Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1. Источники римского права: общая характеристика




Тема 2. Источники римского права

Тема 1. Введение в римское право

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Понятие и структура римского права.

2. Основные системы римского права.

3. История развития римского государства и права.

4. Рецепция римского права, ее значение для современного права.

Список рекомендуемой литературы:

источники:

Дигесты Юстиниана [Текст]: В 8 т. / пер. с латин.; отв. ред. Л. Л. Кофанов.— М.: Статут, 2002. — Т. 1: Книга 1: Титул I.— С. 83-89.

основная литература:

Дождев Д. В. Римское частное право [Текст]: учебник для юрид. вузов и фак. / Д. В. Дождев; под общ. ред. В. С. Нерсесянца.— 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: Инфра-М, 2000.— 784 с.

Пиляева В. В. Римское право в схемах и определениях [Текст]: учебное пособие / В. В. Пиляева.— 2-е изд., стереотип. — М.: КноРус, 2008, 2009.— 80 с.

дополнительная литература:

Аксенов О. В. Концепция права в римской юриспруденции [Текст] / О. В. Аксенов // История государства и права. — 2007.— № 20.— С. 2-3.

Боголепов Н. П. Учебник истории римского права [Текст] / Н. П. Боголепов; под ред. и с предисл. В. А. Томсинова.— М.: Зерцало, 2004.— 568 с. — (Русское юридическое наследие).

Васильев А. А. Доктрина глоссаторов как источник права в средневековой Европе [Текст] / А. А. Васильев // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал.— М., 2010.— № 3.— С. 38-40.

Васильев А. А. История римской правовой доктрины [Текст] / А.А. Васильев // История государства и права. — 2007.— № 17.— С. 7-8.

Древний Рим [Текст]: учебное пособие для вузов / В. П. Буданова, В. Н. Токмаков, В. И. Уколова, Н. А. Чаплыгина; рук. проекта А. О. Чубарьян. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 686 с.

История древнего Рима [Текст]: Учебник / под ред. В. Н. Кузищина. — М.: Высшая школа, 2002. — 383 с.

Немировский А. И. История Древнего мира. Античность [Текст]: Учебник для вузов: В 2 ч. / А. И. Немировский. — М.: ВЛАДОС, 2000. — Ч. 2. — 479 с.

Покровский И. А. История римского права [Текст] / И. А. Покровский. — М.: Статут, 2004.— 540 с. — (Классика российской цивилистики).

1. Обычай и закон как источники римского права.

2. Преторский эдикт и его значение.

3. Сенатусконсульты и императорские конституции.

4. Римские юристы и их правовое наследие.

5. Кодификация римского права.

Список рекомендуемой литературы:

источники:

Дигесты Юстиниана [Текст]: В 8 т. / пер. с латин.; отв. ред. Л. Л. Кофанов.— М.: Статут, 2002. — Т. 1: Книга 1: Титулы II-IV.— C. 89-115.

Институции Юстиниана [Текст] / пер. с латин. Д. Р. Расснера; под ред. Л. Л. Кофанова, В. А. Томсинова.— М.: Зерцало, 1998.— 400 с. — (Памятники римского права).

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. [Текст] / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2009. — Т. 1. — С. 78-89, 89-90.

основная литература:

Газиева И. А. Латынь и римское право [Текст]: учебник / И. А. Газиева.— М.: Экзамен, 2004.— 336 с.

Гетьман-Павлова И. В. Практикум по римскому частному праву [Текст]: учебное пособие / И. В. Гетьман-Павлова.— М.: Юридическая литература, 2004.— 352 с.

Кудинов О. А. Комментарии к источникам римского права [Текст] / О. А. Кудинов.— М.: Дашков и Ко, 2009.— 344 с.

Новицкий И. Б. Римское право [Текст]: учебник для вузов / И. Б. Новицкий.— М.: Волтерс Клувер, 2011.— 340 с.

дополнительная литература:

Антонова А. М. История возникновения института юрисконсульства [Текст] / А. М. Антонова // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал.— М., 2008.— № 4.— С. 17-18.

Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев.— М.: Статут, 2003.— 685 с. — (Классика российской цивилистики).

Покровский И. А. История римского права [Текст] / И. А. Покровский.— М.: Статут, 2004.— 540 с. — (Классика российской цивилистики).

Пугачев А. Н. Право судебной практики: периоды античности и Средневековья [Текст] / А. Н. Пугачев // Российский судья. — 2005.— №12.— С. 36-38.

Савельев В. А. Юридическая техника римской юриспруденции классического периода [Текст] / В. А. Савельев // Журнал российского права: научный журнал.— М., 2008.— № 12.— С. 108-115.

Занятие 2. Источники римского права (активная форма занятия - «круглый стол» на тему: «Римский закон как общее мерило справедливости: соотношение принципов законности и справедливости в римском праве»)

Цель занятия: сформировать у студентов понимание сущности закона и осознание его роли в правовом регулировании общественных отношений; дать совместную оценку роли и места закона как источника в системе римского права; определить общий результат рецепции в данной сфере и его значимость.

Подготовительный этап:

1. Предварительное распределение между студентами и подготовка сообщений длительностью 3-5 мин. по основным вопросам проблемы дискуссии с обязательной постановкой проблемного вопроса: идеал или целесообразность?:

а) понятие и виды римских законов;

б) признаки римских законов;

в) «чистые» и смешанные формы римских законов (т.е. приравненные к ним по юридической силе иные акты) в системе источников римского права;

г) действие римских законов в пространстве и времени;

д) соотношение римских законов и обычаев;

е) правоприменительная деятельность и эффективность римских законов.

2. Подготовка учебной аудитории к занятию: ученические столы ставятся по центру помещения и студенты занимают места напротив друг друга через одного: 6 выступающих, между ними 2-5 человек, которые будут выполнять функции оппонентов. Все оппоненты предварительно делятся на 2 группы: поддерживающие точку зрения докладчика и опровергающие точку зрения докладчика, при этом до всех студентов группы на предыдущем семинаре доводятся задания и вся информация о проведении «круглого стола».

3. Материалы и оборудование: на каждом столе лежат источники римского права: «Законы XII Таблиц», извлечения из «Институций» (Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2009. — Т. 1. — С. 78-89, 89-90) и Дигесты Юстиниана: В 8 т. / пер. с латин.; отв. ред. Л. Л. Кофанов.— М.: Статут, 2002. — Т. 1: Книга 1: Титулы I-IV.— C. 83-115). Выступающие и дискутирующие студенты используют источники для аргументации своей точки зрения.

4. Постановка проблемы дискуссии. Вступительное слово преподавателя: «По словам Юстиниана, «среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая должным образом приводит в порядок божественные и человеческие дела и изгоняет всякую несправедливость». Марциан, анализируя слова Демосфена и Хризиппа, приводил оригинальные эпитеты закона, в числе которых: «мысль (изобретение) и дар бога», «царь всех божественных и человеческих дел», «начальник, вождь и руководитель живых существ», «мерило справедливого и несправедливого» (D.1.3.2). Папиниан более сдержанно определял закон как «общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства» (D.1.3.1)[1]».

Так что же в действительности представлял собой римский закон, являлся ли он идеалом для подражания потомков и мог ли он быть абсолютно справедлив?

Аналитический этап:

1. Обсуждение поставленной проблемы по заданной схеме, при этом выступить должен каждый студент, а преподаватель играет роль ведущего-координатора.

2. Оценка высказанных мнений, определение точек соприкосновения вопросов дискуссии и выработка общего группового мнения-компромисса.

3. Заключительное слово преподавателя: подведение итогов дискуссии, определение качества участия студентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.