Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика социально- психологические качества личности и их характристика




Социально – психологическая диагностика когнитивных и «Я – характеристик» личности: самооценки, самоотношений и отношений. Определенная связь отмечается между смысловой сферой и когнитивными, а также «Я – характеристиками» личности.Наиболее интегральной характеристикой когнитивной сферы личности является «Я – коцепция»,т.е. зеркальное «Я». «Я- концепция» формируется подвлиянием различных факторов. Особенно важную роль при этом играет общение со значимыми другими, которые в принципе и определяют представление человека о самом себе.Различают «Я» наличное, «Я» желаемое, «Я» представляемое. В середине 20 века возник целый класс теорий когнитивного соответствия.Их основная идея в том, что когнитивная структура не может быть несбалансированной; если же обнаруживается дисбаланс, немедленно возникает тенденция изменить это состояниеи восстановить внутреннее соответствие. Существуют нестандартизированные самоотчеты, характеризующие отношение испытуемого к самому себев различных сферах. Примером такого самоотчета является тест «Кто я?».Испытуемого просят в течение 12 мин. Дать 20 различных ответов на вопрс «Кто я?». Ответы даются спонтанно, непоследовательно, а затем обрабатываются с помощью контент – анализа
Самоотношение понимается кааааак выражение смысла «Я» для личности(В.В.Столин). Для измерения самоотношения отобрано 9 измерений, которые наиболее существенно характеризуютсамоотношениев адрес «Я»: 1 осознанность»Я»;2 самоуважение и уверенностьв себе; 3 ожидаемое отношение других;
4 самоприятие;и т.д. испытуемому предъявляется тестовый буклет и бланк ответов, где назначается 2 варианта ответов: «согласен»- «не согласен».Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль.Существуетдва типа такой локализации: интегральный (внутренний) и экстернальный(внешний).
Диагностика социально – психологической компетентности личности. Социально – психологическая компетентность личности означает ее осведомленность о социально – психологических явлениях, коммуникации, познании и влиянии. Основу ее составляют научные картины мира. Социально – психологическая компетентность складывается из: коммуникативной, перцептивной, интерактивной компетентности.Для измерения социально – психологической компетентности личностии спользуются различные методики. Например, методика (КОС-1) предназначена для выявления коммуникативных и организаторских способностейличности(умение четко и быстро устанавливать деловые и личные контакты, влиять на людей). Одной из составляющих социально – психологической компетентности личности является наблюдательность. Психологическая наблюдательность – прфессионально важное личностное качество в деятельности и относится к достаточно эффективным и доступным способам познания дюдей, участвующих в совместной деятельности,которая обеспечивает человеку получение определенной информации с целью управленя конкретной производственной системой.Структура и содержание психологической наблюдательности включают следующие компоненты: перцептивный, имеющий в своем основании сенсорно – перцептивную организацию личности;когнитивный, определяющийособенности мышления;рефлексивный – как осознание себя и особенностей своего взаимодействия с другими; эмпатийный,обобщающий способы взаимопонимания людьми друг друга. Именно прфессиональной наблюдательности должны обучаться профессиональные психологи,чтобы не только диагностироватьна основе разработки программ и с помощью громоздких методик. Но и быстро и качественно осуществлять психологическое портретирование с использованием экспресс-методик и симптоматики.
Психодиагностика социальных чувств и эмоциональной сферы личности. Эмоциональная сфера личности включает разнообразные элементы:
1)элементарные переживания, связанные с биологическими потребностями организма (голод, жажда,усталость);2) аффекты и страсти (ярость,ужас, отчаяние); 3) ситуационные чувства (радость, восторг, обида. нетерпение); 4) различные психические состояния (настроение).
Социальные чувства возникают в процессе общения и качественно отличаются от аналогичных явлений индивидуального порядка. Довольно часто они представляют собой значащие переживания,важное место среди которых занимает общественное настроение – осознанное и неосознанное, эмоциональное и рациональное. К социальным чувствам и эмоциям относятся и переживания.возникающие в результате деформации социальных отношений, например, изоляции.Примером выступает состояние одиночества. Одиночество может быть и психологическим состоянием. И свойством. Для его измерения применяются различные шкалы. Одним из проявлений общественного настроения являются состояния оптимизма и пессимизма.которыетизучаются с помощью соответствующей шкалы, т.е. диагностики жизненной позиции личности. В собственном смысле настроение измеряется посредством шкалы под названием «Оценка настроения». Для диагностики самочувствия, активности и настроения используется методика «САН». Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу. На которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.
Для оценки эмоциональных состояний используется метод экспертного визуального определения. Данная методика представляет собой оценку психологического качества. В данном случае количественную оценку эмоциональных состояний человека.Визуальная оценка эмоциональных состояний может быть более объективной при формализации комплекса основных внешнеэмоциональных показателей, позволяющих судить о наличии у человека определенного эмоционального состояния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.