Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 1. Источники римского права




ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(интерактивная форма занятия «круглый стол» на тему:

«Римский закон как общее мерило справедливости: соотношение принципов законности и справедливости в римском праве»)

Цель занятия: сформировать у студентов понимание сущности закона и осознание его роли в правовом регулировании общественных отношений; дать совместную оценку роли и места закона как источника в системе римского права; определить общий результат рецепции в данной сфере и его значимость.

Подготовительный этап:

1. Предварительное распределение между студентами и подготовка сообщений длительностью 3-5 мин. по основным вопросам проблемы дискуссии с обязательной постановкой проблемного вопроса: идеал или целесообразность?:

а) понятие и виды римских законов;

б) признаки римских законов;

в) «чистые» и смешанные формы римских законов (т.е. приравненные к ним по юридической силе иные акты) в системе источников римского права;

г) действие римских законов в пространстве и времени;

д) соотношение римских законов и обычаев;

е) правоприменительная деятельность и эффективность римских законов.

2. Подготовка учебной аудитории к занятию: ученические столы ставятся по центру помещения и студенты занимают места напротив друг друга через одного: 6 выступающих, между ними 2-5 человек, которые будут выполнять функции оппонентов. Все оппоненты предварительно делятся на 2 группы: поддерживающие точку зрения докладчика и опровергающие точку зрения докладчика, при этом до всех студентов группы на предыдущем семинаре доводятся задания и вся информация о проведении «круглого стола».

3. Материалы и оборудование: на каждом столе лежат источники римского права: «Законы XII Таблиц», извлечения из «Институций» (Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2009. — Т. 1. — С. 78-89, 89-90) и Дигесты Юстиниана: В 8 т. / пер. с латин.; отв. ред. Л. Л. Кофанов.— М.: Статут, 2002. — Т. 1: Книга 1: Титулы I-IV.— C. 83-115). Выступающие и дискутирующие студенты используют источники для аргументации своей точки зрения.

4. Постановка проблемы дискуссии. Вступительное слово преподавателя: «По словам Юстиниана, «среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая должным образом приводит в порядок божественные и человеческие дела и изгоняет всякую несправедливость». Марциан, анализируя слова Демосфена и Хризиппа, приводил оригинальные эпитеты закона, в числе которых: «мысль (изобретение) и дар бога», «царь всех божественных и человеческих дел», «начальник, вождь и руководитель живых существ», «мерило справедливого и несправедливого» (D.1.3.2). Папиниан более сдержанно определял закон как «общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства» (D.1.3.1)[1]».

Так что же в действительности представлял собой римский закон, являлся ли он идеалом для подражания потомков и мог ли он быть абсолютно справедлив?

Аналитический этап:

1. Обсуждение поставленной проблемы по заданной схеме, при этом выступить должен каждый студент, а преподаватель играет роль ведущего-координатора.

2. Оценка высказанных мнений, определение точек соприкосновения вопросов дискуссии и выработка общего группового мнения-компромисса.

3. Заключительное слово преподавателя: подведение итогов дискуссии, определение качества участия студентов.

Семинар 2. Право собственности [2]

Учебные вопросы:

1. Понятие права собственности. Правомочия собственника.

2. Исторические виды права собственности.

3. Способы приобретения и прекращения права собственности.

4. Защита права собственности.

Список рекомендуемой литературы:

источники:

Дигесты Юстиниана [Текст]: В 8 т. / пер. с латин.; отв. ред. Л.Л. Кофанов.— М.: Статут, 2002. — Т. 2: Книга 6: Титул I.— 2002.— С. 147-183.

основная литература:

Гетьман-Павлова, И. В. Практикум по римскому частному праву [Текст]: учебное пособие / И. В. Гетьман-Павлова.— М.: Юридическая литература, 2004.— 352 с.

Дождев, Д. В. Римское частное право [Текст]: учебник для юрид. вузов и фак. / Д. В. Дождев; под общ. ред. В. С. Нерсесянца.— 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: Инфра-М, 2000.— 784 с.

Кудинов, О. А. Комментарии к источникам римского права [Текст] / О. А. Кудинов.— М.: Дашков и Ко, 2009.— 344 с.

Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права [Текст]: учебник для вузов / И. Б. Новицкий.— М.: Зерцало, 2000.— 400 с.

Римское частное право [Текст]: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского.— М.: Юриспруденция, 2005.— 448 с.

дополнительная литература:

Богатых, Е. А. Гражданское и торговое право: от древнего римского к современному российскому [Текст]: Учебное пособие / Е. А. Богатых. — М.: Контракт, 2000. — 352 с.

Гримм, Д. Д. Лекции по догме римского права [Текст] / Д. Д. Гримм; под ред. и с предисл. В.А. Томсинова.— М.: Зерцало, 2003.— 496 с. — (Русское юридическое наследие).

Касатов, А. А. Понятие proprietas в трактате Генри де Брактона "О законах и обычаях Англии" (к вопросу о рецепции римского права) [Текст] / А. А. Касатов // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал.— М., 2010.— № 4.— С. 38-40.

Качановский, Ю. Личность как собственник в римском праве, в ХХ и ХХI веках. Сравнительно-исторический анализ. Как учесть уроки истории? [Текст] / Ю. Качановский // История государства и права. — 2003.— №3.— С. 53-58.

Копылов, А. В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном гражданском праве [Текст] / А.В. Копылов.— М.: Статут, 2000.— 255 с.

Кузищин, В. И. Формирование права частной собственности в римской юриспруденции во II-I вв. до н.э. [Текст] / В. И. Кузищин // Вопросы истории. — 2008.— № 6.— С. 26-36.

Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев.— М.: Статут, 2003.— 685 с. — (Классика российской цивилистики).

Ростовцев, М. И. Общество и хозяйство в Римской империи [Текст]: В 2 т. / М. И. Ростовцев; Пер. с нем. И.С. Алексеевой, Г.В. Снежинской. — СПб.: Наука, 2001. — Т. 2. — 412 с.

Франчози, Дж. Институционный курс римского права [Текст]: учебник / Дж. Франчози; пер. с итал.; отв. ред. Л.Л. Кофанов.— М.: Статут, 2004.— 428 с.

Яхагоев, Р. В. Историко-правовой анализ механизма защиты прав собственности в Римской империи [Текст] / Р.В. Яхагоев // История государства и права. — 2007.— № 16.— С. 29-30.

Семинар 3. Общие положения об обязательствах [3]

Учебные вопросы:

1. Понятие обязательства и его виды.

2. Стороны в обязательстве.

3. Исполнение обязательства.

4. Способы прекращения обязательства помимо его исполнения.

5. Способы обеспечения обязательств.

6. Ответственность должника за неисполнение обязательства.

Список рекомендуемой литературы:

источники:

Дигесты Юстиниана [Текст]: В 8 т. / пер. с латин.; отв. ред. Л.Л. Кофанов.— М.: Статут, 2002. — Т. 4: Книги XX - XXII.— 2004.— 780 с.; Т. 6, пт 2: Книги XLI - XLIV.— 2005.— 564 с.; Т. 6, пт. 1: Книги XXXVII - XL.— 2005.— 728 с.

Институции Юстиниана [Текст] / пер. с латин. Д.Р. Расснера; под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова.— М.: Зерцало, 1998.— 400 с. — (Памятники римского права).

основная литература:

Гетьман-Павлова, И. В. Практикум по римскому частному праву [Текст]: учебное пособие / И. В. Гетьман-Павлова.— М.: Юридическая литература, 2004.— 352 с.

Дождев, Д. В. Римское частное право [Текст]: учебник для юрид. вузов и фак. / Д. В. Дождев; под общ. ред. В. С. Нерсесянца.— 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: Инфра-М, 2000.— 784 с.

Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права [Текст]: учебник для вузов / И.Б. Новицкий.— М.: Зерцало, 2000.— 400 с.

Омельченко, О. А. Римское право [Текст]: учебник для студентов вузов / О. А. Омельченко.— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Эксмо, 2007.— 224 с. — (Российское юридическое образование).

Римское частное право [Текст]: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского.— М.: Юриспруденция, 2005.— 448 с.

дополнительная литература:

Богатых, Е. А. Гражданское и торговое право: от древнего римского к современному российскому [Текст]: Учебное пособие / Е. А. Богатых. — М.: Контракт, 2000. — 352 с.

Гримм, Д. Д. Лекции по догме римского права [Текст] / Д. Д. Гримм; под ред. и с предисл. В. А. Томсинова.— М.: Зерцало, 2003.— 496 с. — (Русское юридическое наследие).

Кривцов, А. С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве [Текст] / А. С. Кривцов.— М.: Статут, 2003.— 314 с. — (Классика российской цивилистики).

Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев.— М.: Статут, 2003.— 685 с. — (Классика российской цивилистики).

Полдников, Д. Ю. Задаток в частном праве (история и современность) [Текст] / Д. Ю. Полдников // Законодательство. — 2008.— №3.— С. 13-22.

Щенникова, Л. В. Натуральные обязательста в гражданском праве Российской Федерации: истоки, современное состояние и перспективы развития [Текст] / Л. В. Щенникова // Законодательство. — 2007.— №11.— С. 9-18.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.