Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Наука о правах человека. Категории прав человека




Проблемно-тематический курс

Адреса образовательных и иных сайтов в сети Интернет

· www.memo.ru (Законодательство и права человека).

· www.hright.ru (Институт прав человека).

· www.ycentre.org (Молодежный центр прав человека).

· www.un.minsk.by/documents/venskaya.htm (Венская декларация).

· www.hro.org (Права человека в России).

· Femina.chelny.ru (Права человека для женщин).

· www.hrpublisher.org (Справочники «Если Вам дали срок», «Правовое положение подозреваемых…», «Если Вас арестовали» и др. издательства «Права человека»).

· www.culture.of.peace.ru (Материалы о терпимости).

· www.dspace.alcantara.ru (Материалы о терпимости).

· www.tolerance.ngo.ru (Материалы о терпимости).

· www.project-syndicate.org (Права меньшинств и государственный суверенитет).

· www.macfound.org (Программа по глобальной безопасности и устойчивому развитию).

· www.macfound.ru (Программа по глобальной безопасности и устойчивому развитию).

· hr-education-rus-owner @irex.ru (Обучение правам человека).

· www.cjes.ru (Центр экстремальной журналистики. Защита прав человека).

· eulaw.edu.ru (кафедра «Право Европейского Союза» МГЮА, (на этом сайте находится обновляемый раздел со ссылками на интернет-ресурсы по праву ЕС, включая отдельные отрасли).

· www.europa.eu.int (сайт Европейского Союза).

· europa.eu.int/eur-lex/en (интернет-страница по праву Европейского Союза).

· europa.eu.int/pol/index-en.htm (описание основных направлений деятельности Европейского Союза.

· europa.eu.int/comm/index_en.htm (страница Комиссии ЕС).

· eur-op.eu.int (Европейское агентство официальных публикаций).

· www.europarl.eu.int/sg/tree/en (Парламент Европейского Союза).

· ue.eu.int/en/summ.htm (Совет Европейского Союза).

· curia.eu.int/en (Суд Европейских сообществ).

· europa.eu.int/eur-lex/en/OJ.(страница с последними номерами Официального журнала Европейских сообществ).

· www.eur.ru (Представительство Комиссии Европейских сообществ в России).

· www.edc.spb.ru (Европейский документационный центр, Санкт-Петербург, Россия).

· www.aes.org.ru (Ассоциация Европейских исследований).

· www.law.warwick.ac.uk (Правовая база данных «CELEX»).

· scad.utdallas.edu (Сайт информационно-правовой системы «SCAD»).

В российской и зарубежной юридической литературе существует мнение о необходимости выделения особой отрасли международного права, как системы принципов и норм, касающихся прав человека.
С точки зрения Г.И. Тункина, новая отрасль международного права, определяет обязанность государств по обеспечению основных прав
и свобод всем людям, независимо от расы, языка, религии и пола. Болгарский профессор П. Радойнов предполагает, что после принятия Всеобщей декларации прав человека, содержащей ряд гуманитарных принципов, следует говорить о существовании особой отрасли права – международного гуманитарного права.

Раньше же в юридической литературе под гуманитарным правом понималась совокупность правовых норм, касающихся определенной категории лиц в период вооруженных конфликтов и регулирующих законы и обычаи войны.

Ж. Пикте и И.П. Блищенко, например, придерживаются мнения
о существовании отрасли права, состоящего из системы норм, регулирующих законы и обычаи войны и права человека. А. Робертсон в работе «Права человека в мире» критикует это утверждение, считая, что права человека составляют основу развития гуманитарного права, служащего составной частью международного права.

Во многих демократических государствах права человека давно вошли в содержание обществоведческого (гражданского) образования. По мнению авторов доклада «Изучение прав человека в университетах» (Международный институт по правам человека), эта научная дисциплина не ограничена рамками национального или мирового правопорядка и охватывает «все науки, как общественные, так и естественные». Это мнение разделяет К. Васак, согласно утверждению которого наука о правах доминирует над другими науками и служит «наукой наук».

1. Определите Вашу собственную позицию в этом вопросе, опираясь на представление о правах человека как глобальной
и универсальной проблеме. В чем, на Ваш взгляд, ценность дифференцированного изучения прав человека различными науками?

2. Попытайтесь сформулировать выводы о юридическом, философском, нравственном и политическом содержании понятия «права человека».

Гуманистический тип правопонимания интерпретирует право как невозможное к существованию без прав человека. Профессор В.С. Нерсесянц считает права человека субъектно-человеческим аспектом всякого типа права. «Право вообще и права человека, – пишет он, – это не различные (по своей сути, функциям и назначению) феномены, ведущие независимую друг от друга жизнь, а явления принципиально одного порядка и одного типа. Права человека (в тех или иных формах и объемах их бытия и выражения) – это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определенный
(а именно субъектно-человеческий) аспект сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуляции. Право без прав человека так же невозможно, как и права человека без и вне права».

Однако есть и иная точка зрения. Например, по мнению Л.И. Глухаревой, вышеуказанная теснота связи характерна не для всех
типов права, а лишь для их гуманистической разновидности: «В противном случае пришлось бы игнорировать очевидные факты: до Нового времени, а также при тоталитарных и крайне авторитарных
режимах прав человека как юридических субстанций не существовало и не существует, следовательно, исходя из изложенной точки зрения, не существует и право, а это уже отрицание очевидных исторических фактов.

3. Проанализируйте обе вышеуказанные точки зрения. Какая из них Вам представляется верной? Свой вывод аргументируйте.

4. Дайте характеристику правам человека как субъективным правам.

5. Каковы, на Ваш взгляд, особенности современного подхода
к соотношению прав человека и обязанностей?

& Литература: 26–30, 33, 37, 47, 61, 65, 68, 75, 76.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.