Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема сознания в философии 2 страница




Между языком и сознанием возникает глубокая связь. Передать мысли одного человека другому можно только при помощи знаковых систем и материального носителя. В абстрактном мышлении человек пользуется понятиями, а им соответствуют не отдельные вещи, а целые классы вещей. Обозначить, например, понятие «дом вообще» конкретным предметом, указав на какой-то реальный дом, невозможно: «дом вообще» нигде не существует в чистом виде, это понятие – результат мысленной процедуры обобщения, абстрагирования свойств огромного множества предметов. Понятия, отделяясь от чувственного представления конкретной вещи, теряют опору в наглядности и поэтому должны иметь некоторую иную чувственно фиксируемую форму. Обозначить понятие может только слово – главный компонент языка. Язык становится средством формирования, сохранения и передачи мысли, выраженной всегда в абстрактных понятиях.

Характер языка выражает уровень развития сознания, человеческих знаний о мире. Так, у племен дикарей существуют языки, в которых всего несколько сот слов. Современному европейцу такого словарного запаса уже недостаточно. Закономерности развития языков изучает особая наука – языкознание. Оно показало, что все современные языки цивилизованных народов являются результатом долгого исторического развития. Ученые обнаружили, что все естественные языки (то есть возникшие стихийно в ходе исторического развития) имеют общие черты, обусловленные общностью законов мышления. Например, во всех без исключения человеческих языках существует разделение предложения на тему и рему. Тема – это исходный пункт сообщения, то, относительно чего нечто утверждается. Рема – то, что утверждается или спрашивается. Так, в простейшей фразе – «Взошло солнце» – тема – «солнце», а рема – «взошло». Структура и словарный запас естественных языков постоянно совершенствуются. Происходит появление или заимствование из других языков новых слов. Структурные изменения языка иногда заметны на протяжении жизни одного поколения. Так, в последние десятилетия в русском языке наметилось отмирание склонения числительных: склонять их (изменять по падежам) не умеют даже дикторы радио и телевидения, речь которых в ХХ веке считалась эталонной. Можно высказать предположение, что в обозримом будущем склонение числительных в русском языке отомрет (что уже давно произошло, например, в английском).

Наряду с естественным, стихийно сложившимся у того или иного народа языком существуют языки других типов. Развитие науки и техники потребовало создания специальных и искусственных языков – в наше время это, например, языки программирования. Такие языки включают специальные термины и особые правила применения, отражающие содержание данной научной дисциплины, отрасли техники или особой сферы человеческой деятельности (например, спорта). Искусственный язык может быть формализованным или математизированным. В формализованном языке точно определены правила его использования, устранена многозначность терминов и введена специальная знаковая система – в виде цифр, букв или других обозначений. Таким искусственным формализованным языком пользуются, например, в правилах дорожного движения. Математика издавна начала создавать особый язык, необходимый для точных количественных расчетов. Так, для пересчета предметов достаточно иметь натуральный ряд чисел и действие сложения. Для описания физических процессов науке XVII – XX веков потребовалось усложнение математического языка – создаются исчисление бесконечно малых, теория пределов, дифференциальное и интегральное исчисление и т.д.

Язык выполняет ряд функций: репрезентативную (обозначение, замещение, обобщение), коммуникативную, номинативную, познавательную, экспрессивную и т.д.

Таким образом, говоря и биологических и социальных факторах сознания, можно выделить:

1. Социальные факторы могли появиться только при наличии определенных биологических предпосылок.

2. Появление социальных факторов существенным образом влияет на развитие биологических предпосылок.

Подводя итог, сознание можно определить следующим образом:

· Сознание – это высшая форма отражения действительности.

· Сознание – это высшая форма психической деятельности, связанная с трудом и речью.

 

2. Психика и сознание

Нередко с понятием «сознание» отождествляется понятие «психика». Это неправильно. Строго говоря, сознание не тождественно психике. Психика – это более широкое понятие, нежели сознание. Психика – это интегральная способность приобретать, хранить и передавать опыт. Психика выполняет две основные функции – отражение и реагирование, что обеспечивает адаптацию живого организма к условиям внешней среды. ПСИХИКА (от греч. psychikos - душевный) - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку. Оно связано с трудом, речью и совместной жизнедеятельностью. Психика человека включает в себя сознание, бессознательные процессы и биопсихику.

 

3. Структура, функции и свойства сознания

В структуре сознания можно выделить четыре сферы:

· перцептивную сферу сознания

· когнитивную сферу сознания

· эмоциональную сферу сознания

· мотивационно-волевую сферу сознания

Перцептивную сферу формируют ощущение, восприятие и представление. С их помощью человек получает первичную информацию о внешнем мире, о собственном теле и его взаимоотношении с другими телами.

Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.

Восприятие – это осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. Для восприятия существенно единство целого и частей, единство анализа и синтеза.

Представление – это мысленное воссоздание образа предмета или явления в тот момент, когда он или оно не мвоздействует на органы чувств.

Когнитивная сфера сознания состоит из логико-понятийных компонентов. Мышление позволяет человеку выйти за пределы чувственности и проникнуть в сущность предмета, явления или процесса. Если ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях, то мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Так, мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Основные формы мышления – это понятие, суждение, умозаключение и теория.

Наиболее простейшей в структурном отношении формой мысли выступает понятие. По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Как форма мысли понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем отражает собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми, существенными и отличительными признаками. Содержание - элемент структуры понятия, характеризующий совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету. Например, объем понятия «стол» включает в себя всю совокупность столов, все их множество. Содержание этого понятия - это совокупность таких существенных и отличительных признаков, как искусственности происхождения, гладкость и твердость поверхности, возвышение над землей и т.д.

Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Между понятиями могут устанавливаться отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть». Отношения противоречия, противоположности и соподчинения могут выражаться логической связкой «не есть». Эти отношения, выраженные в форме грамматических предложений, будут суждениями разного вида. Таким образом, структура суждения такова: субъект (S), предикат (P), квантор и связка. Пример, «роза красная».

Умозаключение (лат. conclusio) — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от одного или некоторых исходных суждений (посылок) к новому суждению — заключению. А1, А2 следовательно В. Примером умозаключения является знаменитое рассуждение халифа Омара, которое, согласно легенде, послужило причиной сожжения Александрийской библиотеки:

«Если ваши книги согласны с Кораном, то они излишни.

Если же ваши книги не согласны с Кораном, то они вредны.

Но вредные или излишние книги следует уничтожить.

Поэтому ваши книги следует уничтожить.»

Теория (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) — совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Таким образом, теория — это интеллектуальное отражение реальности. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Теория — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. Например, теория Ч. Дарвина.

Перцептивная и когнитивная сферы сознания связаны также с таким компонентом сознания, как память. Память – это способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Эти две сферы сознания не имеют непосредственного отношения к психическому миру субъекта. Личностные и ценностные компоненты сознания находятся как бы в снятом виде. Но они проявляются непосредственно в эмоциональной и мотивациооно-волевой сферах сознания.

Эмоциональная сфера сознания. Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Специфика. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Они выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Виды эмоций в их исторической последовательности:

эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;

собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности; например, радость, печаль, гнев, страх;

чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности; чувства — форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира; отличаются большей отчетливостью, осознанностью (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть и т.д.);

аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.

Мотивационно-волевая (или ценностно-смысловая) сфера «ответственна» за формирование мотивов, интересов, духовных идеалов личности в единстве со способностью достигать цель. Волевые действия, побуждая или тормозя активность субъекта, проявляются в ситуациях выбора мотивов и целей. В этой сфере формируется и развивается не истина как форма согласования сознания, мысли и предметной действительности, а ценности красоты, справедливости, добра, долга как форма согласования действительности с нашими идеалами, целями, убеждениями. Воля – это способность и умение выбора цели деятельности и внутренних усилий, которые необходимы для её осуществления. Воля — это сознательное регулирование человнеком своего поведения и деятельности, которое отражает принципы морали и нормы личности и указывает на ценностные характеристики цели выбранного действия.

Основные функции сознания:

1. Познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. Или аккумулятивная функция.

2. Творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Эту функцию в философии часто называют воображение. Способность к воображению – один из наиболее мощных механизмов человеческой активности. 2.1. Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество. 2.2. Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

3. Регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 3.1. Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует. 3.2. Оценочная (аксиологическая). Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

4. Прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их. Можно еще указать систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.

Свойства сознания человека:

1. Активность. Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.

2. Идеальность. В сознании отражается предмет, точнее образ предмета, без материального субстрата. (пример про сто талеров). Универсальность – способность замещать любые материальные субстраты. Обобщенность и отвлеченность. Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

3. Избирательный характер. Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его предметы (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

4. Целостность и связность. Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).

5. Интенциональность – направленность на предмет. Предметность.

6. Константность. Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

7. Динамичность. Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

8. Искаженность. Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

9. Индивидуальный характер. Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

10. Социальная природа. Зависимость сознания от социальных условий и выполнение социальных функций.

11. Способность к рефлексии. Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. Другими словами - взаимодействие.

Таким образом, сознание имеет многокомпонентную структуру, но является единым целым, которое не только отражает действительность, но и творит ее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.