Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тезисы лекций дисциплины модуля 5 страница




В последнее время большое внимание уделяется такому фактору, как катастрофа, независимо от того, с каким физическим явлением она связана и имеет ли она природный или антропогенный характер. Это привело к появлению в психологии специального раздела, посвященного проблемам психических реакций человека, ожидающего, переживающего или пережившего катастрофу.

Полученные во многих исследованиях данные позволили выйти на более широкий уровень обобщений, найти и описать те элементы в физиологических, психологических и поведенческих реакциях, которые присутствуют во всех видах взаимодействия человека с внешней средой, независимо от числа и природы действующих факторов. Ничего необычного в таком обобщении нет, в биологических науках довольно четко прослеживается линия Декарта - Спенсера - Сеченова, предполагающая наличие одного системообразующего механизма, на базе которого формируются самые различные структуры. В последнее время эта позиция получила довольно значимое подкрепление в виде ряда положений синергетики.

Представляется, что существуют две основные составляющие такого обобщенного ответа: одна - формирование в сознании человека образа воздействия, его значимости, последствий его взаимодействия с человеком и возможных ответных действий и вторая - формирование на основе этого образа функционального состояния, обеспечивающего соответствующие действия человека, которые необходимо предпринять в ответ на действие фактора.

Формирование в сознании человека образа воздействия является очень сложным процессом и не всегда может быть изучено посторонним наблюдателем. Трудности такого изучения связаны с тем, что этот образ не всегда существует в вербализованной форме, в зависимости от целого ряда условий он может быть ложным или замаскированным посторонними, не имеющими отношения к сущности ситуации факторами. Обычно формируется какой-либо один из двух типов эмоциональной окраски образов: образ угрозы, предполагающий возможность разрушительного действия на человека или на общество, и образ соответствия, наличие которого благоприятствует условиям жизни и деятельности отдельного человека или человечества в целом.

Формирование адекватного функционального состояния также может иметь множество вариантов. Так, возможны различные степени адекватности, которая всегда имеет частный характер: состояние, адекватное для протекания одного процесса, может быть совершенно неадекватным для другого, параллельно протекающего процесса.

Данное в начале этой главы определение экологического сознания позволяет широко толковать этот термин, поскольку человек немыслим вне среды. Однако есть опасение, что это может привести к полному растеканию термина «экологический»: исчезнет его целевая специфичность, что в итоге может довести до абсурда, иногда характерного для некоторых публикаций.

Это опасение касается и проблемы влияния среды на человека. Здесь возникла довольно сложная, хотя и несколько забавная ситуация. Дело в том, что в отличие от других наук, изучающих связи во внешней среде, в том числе и связи живой природы, экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов, экосистем, биогеоценозов и биосферы (БСЭ, 1979, Т. 29). В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден и другие ученые, рассматривая понятие ноосферы и вводя его в экологию, также подразумевали надорганизменный уровень, определяя его главным образом понятием «человечество». Поэтому такие термины, как экологическая физиология, экологическая психология и т. п., неправомочны, как неправомочно и включение в эти понятия рассмотренного выше вопроса о влиянии факторов внешней среды на физиологическое и психологическое состояние человека. Действительно, анализируя приводимые в таких работах данные, легко увидеть, что они просто описывают процессы, протекающие у человека при действии того или иного природного фактора.

Однако есть некоторое оправдание такому содержанию понятия «экология». Это связано с тем, что в отличие от всего остального органического мира человек является не только биологическим объектом, но и выступает как социальная ячейка и над-организменные (в данном случае общественные) закономерности теснейшим образом переплетаются с индивидуально-личностными, где одно зависит от другого и определяет его.

Иное положение с термином «экологическое сознание», который определяет наши знания, отношения и действия, связанные с проблемами воздействия человеческого общества на среду, т. е. рассматривает второй аспект проблемы взаимодействия человека и среды.

Отношение человека к природе еще с древнейших времен являлось не только элементом сознания, но и было предметом рассмотрения в процессе формирования наиболее важного этапа становления сознания - формирования Я и неЯ в их противопоставлении и слиянии. В какой-то мере можно согласиться с мнением Л. Леви-Брюля о наличии эволюционно качественного отличия мышления, психики дологического мышления первобытного человека, наличии закона партиципации (сопричас-тия), отражающего самый начальный этап разделения в сознании Я и неЯ.

Начиная с полного отождествления себя с природой, через мифологическое сознание, рационализм и кончая современными взглядами как ученых, так и представителей различных движений за сохранение природы, содержание экологического сознания значительно менялось. На протяжении всей истории человечества первоначальное созерцательное и описательное отношение к связям человек - среда видоизменялось в первую очередь по чисто экономическим проблемам, на основе которых строились как политические, так и философские концепции, связанные с пониманием и расшифровкой причин и видов потребностей человека, удовлетворяемых благодаря использованию природных ресурсов. На ранних этапах экологического сознания, вероятно, доминировали две составляющие: природа дающая и природа, среда угрожающая. Вторая была связана как с природными катастрофами, так и с возможностью нападения хищных животных. Если судить по наскальным и пещерным рисункам, приоритет все-таки отдавался первой.

Наибольшую остроту проблема экологического сознания приобрела к середине XX в. Это было связано со многими причинами. Большую роль, конечно, в этом сыграл научно-технический прогресс и в первую очередь его топливно-энергетическая составляющая, что привело к невиданному ранее вмешательству человека в окружающий мир,.к нарушению сложившихся экологических связей. Появились признаки глобальных изменений в природе, что способствовало консолидации коллективного экологического сознания. Первыми за судьбу человечества обеспокоились ученые, деятели культуры и наиболее передовая часть общества. Беспокойство было связано с тем, что если геологические катастрофы развивались в течение десятков тысяч или даже сотен миллионов лет, то сравнимые по масштабу антропогенные природные катаклизмы будут развиваться на глазах одного-двух поколений. Все это, конечно, не могло не сказаться на содержании современного экологического сознания.

Из изложенного вытекает необходимость специального рассмотрения вопроса о допустимости, границах и формах переноса некоторых аспектов человеческих взаимоотношений на природу и, вероятно, более тщательном и осторожном анализе содержания экологического сознания. Наибольшую сложность эта проблема представляет в случае, когда исследуется часть экологического сознания, связанная с отношением человека к животному миру, что выражается в формировании некоторых разделов биоэтики.

Экологическое сознание, как и сознание вообще, имеет много форм и проявлений, поэтому различны подходы к его рассмотрению и изучению. Так, можно рассматривать экологическое сознание как генерализованную форму осознания потребностей человека, источников их удовлетворения и способов такого удовлетворения. По мере расширения возможностей человека удовлетворять свои потребности и увеличения числа самих потребностей эта форма на некоторых этапах развития экологического сознания постепенно выступает во все более замаскированном виде, но остается даже на высших этапах развития экологического сознания.

 

 

Тема 14. Исторические корни и эволюция экологического сознания.   План занятия: 14.1. Формирование экологического сознания.

14.2. Эволюция экологического сознания

 

Литература:

Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание.

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006

 

С момента появления Homo sapiens в его сознании фиксировались явления и объекты природы, их динамика и существующие между ними причинно-следственные связи. Особенно большое значение имело запечатление в сознании события «действие - результат».

Не входя в детали логического мышления первобытного человека, следует подчеркнуть, что в тот далекий период впервые появилась дифференциация в логике бытия. Человек все еще ощущал себя частью, элементом природы и переносил некоторые характеристики своего самосознания на нее, отождествляя ее с человеком, но в то же время он чувствовал себя отличным от природы и наделял ее функциями, которых не было у человека.

В сознании доминировало ощущение зависимости от окружающего мира как источника удовлетворения потребностей, прежде всего в питании, и как источника опасностей, угрожающих жизни человека. В картине взаимоотношений человека с природой преобладали отношения типа сильный-слабый, дающий-берущий и т. п. Слабость человека, его зависимость от природы, отразились в появлении представлений о добрых и злых силах природы, в их очеловечении, а динамика природных явлений объяснялась поступками богов, олицетворяющих природу.

Это и привело к появлению первичного экологического сознания в его мифологически-религиозной форме. Для этого сознания очень важно, что существовали боги-объекты и боги-отношения. Развитие общественных отношений, особенно связанное с включением в систему потребления, помимо собирательства и охоты, скотоводства, а позже - земледелия, внесло в экологическое сознание принципиально новый элемент - возможность воздействия на природу, вначале пассивное, а затем и активное изменение экологической среды. Другой важной вехой в содержании экологического сознания явилась вызванная практической необходимостью, а также, вероятно, развитием мозга возможность формирования связей (на основе отражения конкретных ситуационных связей) с более высоким уровнем абстрагирования. Это позволило объяснять неизвестные явления известными и включить в экологическое сознание способность прогнозирования более комплексных процессов, чем простая суточная или сезонная периодичность природы.

В процессе исторического развития накапливался не только опыт общественных отношений и потребительских связей с природой, но и опыт взаимодействия с изменяющимися природными условиями, прежде всего климатического и погодного характера, переживания изменений катастрофического характера, изменения флоры и фауны в результате намеренной или спонтанной интродукции скота и растений. Существенно то, что это уже был не опыт рода или племени, а опыт этноса, народа.

Активное противопоставление себя природе - принципиально новая характеристика экологического сознания, достигшая, однако, предельной гипертрофии в некоторых современных экологических течениях и превратившаяся в негативную характеристику в других экологических концепциях.

Экологическое сознание, отражая изменения климата и его связь с продуктивностью скотоводства и земледелия, было направлено прежде всего на сохранение необходимого режима, главным образом водоснабжения, и на выявление периодичности циклов климатических характеристик, знание которых необходимо для получения устойчивого урожая.

Большое значение в формировании экологического сознания и экологического поведения имели крупные экологические катастрофы. История человечества во многом связана с историей катастроф, многие из которых навечно остались в памяти народа задолго до появления письменности и лишь потом были запечатлены в письменном виде.

Однако у большей части общества агрессивно-хищническая форма экологического сознания поддерживалась благодаря тому обстоятельству, что рост потребления еще компенсировался известными или вновь открываемыми в процессе развития науки резервами, т. е. существовало представление о неисчерпаемости Природных ресурсов. Для эгоистического сознания этого периода,; особенно той части общества, которая занималась эксплуатацией природных богатств, применимо высказанное за два столетия до этого выражение маркизы де Помпадур - «после нас хоть и о топ».

Правда, следует сказать, что параллельно с этим развивался и ряд запретительных механизмов, регулирующих некоторые экологически уязвимые стороны потребления, например охотничьи законы, протекционистская политика в отношении производства нужных технических сельскохозяйственных культур и т. п.

Лишь с приходом XX в. с его бурным развитием промышленности, великими открытиями физики и химии экологические проблемы стали объектом серьезного научного рассмотрения, что И позволило во второй половине столетия сформулировать основные положения современного экологического сознания как альтернативу ностальгическому сознанию. Это новое содержание экологического сознания, его направленность мы будем называть научно обоснованным экологическим сознанием, особенно в той его части, которая связана с социальной позицией общества. Первой причиной ее появления стало бурное развитие естественных наук, а также экологии как самостоятельной науки. Второй причиной было развитие экономики, которая из преимущественно региональной стала национальной, а затем транснациональной, глобальной системой. Третьей причиной явилось усиление прогнозного компонента в экономических и социальных планах и моделях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.