Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План семинарского занятия. Органы, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь




Органы, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь

Аудит в Республике Беларусь

 

Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности и других документов организаций и индивидуальных предпринимателей, а также при необходимости по проверке их деятельности в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерского учета и соответствии совершенных финансовых операций законодательству.

Необходимость аудита обусловлена 3 причинами:

- государственный интерес – необходимость охватить государственным контролем негосударственный сектор экономики, что позволяет увеличить поступления в бюджет, не расходуя при этом собственных средств.

- интересы предприятий и организаций всех форм собственности, которые нуждаются в квалифицированной помощи по организации финансово-хозяйственной деятельности.

- интерес собственников предприятий, т.е. аудит призван разрешить противоречия между администрацией предприятия и его собственником.

Аудиторские организации и аудиторы проводят аудит:

достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

целевого использования кредитов и инвестиций;

финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

финансового состояния эмитента ценных бумаг;

иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных законодательством.

Аудиторские организации и аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:

составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

определению состава и оценке стоимости предприятия при заключении договора продажи предприятия либо совершении иных сделок, связанных с установлением, изменением или прекращением вещных прав, а также по оценке стоимости иного имущества;

оценке предприятий как имущественных комплексов;

документальному подтверждению факта формирования уставного фонда, а в случаях, определенных законодательством, по подтверждению в установленном порядке происхождения денежных средств учредителей (участников) страховой (перестраховочной) организации при формировании ее уставного фонда;

постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета;

составлению деклараций о доходах и имуществе;

анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

консультированию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;

управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;

информационному обслуживанию организаций и (или) индивидуальных предпринимателей;

автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

оценке предпринимательских рисков;

разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

проведению маркетинговых исследований;

обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, в порядке, установленном законодательством,

др.

Отличия аудита от государственного контроля:

1. аудит направлен на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, на обеспечение их платежеспособности, на предотвращение нарушений законодательства во избежание штрафных и экономических санкций, т.е. аудит направлен на защиту интересов субъектов хозяйствования, а государственный контроль защищает интересы государства, направлен на выявление нарушений и наложение штрафных санкций.

2. связи между проверяемым и проверяющим при аудите горизонтальные, добровольные, а при государственном контроле – вертикальные, возникают в порядке административного назначения.

3. аудиторскую проверку оплачивает клиент, а государственный контроль оплачивается за счет средств государственного бюджета,

4. и аудитор и ревизор могут осуществлять проверку выборочным способом, но при обнаружении нарушений аудитор может ограничиться такой проверкой и дать возможность субъекту хозяйствования самому исправить свои ошибки, а ревизор обязан провести сплошную проверку для определения штрафной санкции и выявления виновных лиц,

5. эффективность аудита определяется клиентом как соотношение затрат на аудит и тех штрафных санкций, которых удалось избежать, эффективность государственного контроля определяется органами финансового контроля как сумма взысканных штрафных санкций,

6. аудиторское заключение носит рекомендательный характер, а акт ревизии – обязательный и содержит предписания и взыскания.

7. аудитор во время работы должен соблюдать конфиденциальность, органы государственного контроля не связаны этим требованием и результаты ревизии могут быть опубликованы.

Виды аудита:

1. Внешний и внутренний

2. Обязательный и инициативный

Внешний аудит - проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и (или) проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами.

Внутренний аудит – проверка собственными органами ведомственного или внутреннего контроля. Обязательный аудит - внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.

Инициативный аудит– проводится по решению хозяйствующего субъекта.

Аудитор - физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.

Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов. Не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторские организации и аудиторы- индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности, выданную Министерством финансов Республики Беларусь.

 

 

Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Основными направлениями деятельности КГК в сфере финансового контроля являются:

*исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

*расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

*законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

*соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

*состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

*соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также за сбором и сдачей их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь

*финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

*исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

*соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг;

*соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.

КГК в сфере финансового контроля имеет право:

*получать от государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию;

*безвозмездно пользоваться информационными банками данных государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности;

*проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;

*запрашивать от должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей объяснения причин нарушений, выявленных проверками (ревизиями);

*выносить в пределах своей компетенции обязательные для исполнения должностными лицами государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальными предпринимателями решения:

о взыскании в бюджет невнесенных платежей, выявленных проверками (ревизиями), а также экономических санкций, в том числе штрафов;

об устранении в установленные сроки выявленных нарушений;

о приостановлении операций по расчетным и иным счетам в банках в предусмотренных законодательством случаях;

*направлять материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер;

*при установлении оснований обращаться в компетентные органы с представлением о возбуждении дела о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей либо об аннулировании соответствующих разрешений (лицензий);

*осуществлять контроль за проведением валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг).

Министерство финансов Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

В области финансового контроля основными задачами Минфина являются:

*проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

*обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

*разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

*эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;

*контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

*государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

*проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;

*государственное регулирование аудиторской деятельности.

Минфин в соответствии с возложенными на него задачами в сфере финансового контроля выполняет следующие функции:

*осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;

*организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, сроки составления и представления в Минфин республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в местные бюджеты областей и г.Минска. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодно разрабатывает проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;

*участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;

*разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь с другими государствами;

*проводит работу по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь

*обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска;

*осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;

*регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;

*организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;

*управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;

*составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляет его в Совет Министров Республики Беларусь в установленные сроки, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов областей и г.Минска;

*разрабатывает и утверждает формы бюджетной документации, формы бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов и смет расходов организаций, финансируемых из

*разрабатывает методологию организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля в республике;

*устанавливает порядок опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом Республики Беларусь; осуществляет государственный пробирный надзор;

*анализирует состояние денежного обращения в республике, работу банковской системы, вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг, разрабатывает предложения по сбалансированности денежного обращения, выпуску, размещению и погашению государственных ценных бумаг, функционированию национальной денежной системы;

*выдает специальные разрешения (лицензии) на виды деятельности в соответствии с законодательными актами, их дубликаты, вносит изменения и (или) дополнения в специальные разрешения (лицензии), приостанавливает, возобновляет, продлевает срок их действия, прекращает их действие, а также ведет реестр лицензий по каждому виду лицензируемой деятельности в установленном им порядке;

*осуществляет методологическое руководство аудитом, контроль за соблюдением аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;

*организует учет и осуществление операций по управлению внутренним и внешним государственным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию;

*определяет условия осуществления страховой деятельности страховыми организациями и их обособленными подразделениями; осуществляет надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании;

Минфин в сфере финансового контроля имеет право:

*требовать и получать:

от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;

от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов своды местных бюджетов областей и г.Минска, уточненные назначения по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином;

*ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях временных кассовых разрывов;

*проводить в установленном порядке в государственных органах, у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, соответствующие проверки (ревизии) по вопросам, относящимся к компетенции Минфина;

*получать в установленном порядке от банков, небанковских кредитно-финансовых организаций сведения о состоянии счетов республиканских органов государственного управления, от организаций - о движении денежных средств по этим счетам, от должностных лиц и других граждан - письменные и устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок;

*проводить проверки по вопросам соблюдения аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;

*при осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых организаций Минфин вправе:

проводить проверки соблюдения страховыми организациями, их обособленными структурными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании;

давать страховым организациям, страховым посредникам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений, приостанавливать действие выданных страховым организациям и страховым брокерам лицензий до устранения этих нарушений;

принимать решения о ликвидации страховой организации, страхового брокера - юридического лица, а также о прекращении деятельности страхового брокера - индивидуального предпринимателя, в том числе в случае отзыва или аннулирования всех лицензий у страховой организации, страхового брокера, а также в иных случаях, установленных законодательными актами;

*применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством;

*взимать плату за выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, свидетельств (сертификатов) страхового агента, а также за регистрацию и внесение изменений в учредительные документы страховых организаций, оказание пробирных услуг и в иных случаях, предусмотренных законодательством;

*устанавливать в пределах своей компетенции прямые связи с финансовыми органами зарубежных государств, другими международными организациями, представлять Республику Беларусь в международных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Минфина;

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Основными задачами МНС в сфере финансового контроля являются:

*осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, финансовых, экономических санкций (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;

*осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

*учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

*разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

*осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

*предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

*принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет.

МНС в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции в сфере финансового контроля:

*контроль за соблюдением налогового законодательства;

*организует деятельность инспекций МНС по:

контролю за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также обеспечению взыскания неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

контролю за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, а также об источниках денежных средств;

ведению Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта;

контролю за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);

регистрации кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);

*подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;

*осуществляет государственный контроль за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

*заявляет ходатайства о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

*осуществляет в пределах своей компетенции контроль за использованием акцизных марок для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий.

*в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, осуществляет контроль за порядком проведения финансовых операций в пределах своей компетенции;

*проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций (расчетов), отчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также отчетов инспекций МНС;

*рассматривает в пределах своей компетенции предложения, заявления и жалобы, поступившие от организаций и физических лиц;

*разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве;

*проводит проверки деятельности инспекций МНС и по их результатам принимает меры к устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей инспекций МНС о деятельности инспекций МНС, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт работы;

МНС в сфере финансового контроля имеет право:

*получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

*вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;

*при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

*получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

*доступа при проведении налоговой проверки на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном законодательством;

*при осуществлении контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием собственника (его представителя либо уполномоченного им лица) производить в соответствии с законодательством обследование принадлежащих организациям и физическим лицам любых производственных, складских, торговых и иных помещений, которые используются и могут использоваться для извлечения доходов;

*взыскивать в установленном порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

*приостанавливать в случаях, установленных законодательством, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;

*назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

*приостанавливать или запрещать в установленном порядке реализацию алкогольной продукции и табачных изделий, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и других нормативных документов;

Совет по координации контрольной деятельности в РБ.

Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (Совет) создается Президентом Республики Беларусь в целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Координация деятельности контролирующих органов осуществляется Советом по следующим направлениям:

*обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;

*планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;

*организация проведения совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных;

*согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;

*обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий);

*анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;

*организация обмена опытом контрольной работы;

*обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов.

Совет в соответствии с направлениями своей деятельности вправе в пределах своей компетенции:

*давать поручения контролирующим органам;

*рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности на необоснованное назначение проверок (ревизий) и по результатам рассмотрения этих жалоб выносить решения о приостановлении или отмене проведения контролирующими органами проверок (ревизий);

*запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций, субъектов предпринимательской деятельности необходимую информацию;

*заслушивать сообщения и отчеты должностных лиц контролирующих органов, субъектов предпринимательской деятельности, советов по координации контрольной деятельности в областях;

*вносить в установленном законодательством порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц контролирующих органов, не обеспечивших надлежащую организацию контрольной деятельности.

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1. Дайте понятие финансового контроля? Каково значение финансового контроля?

2. Назовите задачи финансового контроля на микро- и макроуровне?

3. Какие виды финансового контроля вы знаете?

4. Дайте определение ревизии? Какие виды ревизий и проверок вы знаете?

5. Какие существуют методы установления достоверности и правильности финансово-хозяйственных операций?

6. Каков общий порядок проведения ревизии?

7. Назовите полномочия проверяющих при проведении ревизии?

8. Какие сведения должны содержаться в акте ревизии? Каков порядок подписания акта ревизии?

9. Дайте определение аудита? Назовите отличия аудита от государственного контроля?

10. Какие виды аудита вы знаете?

11. Кто может быть аудитором? Какая организация является аудиторской?

12. Назовите основные государственные органы, осуществляющие финансовый контроль? Какова их компетенция в сфере финансового контроля?

 

Дайте определение следующим понятиям:

Финансовый контроль, финансовая дисциплина, финансовая политика, финансовый контроль на макроуровне, финансовый контроль на микроуровне, экономический анализ, ревизия, аудит, внешний аудит, внутренний аудит, обязательный аудит, инициативный аудит, аудитор, аудиторская организация.

 

Нормативные правовые акты для изучения по теме:

1. Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утв. Указом Президента РБ N673 от 15. 11. 99. «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.12.2001 N 722) с изм. и доп.

2. Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 18.12.2002) «Об аудиторской деятельности» с изм. и доп.

3. Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1585 с изм. и доп.

4. Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1592 с изм. и доп.

5. Закон Республики Беларусь от 09.02.2000 г. "О комитете государственного контроля" с изм. и доп.

6. Типовое положение об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждено Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. N 136 с изм. и доп.

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. N 846 «О Государственном казначействе Республики Беларусь»

 


ТЕМА 4. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.