˙г’ь] [вк] > [фк] — ассимиляция контактная, регрессивная, частичная, по глухости;

Случаи ассимиляции по месту и способу образования, а также упрощения групп согласных (диерезы) в тексте не наблюдаются.

Оглушение конечного звонкого согласного: в тексте отсутствует.

Ослабление сонорного согласного в конце слова:

[цв’˙о́лÙ], [ǔÈдо́лгъÈл’Ù], [ǔÈсо́рвънÙ], [к’˙э́мÙ], [ǔÈпълÙжо́нÙ], [зÙч’˙э́мÙ], [н’˙э́жнъвъÈл’Ù].

Тексты для анализа:

Нет, не найду сегодня пищи я

Для утешительной мечты:

Одни шарманщики, да нищие,

Да дождь — все с той же высоты.

Тускнеет в лужах электричество,

Нисходит предвечерний мрак

На идиотское количество

Серощетинистых собак.

Та — ткнется мордою нечистою

И, повернувшись, отбежит,

Другая лапою когтистою

Скребет обшмыганный гранит.

Те — жилятся, присев на корточки,

Повесив набок языки, —

А их из самой верхней форточки

Зовут хозяйские свистки.

Все высвистано, прособачено.

Вот так и шлепай по грязи,

Пока не вздрогнет сердце, схвачено

Внезапным треском жалюзи.

В. Ходасевич

В ТЕАТРЕ

Есть блаженное слово – провинция...

Кто не ведал из русских актрис

Этот трепет, тоску, замирание

Во блистательном мраке кулис?...

Темный зал, как пучина огромная,

Только зыбкие рампы огни.

Пой, взлетай, о, душа многострунная,

Оборвись, как струна, но звени!...

Облети эти ярусы темные,

В них простые томятся сердца.

Вознеси, погрузи их в безумие

И кружи, и кружи без конца!...

Дай испить им отравы сладчайшей,

И, когда обессилевши, ниц

Упадешь на подмостки неверные

Хрупкой тяжестью раненых птиц,

Дрогнет зал ослепительной бурею

И отдаст и восторг, и любовь

За твою небылицу чудесную,

За твою бутафорскую кровь!..

Дон Аминадо

Литература указана в планах предыдущих практических занятий.

ПЛАН

практического занятия №5 по курсу «Фонетика»

Тема. Сегментные единицы. Слог.

Время – 2 часа.

Вопросы.

1. Понятие слога. Его различные теории.

2. Типы слогов (по характеру конечного и начального звуков).

3. Слоговые и неслоговые звуки.

4. Правила слогоделения. Правила слогоделения, предлагаемые МФШ и СПбФШ.

 

Задание 1. Изучите помещённый ниже материал.

Слог — это промежуточная единица между звуком и речевым тактом, часть фонетического слова.

В современном русском языкознании существуют несколько теорий слога, две из которых предложены МФШ и СПбФШ.

Согласно теории мускульного напряжения, разработанной СПбФШ, слог — это часть речевого потока, начинающаяся с усиления и кончающаяся ослаблением мускульного напряжения. Вершину слога образует гласный звук. Данная теория уделяет особое внимание характеристике согласных в плане их примыкания к гласному. Согласные, различные по типу примыкания к гласному, произносятся с различной силой мускульного напряжения. По типу примыкания к гласному и различному произношению по силе мускульного напряжения согласные делятся на три типа:

сильноначальный сильноконечный двухвершинный
Данный согласный своим началом примыкает к гласному, его начало произносится сильнее, при большем напряжении, чем конец (конец согласного слабее его начала). Сильноначальный образует конец слога: роТ, мёД и т.д. Данный согласный примыкает к гласному своим концом, образуя начало слога (конец согласного сильнее его начала: Кот, Ток и т.д.) Двухвершинный согласный всегда долгий. У него одна часть произносится на спаде мускульного напряжения и принадлежит первому слогу, другая часть принадлежит второму слогу, произносится на подъёме мускульного напряжения. Начало и конец такого согласного усилены, а середина, где проходит граница, ослаблена: [Ùддáֹт’]

Согласно акустической теории, разработанной МФШ, слог — это сочетание менее звучного элемента с более звучным.

Данная теория учитывает исторические особенности, а также артикуляционное строение русского слога.

В древнерусском языке существовал закон открытого слога, согласно которому слоги строились по принципу восходящей звучности. Наличие особых редуцированных гласных Ъ и Ь позволяло избегать закрытых слогов при стечении согласных в составе слова, а также в конце слова:

       
трá въ ка сы   нъ

(знак указывает на восходящую звучность).

В артикуляционном плане строение русского слога характеризуется тесным примыканием гласного звука к предыдущему согласному звуку.

С учётом данных исторических и артикуляционных особенностей русского слога можно обосновать принцип нисходяще-восходящей звучности, который действует в начальных слогах, и принцип восходящей звучности, согласно которому строятся неначальные слоги. На основе этих принципов предлагаются следующие правила слогоделения:

1. В слове имеется столько слогов, сколько в нём содержится гласных. Но это утверждение в общефонетическом плане является недостаточным. Слоговую функцию могут приобретать и согласные: а) сонорные, кроме [ j ], в позиции перед шумным в начале слова ([Олбы́], [Орты́]) и в позиции после шумного в конце слова ([д’иЭ/кá/бО р’], [кÙ/рá/бОл’]; б) сонорные [р] и [л] в сложных сочетаниях звуков (надсмотрщик, литаврщик); в) некоторые согласные в конце слова при наличии между ними так называемого большого артикуляционного расстояния (икс —- [и́кОс], проспект — [прÙсп’˙э́кОт], букв —[бýкОв]).

2. При слогоразделе граница между слогами проходит после согласного только в том случае, если между гласными оказываются: а) сочетание сонорного и шумного (граница проходит после сонорного); б) сочетание [ j ] и любого согласного (граница проходит после [ j ]: [пáл/къ], [вÙj/нá]. Во всех остальных случаях граница проходит после гласного.

Типы слогов определяются в зависимости от того, каким звуком, слоговым или неслоговым, начинается и заканчивается слог. По начальному звуку слоги делятся на прикрытые (начинаются неслоговым звуком) и неприкрытые (начинаются слоговым звуком). По конечному звуку слоги делятся на закрытые (заканчиваются неслоговым звуком) и открытые (заканчиваются слоговым звуком).

При делении слова на слоги можно пользоваться следующей схемой. Звуки различаются по степени сонорности: 1 — глухие шумные, 2 — звонкие шумные, 3 — сонорные, 4 — гласные. На линейках, соответствующих этим индексам, откладывают звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получатся волны сонорности, характеризующие слово. Сколько в этой волне вершин сонорности, столько и слогов: одиноко — [Ù/д’˙и/нó/къ].

 

  Ù д’ и н ó к ъ
  ·   ·   ·   ·
               
        ·      
    ·       ·  

Задание 2. Предлагаемые ниже стихотворения разделите на слоги и дайте характеристику слогов в первых четырёх строках каждого текста.

ИСКАНИЯ

Какая-то личность в простом пиджаке

Взошла на трибуну, с тетрадкой в руке,

Воды из графина в стакан налила

И сразу высокую ноту взяла.

И так и поставила тему ребром:

— Куда мы идем? Зачем мы идем?

И сорок минут говорила подряд.

Что мы все идем, очевидно, назад.

Но всем было лестно, что всем по пути,

И было приятно, что если идти,

То можно идти, не снимая пальто,

Которые снять и не думал никто.

И вышли, вдыхая осеннюю слизь.

И долго прощались, пока разошлись.

И, в сердце святую лелея мечту,

Шагали и мокли на славном посту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.