Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы самостоятельных занятий 1 страница




Самостоятельное занятие №1

Время — 4 часа

Тема. Устройство речевого аппарата и
работа органов речи
.

Вопросы:

1. Обоснуйте термин «речевой аппарат».

2. Опишите устройство речевого аппарата: назовите органы речи, его составляющие (перечисление органов речи должно быть дано по ходу воздушной струи из легких).

3. Определите назначение каждого органа речи.

4. Что такое активные и пассивные органы речи? Перечислите отдельно активные и пассивные органы речи.

5. Какова роль нижней части речевого аппарата? Какие органы в нее входят?

6. Опишите устройство гортани и работу голосовых связок: а) при произнесении гласных звуков; б) при произнесении звонких согласных звуков; в) при произнесении глухих согласных звуков; г) при произнесении сонорных.

7. Опишите работу органов речи, находящихся в полости рта: а) при произнесении разных типов гласных звуков; б) при произнесении разных типов согласных звуков.

8. С работой каких органов связано деление согласных на: а) глухие и звонкие; б) твердые и мягкие?

9. С работой какого органа связано деление гласных по ряду и подъему?

10. Объясните значение выражений: «место образования согласных», «способ образования согласных».

11. Что такое артикуляция, из каких элементов она складывается?

13. В результате какой работы голосовых связок образуется шепот?

14. Как объяснить изменение м > б, в > д в произношении при насморке? («У бедя дасборг» вместо «У меня насморк»).

15. Вы поперхнулись, разговаривая во время еды. Какой орган речи «повинен» в этом?

Самостоятельное занятие №2

Время – 4 часа

Тема 2. Признаки и классификация звуков речи.

Вопросы:

1. Что такое артикуляция? Из каких элементов она складывается?

2. На каких артикуляционно-акустических различиях основано деление звуков речи на гласные и согласные?

3. На какие типы делятся звуки речи акустически? Какие согласные относятся к сонорным? Чем они отличаются от шумных?

4. Что такое признаки звуков (звуковые признаки).

5. Перечислите типы артикуляционных признаков согласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?

6. Перечислите типы признаков гласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?

7. Какие бывают согласные звуки по месту образования преграды?

8. Как делятся согласные звуки по характеру преграды?

9. Как можно разделить согласные по способу образования звуков?

10. Что такое аффриката? Что общего между фрикативными звукам и аффрикатами? Аффрикатами и взрывными?

11. Какую роль при произнесении согласных играет маленький язычок (увуля)?

12. Какое значение имеет дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу?

13. Что такое палатализация звука? Как она осуществляется? Каким языкам свойственна?

14. На какие группы делятся переднеязычные согласные?

15. На чем основано деление согласных на звонкие и глухие? Какие согласные не имеют парных глухих? Не имеют парных звонких?

16. С чем связано деление гласных звуков по ряду? Какие гласные являются гласными переднего ряда? Почему?

17. С чем связано деление гласных звуков по ряду? Какие звуки является узкими, верхнего подъема? Почему?

18. Как называются гласные, при произнесении которых губы вытягиваются и округляются?

19. Что значит «узкий гласный», «широкий гласный»? Как иначе можно охарактеризовать эти же звуки?

20. Что такое лабиализация звука?

21. Какова роль небной занавески при произнесении звуков?

22. Что такое назализация звука? Какие звуки называются носовыми? Почему?

23. Каким термином обозначаются все остальные звуки, противопоставляемые носовым?

24. Как создается тембр звука?

25. Какие согласные являются непарными по твердости-мягкости?

26. Какие согласные называются сонорными?

27. Какие согласные являются среднеязычными? Заднеязычными?

28. В каком положении в слове проявляет себя звук [j] (йот)? Какие средства русской графики указывают на его наличие в слове?

29. Что общего и какая разница в звуках, определяемых терминами «билабиальные» и «лабиализованные»?

Самостоятельное задание №3

Время — 4 часа

Тема 3. Фонетические процессы (звуковое варьирование).

Вопросы:

1. Что такое живые фонетические процессы?

2. На чем основаны комбинаторные изменения звуков? Объясните термин «комбинаторные». Перечислите известные вам виды комбинаторных изменений.. Что такое фонетическая позиция?

3. Какая позиция называется сильной? Какие позиции, в противоположность сильным, называются слабыми?

4. Какие положения в слове являются слабыми позициями для гласных звуков? Почему? Какие положения в слове являются слабыми для согласных звуков? Почему?

5. Что такое редукция звука? В результате чего она возникает?

6. В чем состоит качественная редукция звука, чем она отличается от количественной редукции? Как иначе можно назвать количественную редукцию?

7. Могут ли редуцироваться согласные звуки? Аргументируйте ответ.

8. Что лежит в основе ассимиляции? Между звуками какого типа – однородными или разнородными – возможна ассимиляция?

9. Какие виды ассимиляции вам известны? Чем определяется их различие?

10. Всегда ли ассимиляция отражается на письме?

11. Может ли результат диссимиляции стать фактом литературного языка? Приведите примеры.

12. В чем сущность аккомодации? Чем она отличается от ассимиляции?

13. Какие виды аккомодация вам известны?

14. Чем вызываются позиционные изменения звуков? Перечислите их виды.

15. Что такое метатеза? Благодаря чему она возникает?

16. Какие еще позиционные фонетические изменения вам известны?

17. Что такое чередование звуков?

18. Какое чередование называется фонетическим, какое историческим?

19. Какой вид чередований не обусловлен фонетически? Как их еще называют?

20. Наличием в русском языке каких чередований регулируются в орфографии проверяемые написания?

Самостоятельное занятие №4

Время — 4 часа

Тема 4. Фонема и звук речи.

Вопросы:

1. Назовите три аспекта изучения кратчайших единиц звукового потока речи.

2. Какова природа звуковых признаков, составляющих физиологический (артикуляционный) аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков.

3. Какова природа звуковых признаков, составляющих физический (акустический) аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков.

4. В чем заключается основная функция звуков речи?

5. Что такое функциональный аспект звуков речи? Почему его же называют социальным аспектом? В чем социальность звука?

6. Можно ли сказать, что социальный аспект звуков речи составляется звуковыми признаками, материально отличными от первых двух типов признаков?

7. Почему в отдельном звуке нельзя указать функционально значимые признаки, если неизвестно, в каком языке он используется?

8. Как иначе называются функционально важные звуковые признаки?

9. Что такое звуковая оппозиция, или иначе — оппозиция звуковых признаков? Покажите это на примерах.

10. Что такое фонема как явление речи?

11. Что такое фонема как явление языка?

12. Как соотносятся друг с другом звук речи и фонема?

14. Можно ли сказать, что фонема существует в звуке речи как общее в отдельном? Аргументируете ответ.

15. Можно ли произнести фонему? Докажите.

16. Что такое аллофон?

17. От чего зависит выбор аллофона в речи? Покажите это на примере двух аллофонов одной фонемы.

18. Что такое нейтрализация фонологических оппозиций?

19. Что такое система фонем? Почему фонемы любого языка существуют только как члены систем?

20. Что значит «варьирование фонем»? Чем оно может вызываться?

21. Что такое фонетическая транскрипция?

22. Какие дополнительные графические средства (кроме букв алфавита) используются в русской фонетической транскрипции?

25. Какие буквы русского алфавита не используются в русской фонетической транскрипции? Какие звуки обозначаются в русском языке при помощи букв Е, Ё, Ю, Я?

Самостоятельное занятие №5

Время — 4 часа

Тема 5. Фонетическое членение речи.

 

Вопросы:

1. На какие фонетические единицы распадается поток речи?

2. Что такое фонетическая фраза? Что определяет ее границы?

3. Что такое интонация? Перечислите элементы, составляющие интонацию.

4. Что такое ритмика речи? Чем она определяется? Сравните ритм русской речи и изучаемого (родного) языка. В чем разница?

5. Какова роль внутрифразовых пауз?

6. Как называется чередование тонов голоса?

7. Что такое фразовое ударение? В чем разница между фразовым и логическим ударением?

8. Что такое такт речи? Чем он характеризуется? Что объединяет несколько тактов в одну фразу?

9.Что такое проклитика? Энклитика? Приведите примеры.

10. Что такое слог? Чем определяется количество слогов в слове?

11. Перечислите известные вам типы слогов.

12. Что такое словесное ударение? В чем его отличие от фразового ударения? Какие виды словесного ударения вы знаете?

13. Охарактеризуйте словесное ударение в русском и изучаемом иностранном (родном) языке.

14. Какое ударение называется свободным? Фиксированным? Одноместным? Разноместным? Подвижным?

15. Чем отличается по месту ударного слога в слове изучаемый иностранный (родной) язык от русского?

16. Назовите языки с фиксированным ударением разного типа: а) разноместным, б) одноместным.

17. Может ли сдвигаться ударение в изучаемом вами иностранном языке? В каких случаях? А в вашем родном языке?

18. Что является минимальной единицей фонетического членения речи?

19. Разбейте следующий текст на фразы, речевые такты, фонетические слова расставьте необходимые знаки препинания, заглавные буквы.

Пройдя полверсты Бобров взобрался на пригорок прямо под его ногами открылась огромная панорама завода раскинувшегося на пятьдесят квадратных верст это был настоящий город из красного кирпича с лесом высоко торчащих в воздухе закопченных труб город весь пропитанный запахом серы и железного угара оглушаемый вечным несмолкаемым грохотом четыре доменные печи господствовали над заводом своими чудовищными трубами рядом с ними возвышалось восемь кауперов[3] предназначенных для циркуляции нагретого воздуха восемь огромных железных башен увенчанных круглыми куполами. Вокруг доменных печей разбросались другие здания ремонтные мастерские литейный двор промывная паровозная рельсопрокатная мартеновские и пудлинговые печи и так далее.

Завод спускался вниз тремя громадными природными площадями во всех направлениях сновали маленькие паровозы показываясь на самой нижней ступени они с пронзительным свистом летели наверх исчезали на несколько секунд в туннелях откуда вырывались окутанные белым паром гремели по мостам и наконец точно по воздуху неслись по каменным эстакадам чтобы сбросить руду и кокс в самую трубу доменной печи дальше за этой природной террасой глаза разбегались на том хаосе который представляла собой местность предназначенная для возведения пятой и шестой доменных печей казалось какой-то страшный подземный переворот выбросил наружу эти бесчисленные груды щебня кирпича разных величин и цветов песчаных пирамид гор плитняка штабелей железа и леса все это было нагромождено как будто бы без толку случайно сотни подвод и тысячи людей суетились здесь точно муравьи на разоренном муравейнике белая тонкая и едкая известковая пыль стояла как туман в воздухе еще дальше, на самом краю горизонта около длинного товарного поезда толпились рабочие разгружавшие его по наклонным доскам спущенным из вагонов непрерывным потоком катились на землю кирпичи со звоном и дребезгом падало железо летели в воздухе изгибаясь и пружинясь на лету тонкие доски одни подводы направлялись к поезду порожняком другие вереницей возвращались оттуда нагруженные доверху тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул тонкие чистые и твердые звуки каменщичьих зубил звонкие удары паровых молотов могучие вздохи и свист паровых труб и изредка глухие подземные взрывы заставляющие дрожать землю (А.И. Куприн).

Самостоятельное занятие №6

Время — 8 часов

Тема. Фонетическая транскрипция.

Задания:

1. Изучите приведённый ниже материал.

Важнейшей предпосылкой правильного выполнения заданий по фонетике является умение транскрибировать. Транскрибирование требует тщательной тренировки с целью выработки особой транскрипционной зоркости, умения видеть в действии фонетические законы русского языка и отражать их в процессе транскрибирования.

Фонетическая транскрипция — это специальное письмо, используемое для точной передачи звучания. Современное русское орфографическое письмо существенно отличается от произношения, разрыв между двумя формами речи, письменной и устной, весьма велик. Например, безударное О в речи звучит как [а], это явление называется аканьем, хотя в орфографии мы соблюдаем оканье: воды, вода — [вóды], [вÙдá].

Примерно до 12 века древнерусская орфография была основана на фонетическом принципе: буквы писались непосредственно по произношению (и в произношении, и на письме соблюдались оканье и эканье, ассимилятивные процессы наблюдались редко). Разрыв, возникший далее между произношением и орфографией, закрепился и, более того, в наше время он занимает всё бóльшую территорию. Например, современные произносительные нормы предписывают говорить [дъктÙрá], а не [дóктъры]. Эканье сменилось иканьем: леса — [л’эИсá], [л’иЭсá].

Итак, мы установили, что произношение существенно отличается от орфографического письма.

Для наиболее точной передачи звучания используются специальные знаки. Опыт показывает, что студенты «боятся» этих знаков, хотя, несомненно, могут записать текст так, как он произносится. Особое затруднение вызывает у студентов отражение в транскрипции качественной редукции гласных неверхнего подъёма [э], [а], [о]. Рассмотрим следующий случай: затранскрибируем слово БАРАБÁНА (слово БАРАБÁН в родительном падеже единственного числа).

Нетрудно заметить, что звук [а] в данном слове звучит по-разному в зависимости от позиции (положения) к ударному слогу. Выделим следующие слоги: 1 предударный (первый перед ударением), 2 предударный (второй перед ударением) и заударный (находящийся за ударным слогом) и внимательно послушаем себя, как звучит [а] в этих слогах. Без сомнения, по-разному. И эти различия нам необходимо отразить в транскрипции, а для этого нужны специальные знаки (см. таблицу №1), называемые следующим образом:

[ъ] — «ер» (редуцированный гласный среднего ряда);

[ь] — «ерь» (редуцированный гласный переднего ряда);

[Ù] — [а] краткий;

Э] — [и] с призвуком [э].

Таблица 1

Таблица качественной редукции гласных [э], [о], [а]

БА РА БÁ НА
Во втором предударном слоге В первом предударном слоге Под ударением В заударном слоге
Ъ Ù à Ъ
Ъ Ù ó Ъ
Ь ’ИЭ ’э Ь
[бъ рÙ бá нъ]

При чтении фонетической литературы можно обнаружить и другие знаки, используемые для обозначения звуков в приведённых выше позициях. Приведём их:

[э] = [é];

Э] = [ие];

[Ù] = [а] (без знака ударения), [â], [ă] и т.д.

Можно использовать, конечно, любой из этих знаков. Но следует помнить, что замену знаков в процессе транскрибирования производить нельзя, поскольку каждый знак употребляется для обозначения одного звука. Будет считаться ошибочной следующая транскрипция: [в’ иЭ снá пр’ишлá вн’ ие зáпнъ].

Ниже будет приведена более сложная схема качественной редукции гласных неверхнего подъёма с учётом соседства мягких и твёрдых согласных, а таблицей №1 можно пользоваться на первых порах транскрибирования.

Запомните следующие сведения, необходимые при транскрибировании:

1. Транскрибируемый отрезок текста заключается в квадратные скобки.

2. В транскрипции нет прописных знаков, все знаки строчные.

3. В транскрипции не действуют правила пунктуации, паузы обозначаются вертикальными чертами / и //: / — конец речевого такта, // — конец фразы.

Знак мягкости согласного указывается апострофом ’: [в’ эч’ьр].

4. Долгота звука может обозначаться чертой над знаком[4] или двоеточием после знака: [кáсъ], [кáс:ъ].

5. Проклитики и энклитики обычно пишутся с фонетически самостоятельным словом через дужку, но можно использовать для их соединения дефис, а также они могут писаться слитно или через пробел: в тишине — [фÈт’ишын’э], [ф-т’ишын’э] и т.д.

6. Для обозначения количественной редукции используется знак гачек ˇ, но можно обойтись и без этого знака[5].

7. Транскрипция начинается с расстановки ударения.

8. У гласных, подвергаемых качественной редукции, определяются позиции, в которых они находятся в том или ином слове: в 1 предударной, во 2 предударной (третьей и т.д.) или заударной позициях. Отметим, что в начале слова и при стечении гласных в любой безударной позиции произносится такой же гласный, что и в первом предударном слоге.

9. Изменения гласных в потоке речи зависят и от качества соседних согласных (от их твёрдости или мягкости). Гласные переднего ряда [э], [и́], [ǔ] [иЭ], [ь] не могут занимать позицию после твёрдых согласных. Например, [и́], [ǔ] после твердых согласных переходят в [ы], [ы]. Гласные непереднего ряда [á], [ó], [ы], [ы], [ý], [ў], [ъ] испытывают влияние мягких согласных.

Таблица 2

Таблица качественной редукции гласных

[э], [ó], [á] с учётом соседства мягких и твёрдых согласных

Под ударением В абсолютном начале слова без ударения При стечении гласных В 1 предударном слоге В остальных безударных слогах
после тв. после мягк. после тв. после мягк.
á Ù Ù Ù иЭ ъ ь
ó Ù Ù Ù иЭ ъ ь
э эЫЭ иЭ эЫЭ иЭ ъ ь

Рассмотрим поочередно каждый звук, работая по данной таблице:

[á], [ó]

Под ударением: с а д — [сáт], лодка — [лóткъ].

В начале слова: а рматура — [ÙрмÙтýръ], о смотреть — [ÙсмÙт’р э т’].

При стечении гласных: в оо душевление — [вÙÙдўшыЭвл’ э н’ǔjь].

В первом предударном слоге после твёрдого согласного: в о да — [вÙдá], д а рить — [дÙр’и́т’]

Во втором (третьем и т.д.) предударном слоге после твёрдого согласного: в о довоз — [въдÙвóс], к а равай — [кърÙвáj].

В первом предударном слоге после мягкого согласного: св я тая — [св’иЭтájь].

Во втором (третьем и т.д.) предударном слоге после мягкого согласного: ч а совой — [ч’ьсÙвój].

В заударном слоге после твёрдого согласного: долг о — [дóлгъ].

В заударном слоге после мягкого согласного: врем я — [вр’э м’ь].

[ э ]

Под ударением: л е то — [л’ э тъ].

В начале слова: э кран — [эЫкрáн] или [ыЭкрáн].

При стечении гласных: н еи нтересный — [н’иЭ ǔн’т’иЭр’ э сныj].

В первом предударном слоге после твёрдого согласного: воодуш е вление — [ вÙÙдўшыЭвл’ э н’ ǔjь ].

В первом предударном слоге после мягкого согласного: в е сна — [в’иЭснá].

Во втором (третьем и т.д.) предударном, заударном слогах после твёрдого согласного: ш е лестеть — [шъл’иЭс’т’ э т’]; ближ е — [бл’ и́жъ].

Во втором (третьем и т.д.) предударном, заударном слогах после мягкого согласного: н е в е роятно — [н’ьв’ьрÙjáтнъ], в хор е — [фÈхóр’ь].

10. Следует помнить, что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова (я ма — [jáмъ]); после буквы, обозначающей гласный звук (красив а я — [крÙс’и́въjь]); после разделительных знаков Ъ и Ь (сем ь я — [с’иЭм’j á]). Данные буквы непосредственно после согласных букв в соответствии со слоговым принципом русской графики обозначают их мягкость: вёл — [в’óл]. Буква «в» читается мягко потому, что после этой буквы следует «ё». Поэтому неверной будет транскрипция: [в’jóл].

11. Транскрипция согласных звуков требует чёткого знания артикуляционной характеристики звуков: их места образования, способа образования и т.д. Одной из часто встречаемых ошибок в транскрипции является «превращение» в мягкие тех согласных, которые не имеют пару по мягкости. Это согласные [ж], [ш], [ц].

Является неверной следующая транскрипция: Говорит мышонку мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь?» — [гъвÙр’ и́т мышóнкў мыш’/ты фс’ó шўрш’ и́ш’/ н’иЭÈсп’ и́ш’//]. Мягкий знак в данных словах выполняет функцию морфологического показателя (см. ниже), а гласный переднего ряда [и], сам испытывая влияние [ш], переходит в [ы] — [гъвÙр’ и́т мышóнкў мыш/ты фс’ó шўршыш/н’иЭÈсп’ и́ш//].

12. Транскрипция согласных звуков строится также на основе знаний слабых и сильных позиций согласных, парных по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости и т.д.

Что такое слабая позиция? Сравним звуки [с] — [з]. Все их основные признаки совпадают, различить их можно по одному признаку — глухости-звонкости: [с] — глухой, [з] — звонкий. Слабой называется та позиция, в которой различительный (дифференциальный) признак звука не проявляется, нейтрализуется. Например,

роЗ

[рóс]

роС

Сильной называется та позиция, в которой различительный признак проявляется и служит для распознавания звуков:

роЗы

роСы

Ниже приводится таблица слабых и сильных позиций согласных, парных по глухости-звонкости.

Таблица 3

Таблица сильных и слабых позиций согласных,

парных по глухости-звонкости

Сильные позиции Слабые позиции
Перед гласными: росы, розы В конце слова (возможен только глухой согласный): гриб— [гр’ и́п], грипп — [гр’ и́п]
Перед сонорными: трудный, путный — [трýдныj], [пýтныj] Перед звонким согласным (возможен только звонкий согласный): косьба — [кÙз’бá]
Перед [в], [в’]: битва, медведь — [б’ и́твъ], [м’иЭдв’эт’] Перед глухим согласным (возможен только глухой согласный): травка — [трáфкъ]

Остальные сведения о транскрипции согласных можно найти в методических рекомендациях к заданию № 4.

13. При транскрибировании необходимо обращать внимание на то, что служебные слова, не имеющие собственного ударения, примыкают в потоке речи к ударным словам, образуя вместе с ними единое фонетическое слово. Служебные слова не могут употребляться отдельно и в предложении не являются членами предложения. По типу примыкания они делятся на проклитики (примыкают в произношении к последующему ударному слову) и энклитики (примыкают в произношении к предшествующему ударному слову). Вспомните, чем начинается книга и чем кончается (прологом и эпилогом). Способы соединения проклитик и энклитик с ударным словом указаны выше. Иногда в потоке речи ударение может переместиться со знаменательного слова на служебное: из дóму — [ǔзÈдóмў ], из дому — [и́зÈдъмў].

14. Затранскрибированный текст необходимо разделить на фразы (двумя вертикальными чертами) и речевые такты (одной вертикальной чертой). Главное основание для выделения фразы — её соответствие законченному по смыслу высказыванию, фраза чаще всего соответствует такой языковой единице, как предложение. Членение текста на речевые такты, как правило, совпадает в письменном тексте со знаками препинания, а в стихотворном тексте — с концом строки.

2. Затранскрибируйте следующие ученические и студенческие сочинения.

Наступила долгожданная морозная, снежная зима. Мягкий, пушистый снег покрыл всю землю белым ковром. На нём следы лесных зверей. Зимний ковёр белый, как сахар, мягкий, как вата и пух. Снежинки кружатся в воздухе и падают на крыши домов, на деревья в лесу, на землю. Они сверкают, искрятся, падая на землю под лучами солнца. Зимой солнце светит, но почти не греет. Деревья одели белые пушистые, меховые шапки, а леса — белые, меховые шубки. Лес стоит под белым снегом. И под деревьями выросли сугробы.

Для птиц наступила лихая пора. Спешат они к людям из снежных, холодных, голодных лесов. Птицам холодно зимой, вот и торопятся к людям.

Заяц, лисица, белка и куница давно уже сменили шкурки. Звери бегают по снегу и печатают: «Здравствуй, зимушка-зима». Дети тоже рады зиме. Они играют на катке в хоккей и катаются на коньках, а ещё катаются на лыжах-коротышках, санях. Играют в снежки и лепят снежных баб, снеговиков.

Я для птиц ставлю кормушки и насыпаю в них крошки для птиц. Мне нравится время года зима. В зимний день катаешься на санках с горки.

***

Ранней осенью, особенно в пору бабьего лета, ласково светит солнце. Первые перелётные птицы готовятся к отлёту. Для большинства из них ещё много корма, и они не спешат покидать родные края.

Порхают над осенними цветами бабочки. Летают шмели, собирают нектар пчёлы. Лесные звери начинают заготовки корма на зиму.

Но чем дальше осень, тем меньше на деревьях листьев, тем чаще идут дожди. Насекомые забиваются в щели. Все перелётные птицы улетают на юг

Становится всё холоднее и холоднее. Тихо кругом. Природа приготовилась к встрече зимы.

***

Ночь...

Я долго думала, прежде чем сесть за письменный стол и взять ручку. О чем писать, я, честно говоря, не знаю. Ночь — это что-то тайное, волнующее. Ночь — это страсть, это время темных коварных сил. Ночь несет в себе образ молодой черноволосой, с темными бедовыми глазами, ведьмы, которая может свести с ума любого.

Тихая, темная летняя ночь — вот мой стиль, мое время, моя верная подруга. В такую ночь может произойти все что угодно.

Всходит луна и смотрит недобрым взглядом с ночного неба, звёзды серебрят наступающую темень. Ты чувствуешь, что не можешь удержать себя в четырех стенах, в тебе просыпается какой-то странный инстинкт хищника, тебе хочется изведать всё то вечное, что скрывает эта ночь, что пытались изведать, наверное, все молодые сердца.

Ты выходишь из дома — тихо, только поскрипывают сверчки и иногда вскрикивает выпь. Дома смотрят на тебя огромными темными окнами. Натягиваешь на себя джинсы, ботинки, теплый джемпер и кожаную куртку. Выкатываешь свой мотоцикл, неожиданно завывает дворовая собака и так же неожиданно замолкает. Подует прохладный ветерок, и от этого тебе еще больше захочется окунуться в эту ночь, слиться с ней воедино. Я завожу мотоцикл, сажусь и на скорости срываюсь с места. Я люблю кататься без каски (хотя это запрещают взрослые дяди в фуражках), когда ветер дует прямо в лицо с бешеной скоростью, когда волосы, растрепавшись, развиваются по ветру. Проезжаю мимо угрюмого, старого, темного кладбища. Что-то там ухнуло, и от страха и восторга замерло у меня в душе. Подъезжаю к брошенному дому, стоящему на отшибе деревни. Заглушаю мотор и долго смотрю на дом, здесь раньше жила старая знахарка. Он кажется по сравнению с другими жилыми домами — крепкими и красивыми — старой, уродливой развалиной. Рядом с домом находится озеро. Тихо. Зеркало воды отражает неземной блеск звёзд, все вокруг кажется призрачным и нереальным. Озеро, кажется, заснуло и не ждало незваного гостя. Вода нагрелась за день и еще теплая. Я быстро стягиваю с себя одежду и вхожу в воду. Я тихо плыву всё дальше и дальше от берега. Поплавав, выхожу из воды — холодно. Я быстро одеваюсь, сажусь на мотоцикл и долго не могу оторвать взгляд от озера. Какое оно красивое, есть что-то в нём магическое и волшебное. Я завожу мотоцикл и уезжаю прочь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.