Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 3. Тема 2. Источники римского права




(активная форма занятия - «круглый стол» на тему:

«Римский закон как общее мерило справедливости: соотношение принципов законности и справедливости в римском праве»)

Цель занятия: сформировать у студентов понимание сущности закона и осознание его роли в правовом регулировании общественных отношений; дать совместную оценку роли и места закона как источника в системе римского права; определить общий результат рецепции в данной сфере и его значимость.

Подготовительный этап:

1. Предварительное распределение между студентами и подготовка сообщений длительностью 3-5 мин. по основным вопросам проблемы дискуссии с обязательной постановкой проблемного вопроса: идеал или целесообразность?:

а) понятие и виды римских законов;

б) признаки римских законов;

в) «чистые» и смешанные формы римских законов (т.е. приравненные к ним по юридической силе иные акты) в системе источников римского права;

г) действие римских законов в пространстве и времени;

д) соотношение римских законов и обычаев;

е) правоприменительная деятельность и эффективность римских законов.

2. Подготовка учебной аудитории к занятию: ученические столы ставятся по центру помещения и студенты занимают места напротив друг друга через одного: 6 выступающих, между ними 2-5 человек, которые будут выполнять функции оппонентов. Все оппоненты предварительно делятся на 2 группы: поддерживающие точку зрения докладчика и опровергающие точку зрения докладчика, при этом до всех студентов группы на предыдущем семинаре доводятся задания и вся информация о проведении «круглого стола».

3. Материалы и оборудование: на каждом столе лежат источники римского права: «Законы XII Таблиц», извлечения из «Институций» (Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2009. — Т. 1. — С. 78-89, 89-90) и Дигесты Юстиниана: В 8 т. / пер. с латин.; отв. ред. Л. Л. Кофанов.— М.: Статут, 2002. — Т. 1: Книга 1: Титулы I-IV.— C. 83-115). Выступающие и дискутирующие студенты используют источники для аргументации своей точки зрения.

4. Постановка проблемы дискуссии. Вступительное слово преподавателя: «По словам Юстиниана, «среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая должным образом приводит в порядок божественные и человеческие дела и изгоняет всякую несправедливость». Марциан, анализируя слова Демосфена и Хризиппа, приводил оригинальные эпитеты закона, в числе которых: «мысль (изобретение) и дар бога», «царь всех божественных и человеческих дел», «начальник, вождь и руководитель живых существ», «мерило справедливого и несправедливого» (D.1.3.2). Папиниан более сдержанно определял закон как «общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства» (D.1.3.1)[4]».

Так что же в действительности представлял собой римский закон, являлся ли он идеалом для подражания потомков и мог ли он быть абсолютно справедлив?

Аналитический этап:

1. Обсуждение поставленной проблемы по заданной схеме, при этом выступить должен каждый студент, а преподаватель играет роль ведущего-координатора.

2. Оценка высказанных мнений, определение точек соприкосновения вопросов дискуссии и выработка общего группового мнения-компромисса.

3. Заключительное слово преподавателя: подведение итогов дискуссии, определение качества участия студентов.

Семинар 4 (2). Тема 3. Осуществление и защита частных прав:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.