Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие. Тема 17. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних




Тема 17. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

(семинар – 2 ч., практическое – 2 ч.)

1. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний и назначение наказания несовершеннолетнему.

2. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности.

3. Принудительные меры воспитательного воздействия: виды и содержание.

4. Освобождение несовершеннолетних от наказания.

 

 

Практическое занятие.

1. Изучите решения Верховного Суда, рекомендованные к самостоятельному освоению темы, и ответьте на следующие вопросы:

а) при каких условиях несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия?

б) возможно ли применение к несовершеннолетнему лицу одновременно нескольких принудительных мер воспитательного воздействия?

в) что следует учитывать суду в решении вопроса о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих?

 

2. Несовершеннолетний Елкин, обвинявшийся в хулиганстве, судом освобожден от уголовной ответственности и к нему применены принудительные меры воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей, возложения обязанности загладить причиненный вред, ограничения досуга и установления особых требований к его поведению.

Рассмотрите ст. 213 УК и ответьте на следующие вопросы:

а) вправе ли суд принять такое решение? Если нет, то почему? Если да, то при каких условиях?

б) изменится ли Ваш ответ, если данное решение принял следователь ГУВД? Почему?

 

3. Учащийся 11 класса средней общеобразовательной школы Семиглазов совершил хищение школьной компьютерной техники, тайно ночью проникнув в кабинет информатики. Утром следующего дня он был задержан с поличным у себя дома сотрудниками милиции.

Ознакомьтесь со ст. 158 УК и ответьте на следующие вопросы:

а) какую меру уголовно-правового воздействия целесообразно применить к Семиглазову? Почему?

б) изменится ли Ваше решение, если Семигразов похитит из кабинета не компьютерную технику, а вещи одноклассника (во время перемены между занятиями)?

 

4. Ознакомьтесь с фрагментом постановления о прекращении уголовного дела (См. Приложение 22) и со ст. 161 УК. Ответьте на следующие вопросы:

а) имеются ли условия для освобождения подростков Томилина и Фомина от уголовной ответственности? Если да, то какие?

б) на каком основании ст. следователь прекратил уголовное дело?

в) насколько обосновано решение правоприменителя?

г) какое решение, по Вашему мнению, следовало бы принять в отношении несовершеннолетних Томилина и Фомина?

Найдите ошибки и неточности, закравшиеся в уголовно-процессуальный документ.

 

5. 16-летний Ушатов за совершение убийства из хулиганских побуждений осужден к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. По достижении 18-летнего возраста он переведен для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима.

Просмотрите ст. 105 УК и ответьте на следующие вопросы:

а) соответствует ли наказание, назначенное Ушатову, требованиям уголовного законодательства? Почему?

б) правомерно ли он переведен из одной колонии в другую?

в) изменится ли Ваше решение, если Ушатов не переведен в исправительную колонию по достижении 18-летнего возраста, а через два года после своего совершеннолетия освобожден от наказания (из воспитательной колонии) условно-досрочно?

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какое лицо следует признать несовершеннолетним?

2. Какие уголовные наказания применяются, а какие не применяются к несовершеннолетним преступникам?

3. Каковы особенности назначения и исполнения уголовных наказаний в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте?

4. В каких учреждениях отбывают наказания, связанные с лишением свободы, несовершеннолетние осужденные?

5. Существуют ли особенности исчисления сроков при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, давности возложения уголовной ответственности или исполнения обвинительного приговора суда, погашении судимости для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте (в сравнении с таковыми для взрослых преступников)?

6. При каких условиях несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности (наказания) с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия?

7. Какие принудительные меры воспитательного воздействия могут быть применены к лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте?

8. В чем сущность ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего как принудительной меры воспитательного воздействия?

9. Возможно ли применить к несовершеннолетнему лицу одновременно предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред? Почему?

10. В каком случае принудительные меры воспитательного воздействия отменяются и подросток подлежит уголовной ответственности?

Рекомендуемая литература

1. Авдеев, В. А. Актуальные вопросы лишения свободы несовершеннолетних // Уголовное право. — 2001. — № 2.

2. Боровиков, В. Б. О совершенствовании института уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовное право. — 2003. — № 4.

3. Боровиков, В. Б. Вина и уголовная ответственность несовершеннолетних // Российская юстиция. — 2006. — № 4.

4. Забрянский, Г. И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности / Г. И. Забрянский. — М.: Рудомино, 2000.

5. Ибрагимова, А. Новые подходы в регулировании лишения свободы несовершеннолетних // Уголовное право. — 2006. — № 4.

6. Иванов, В. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного характера / В. Иванов, П. Иванов // Уголовное право. — 2004. — № 3.

7. Павлов, Д. А. Условное осуждение несовершеннолетних в законодательстве России и государств — участников СНГ (законодательное регулирование и организация реализаций) / тв. ред. А. И. Чучаев. — Владимир, 2006.

8. Пудовочкин, Ю. Е. Ювенальное уголовное право: теоретико-методологические и историко-правовые аспекты / Ю. Е. Пудовочкин. — Ставрополь, 2001.

9. Щепельков, В. Ф. Конструирование и применение норм об уголовной ответственности несовершеннолетних // Правоведение. — 2003. — № 4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.