Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для преподавателей. Педагогическая характеристика лекционного преподавания. Лекция (лат




Педагогическая характеристика лекционного преподавания. Лекция (лат. lekctio - чтение) является традиционной формой педагогической технологии группового и коллективного обучения в вузе[1]. Как устное публичное выступление лекция характеризуется диалогичностью, ситуативностью и реактивностью, управлением через обратную связь, плановой темой и предварительной организацией, возможностью перестройки в процессе выступления; она менее чем письменная развернута, необратима во времени; избегает сложных конструкций фраз, допускает отклонения от нормы, определяемые ситуацией общения. Современная дидактика рассматривает лекцию как организационную форму обучения, специфический способ взаимодействия преподавателя и обучаемых, в рамках которых реализуется разнообразное содержание и различные методы преподавания, и как метод обучения, включающий монологическое изложение. Доходчивость лекции и легкость восприятия материала достигаются в лекционном преподавании при гармоничном сочетании вербального, абстрактного (логические структуры, системные построения, модели), образного (образность изложения материала и его иллюстрирование, включая и словесные примеры) и эмоционального аспектов. Эмоциональность делает более мощными нейронные сети, облегчает переключение одного полушария на другое, развивает интуицию, активизирует процессы творчества и помогает возникновению ассоциаций. Лектор, умело сочетая указанные аспекты с содержательной стороной лекции, повышает у слушателей интерес и мотивацию овладения знаниями[2].

Таким образом, лекции способствуют усвоению системы знаний по специальности, формируют широкий профессиональный кругозор и общую культуру, являются школой научного мышления. Слушатели в ходе лекций овладевают современной наукой и ее методами, проникают в глубину научных проблем, в логику и методологию развития; познают научный потенциал, входят в лабораторию научного мышления преподавателя. С лекции, как правило, начинается каждая новая тема, а за ней следуют другие, подчиненные формы обучения: семинары, практические занятия, деловые игры.

Связь теории и практики осуществляется в лекционном преподавании как практическая ориентация. Системность и последовательность изложения материала выражается в построении логической модели лекции (определении опорных пунктов), правильном соотношении теоретического и фактического материала (избыток материала приводит к описательности, излишнее теоретизирование делает лекцию абстрактной), в гармонии структурных частей (вступление, основная часть, заключение), четком выделении центральных идей, формулировке выводов.

Дидактические требования к семинару как форме группового обучения. Образовательный процесс в современной высшей школе - это взаимодействие личности преподавателя и студента. Профессиональная компетентность и творческая индивидуальность преподавателя имеют важнейшее значение и это особенно остро ощущается на семинарских занятиях. Во всей «технологической цепочке» обучения семинар - одна из наиболее сложных форм педагогического взаимодействия. Семинарское занятие, являясь формой группового обучения, применяется для коллективной проработки тем учебного курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки, и обсуждения сложных разделов курса, наиболее трудных для понимания и усвоения. Для семинара характерен непосредственный контакт преподавателя со слушателями и первая задача преподавателя в этом случае - установление доверительного общения, создания атмосферы сотворчества, взаимопомощи. Таким образом, семинар, во-первых, является гибкой формой обучения, предполагающей (наряду с направляющей ролью преподавателя) интенсивную самостоятельную работу каждого слушателя. Во-вторых, организация семинара требует от преподавателя владения материалом, быстрой реакции на содержание и форму подачи идей, умения распределить время слушателей, организовывать работу всего коллектива учебной группы, уделяя внимание каждому слушателю. В-третьих, на семинаре должна быть решена одна из главных его задач - научить слушателей использовать знания, полученные на лекциях, материалы научных исследований.

Основной целью семинара является не столько проверка знаний, сколько расширение, закрепление и полное усвоение того материала, в котором лекция ориентировала слушателей.

Виды семинарских занятий:

1. В «традиционном» семинаре отсутствует личностное включение студентов в совместную деятельность, невысокий уровень сотрудничества, взаимопомощи. Интеллектуальная инициатива принадлежит преподавателю и самой формой организации семинара студент ставится в пассивную позицию, а его речевая активность сводится к минимуму.

2. Тематические семинары. В методических указаниях подчеркнуты те представления, которые слушатели должны получить об институтах, нормах; предложен алгоритм работы слушателя по подготовке к семинарскому занятию.

3. Проведение семинара-беседы. С этой целью для последовательного раскрытия обсуждаемой темы учебные вопросы разбиваются преподавателем на мелкие подвопросы для кратких выступлений.

4. Практикуется проведение семинаров-практикумов, индивидуальных занятий, заслушивание рефератов и сообщения по темам, проводятся дискуссии по наиболее сложным для усвоения проблемам.

4. «Круглый стол». В качестве ведущих семинара выступают практические работники органов государственной и муниципальной власти, преподаватели кафедры, имеющие значительный практический опыт. Главной задачей преподавателя-организатора в этой деятельности, как показывает практика, является развертывание дискуссии по обсуждаемым проблемам, координация обмена мнениями среди самих ведущих и ведущих с аудиторией.

5. Преподаватели кафедры проводят на заседаниях научных кружков или проблемных групп с использованием методов дискуссии, «мозговой атаки». В ходе проведения таких занятий преподавателями ставятся цели по формированию оценочных суждений, утверждению профессионально-нравственных и мировоззренческих позиций.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.