Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность. Активность. Направленность




Cодержание

 

Введение

2. Личность. Активность. Направленность

3. «Быть» или «не быть»?

4. «Быть» или «Иметь»?

Заключение

Глоссарий

Список использованных

 


Введение

 

Традиционная советская психология (и в особенности – психиатрия) постулировали тезис о том, что нормальному человеку «в корне чужды» и вредны мысли о смысле его существования. Собственно уже сама постановка вопроса о смысле жизни считалась проявлением психологического кризиса, если не симптомом шизофрении.

Объект исследования: труды европейских философов, принадлежащих к экзистенциализму и гуманистической психологии.

Предмет исследования: проблема смысла жизни в работах европейских философов, принадлежащих к экзистенциализму и гуманистической психологии.

Цель работы: рассмотреть подходы к проблеме смысла жизни в экзистенциализме и гуманистической психологии.

Задачи работы:

1. Рассмотреть проблему личности.

2. Проанализировать категории «смысл» и «бессмысленность».

3. Изучить трактовку проблемы смысла жизни в трудах Э. Фромма, Э. Эриксона, А. Адлера, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, К. Роджерса, А. Маслоу

4. Охарактеризовать экзистенциалистские взгляды и взгляды гуманистической психологии на смысл жизни.

«Смысл» близок к понятию «цель». На самом общем уровне поставить вопрос о смысле жизни все равно, что определить цель человеческого существования. Но все же в этих словах есть некое отличие: цель практически всегда означает нечто внешнее по отношению к человеку. С философской точки зрения смысл жизни человека должен, неизбежно, находиться за ПРЕДЕЛАМИ этой жизни.


Основная часть

 

Центральная и высшая проблема всей психологии — проблема личности и ее развития. Что такое личность? Этот термин появился приблизительно 300 лет назад Дж. Брунер считает, что признаком этого служит употребление приставки «само» в английском языке «самоуважение», «самооценка». Отличительной характеристикой человеческой личности является сознание, способное к размышлению и продумыванию вариантов самого себя посредством проектирования». Макс Шелер говорил, что в известном смысле «все центральные проблемы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое он положение занимает среди всего бытия, мира и Бога». Формирование отдельной личности предполагает «общество личностей», или «общество индивидов», как назвал свою книгу немецкий философ Н. Элиас. «Человеческую натуру нельзя отыскать ни в одном отдельно взятом человеке, но только во всей истории человеческого рода». Общество является прообразом личности. Только в зрелом — личностном — обществе возможна зрелая личность. Если общество не имеет атрибутов личности, то «природному индивиду» нечего в нем приобретать[1]. Личность — это комплекс некоторых (не всех) свойств, свидетельствующих о целостности, самостоятельности, активности, сознательности и способности быть членом общества. Это упорядоченная структура духовных ценностей, потребностей и выраженных долговременных целей, подкрепленная взглядами, убеждениями и жизненными принципами человека. Одни люди ориентированы на творчество, другие — на потребление, одни - на созидание, иные — на разрушение, одни ориентированы социально, другие — антисоциально, враждебно к обществу. Одни руководствуются в своей жизни преимущественно ценностями, другие- потребностями. Направленность — это такое свойство личности, которое с иллюстративной ясностью характеризует плодотворную связь человека с внешним миром. «Истинный смысл жизни скорее можно найти в мире, чем внутри человека, или внутри его психики, даже если она была бы закрытой системой», утверждал В.Франкл.

Большая заслуга в исследовании этого вопроса принадлежит С.Л. Рубинштейну, который в сущности первым включил это свойство в описание личности. У него направленность — это «вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». Проще говоря, понятием «направленности», Рубинштейн объединил такие психологические категории, как мотивы, склонности, интересы, идеалы и цели. Важная линия развития исследований направленности личности принадлежит А.Ф. Лазурскому и В.Н. Мясищеву. Последний, определив личность как совокупность отношений к миру, выдвинул направленность в число ведущих характеристик личности. Активность личности — это клубок сложнейших проблем: о формах функционирования человека, мотивах его поведения, об энергии, воле, целях, решениях и притязаниях, о мышлении и творчестве и многом другом. Слово «активность» используется для обозначения всех форм жизни и деятельности людей. В этом смысле активность — сама жизнь, всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром. Различают множество видов или уровней активности, начиная от субклеточной и заканчивая психической, духовной. Активность личности — это высший уровень жизненной активности человека. Эволюционно простейшая форма активности — это почти механическая реализация внутренней программы или реагирование на изменение во внешней среде. Более сложные формы активности — это инстинкты. Есть выученные формы активности, реализуемые посредством навыков, умений. Наконец, важную роль играет в жизни интеллектуальная, творческая активность, которая предполагает построение целевых программ для каждого нового действия. По своему материальному носителю психическая активность — это активность мозга, оснащенного органами восприятия информации, исполнительными и энергетическими структурами. Человеческая активность состоит в информационном метаболизме (обмене) с внешней средой. Различают три формы этого взаимодействия: потребление, деятельность и общение. Потребление — это вид активности, состоящий в непосредственном удовлетворении потребностей. Деятельность — это предметная форма активности, связанная с преобразованием элементов межличностная форма активности, основой которой служит информационный обмен между людьми. Все формы активности имеют, как правило, внутреннюю (психическую) и внешнюю (поведенческую, практическую) составляющие. Психическая активность (психика) по своему содержанию делится на познавательную, эмоциональную и волевую; по отношению к сознанию — на сознательную и бессознательную: по отношению к личности — личностную и безличностную. Личностная активность — это проявление существенных свойств личности, ее индивидуальности, автономности и сознательности в социальном поведении и в деятельности. «Мы активны, когда из нашей природы проистекает что-либо в нас или вне нас, что через одну только ее может быть понятно ясно и отчетливо». Значит, личностная активность предполагает целенаправленное проявление сущности личности. Активность — это самовыражение личности, при котором сохраняется ее целостность, автономность, индивидуальность и обеспечивается возможность развития. В условиях совместной жизни и деятельности людей активность часто принимает форму инициативы. Инициатива представляет собой свободную форму поведения человека, опережение других в жизненной конкуренции или начало в общем деле. Инициатива предполагает ответственность — максимум усилий для достижения самостоятельно намеченного результата, а также готовность взять на себя вину в случае неудачи и компенсировать возможные потери.

Проблема активности начинается с вопроса о ее источниках, или мотивах. Как писал А.Ф.Лазурский, под словами «активность», «энергия» следует понимать отнюдь не волевое усилие в узком смысле слова, а нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений»[2]. В настоящее время понятие активности определенным образом сужают. Во-первых, говоря о личностной активности, имеют в виду особый внутренний источник поведения, не обусловленный ни ситуацией («надситуативная активность», В.А. Петровский), ни с потребностью (Г. Олпорт). Во-вторых, активность связывают с полноценным, элитным способом жизни, полнотой человеческого существования, самоактуализацией (А. Маслоу), жизнью по принципу «бытия», в отличие от принципа «обладания» (Э. Фромм). Ряд психологов доказывают, что потребностная мотивация активности, ориентированная на разрядку соответствующего напряжения, нехарактерна для человека. Нормальные люди заняты своими «предпочтительными» моделями самоутверждения. Их психогенные интересы — скорее форма поддерживания и направления напряжения, нежели избегания его. Подлинно психогенные мотивы заставляют нас принимать новые обязанности «с тяжелым сердцем, но с радостью». Они заставляют нас неограниченно усложнять и напрягать нашу жизнь. Стремление раскрыть личностный уровень активности характерен для теории «притязаний», под которыми понимают способ постановки целей для себя. Зрелая (положительная) Я-концепция характеризуется высоким уровнем притязаний, при котором человек при определении своих целей руководствуется оценкой своих сил. Есть теории личности, для которых принцип активности является ведущим, определяющим существо самой теории. К их числу можно отнести теорию А.Адлера, в которой особое значение придается «цели жизни». Человеческая жизнь представляется как активное стремление к совершенству, непрерывное движение в направление роста и развития. Существует много разнообразных подходов к вопросу о механизмах и сферах активности человека. Не случайно авторы связывают вопрос активности с темой мышления, которое по определению означает высокий уровень активности, мотивация которого не всегда очевидна. В этой области Д.Б. Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности. Стимульно-продуктивный, или пассивный уровень характеризуется тем, что здесь еще нет выхода за пределы заданного или первоначально найденного способа действия и умственная работа каждый раз определяется мотивом, внешним по отношению к данному действию и не совпадающим с его целью. Эвристический уровень — более высокий, характеризующийся интеллектуальной инициативой и наличием познавательной потребности в качестве ведущего мотива. Каждая новая найденная закономерность оценивается и переживается как открытие, творческая находка, но только как способ, который позволит решить полученную задачу. Это обстоятельство ставит предел дальнейшим поиск дальнейшим поискам. Высший уровень интеллектуальной активности — креативный — отличается познавательным целеполаганием[3]. Обнаруженная эмпирическая закономерность становится самостоятельной проблемой, на решение которой с этого момента направляется вся познавательная деятельность. При этом первоначальная, в том числе практическая задача может быть отложена. «Это, - как пишет Д.Б. Богоявленская, - подлинное творчество, так как в нем сняты все признаки «отчужденного труда». Другими словами, такого рода активность можно рассматривать как личностную. Говоря об активности, многие психологи имеют в виду предвидение, или так называемое «опережающее отражение действительности». Здесь активность рассматривается как способность «забегать вперед», ожидать еще не случившееся в полной готовности. Активность человека имеет свой физиологический механизм. Понятие оптимального уровня активации означает соответствие состояния нервной системы решаемой человеком задаче, вследствие чего достигается высокая эффективность деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.