Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Теория государства и права: проблемы науковедения. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения очная (на базе среднего




ПРОГРАММА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения
очная (на базе среднего общего образования) очная (на базе среднего профессионального образования)
Зачетные единицы [1] - общая трудоемкость 3 з.е. – 108 ч. 3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий Из них:    
Лекции    
Семинарские (практические) занятия    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС    
Форма итогового контроля Экзамен Экзамен

 

Тематический план для студентов очной формы обучения

№ № п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
1. Теория государства и права: проблемы науковедения (в диалоговом режиме)    
2. Проблемы происхождения государства и права   (дискуссия)  
3. Понятие, функции и механизм государства: методологические проблемы (в диалоговом режиме)    
4. Типы и формы государства: современные проблемы исследования   (в диалоговом режиме)  
5. Государство и общество: логика взаимосвязи   (диспут)  
6. Право и правопонимание: методологические подходы   («круглый стол»)  
7. Нормы, формы и система права: дискуссионные вопросы исследования      
8. Методологические проблемы исследования правоотношений, реализации и толкования норм права   (в форме дискуссии)  
9. Право, личность и поведение: теоретико-методологические и практические проблемы   (диспут)  
  Итого:      

 

 


 

 

Возникновение и развитие юриспруденции. Творчество древнеримских юристов. Формирование римского юридического образования. Теоретические исследования римского права. Институции. Дигесты Юстиниана.

Возникновение и распространение системы университетского образования в Западной Европе. Гуманистическое течение в юриспруденции и юридический практицизм. Энциклопедия права (законоведения). Дифференциация философского и догматического направлений в юриспруденции. Формирование общей теории права в 19 веке. Современное состояние общей теории права в зарубежной юридической науке.

Формирование и развитие теории государства и права в России. Попытки введения юридического образования в царствование Петра Первого. Открытие Императорского Московского Университета и начало юридического образования в России. Деятельность С. Е. Десницкого – «отца русской юриспруденции».

Развитие юридического образования и науки в 19 веке. «Теория права. Общая догматика» М. Н. Капустина и «Лекции по общей теории права» Н. М. Коркунова. Выдающиеся русские правоведы З. А. Горюшкин, А. П. Куницын, М. М. Сперанский, К. А. Неволин, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Л. И. Петражицкий, Е. Н. Трубецкой, Г. Ф. Шершеневич, Ф. Ф. Кокошкин, В. М. Хвостов, И. В. Михайловский и др. и их научное творчество.

Юридическая наука и образование после Октябрьской революции 1917 г. в России. Единство методологического подхода. Основные принципы социального познания. Постановление Наркомпроса РСФСР о ликвидации юридических факультетов университетов и создании факультетов общественных наук с юридико-политическими отделениями. Изменение программ юридического образования. 1-й Всесоюзный съезд марксистов-государственников и правовиков. Возобновление юридического образования в СССР. Первый учебник теории государства и права С. А. Голунского и М. С. Строговича (1940 г.). Развитие юридической науки и образования во второй половине 20-го века.

Теория государства и права как наука, ее особенности, задачи, функции и структура. Предмет теории государства и права – основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Система основных понятий теории государства и права.

Теория государства и права в системе общественных наук. Связь теории государства и права с философией, социологией, политологией, историей, экономической теорией. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук, ее соотношение с другими юридическими науками.

Становление, развитие, современное состояние и перспективы развития теория государства и права. Изменение роли и значения марксизма в системе знаний о государстве и праве. Обусловленность марксистской теории уровнем политико-правовых знаний 19 века, конкретно-историческими условиями и политической борьбой. Несостоятельность и утопизм некоторых ее положений. Общая характеристика немарксистских теорий государства и права.

Эволюция отечественной теории государства и права. Ее обогащение новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общесоциального в сущности и функциях государства и права, процессах возникновения концепций и становлении правового государства, гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности, об эволюции формы государства, о конституционной законности и верховенстве закона, демократии и гуманизма, укреплении правопорядка как содержании политико-правовых реформ в современном обществе.

Методология теории государства и права. Проблема классификации методов научного познания. Диалектико-материалистический метод в изучении государства и права. Метод идеалистической диалектики в изучении государства и права (объективный идеализм и субъективный идеализм). Метафизический подход в изучении государства и права. Общенаучные и частно-научные методы в изучении государства и права. Преодоление мифотворчества, утопизма и вульгаризма в изучении государства и права.

Теория государства и права как учебная дисциплина, ее особенности; цели и задачи. Значение теории государства и права для освоения других юридических дисциплин. Ее роль в формировании юридического мировоззрения, политической и правовой культуры юриста.

Теория государства и права и юридического практика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.