Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое – тензорное пространство феноменов сознания?




Отношение к действительности, как характеристика сознания, показательно проявляется в ранжировании субъектом объектов этой действительности. Сознание в любых случаях несет в себе определенную организацию воспринимаемой действительности, включающую ранжирование объектов по определенным оценочным категориям. Исследование логики ранжирования объектов индивидами позволяет раскрывать достаточно стабильные характеристики их сознания, не сводимые к непосредственному описанию образов и идей как явлений сознания.

Достаточно интересный подход к анализу явлений сознания предложен Ж.Пиаже. Он впервые использует ранжирование или сериации как способ характеристики сознания, а не образов, этим сознанием порожденных.

По Ж.Пиаже [4] , сериация, – это объединение асимметричных транзитивных отношений (например, больше-меньше) в систему. Например, ребенку дается определенное число неравных отрезков А, В, С,… и ему нужно расположить их в порядке возрастания длины (ранжировать). Пиаже и его последователи использовали сериацию объектов по категориям с выделенными эталонами меры (длина, объем, …) для оценки уровня интеллекта у детей. Изучая то, как ребенок справляется с поставленной задачей, Пиаже делал вывод о том, насколько хорошо у испытуемых развита эта эталонная категория меры, и делал выводы об уровне развития их интеллекта. Наш способ, в отличие от сериации по длине, объему или форме, основан на ранжировании объектов по их соответствию какой-либо оценочной категории (например, «нежный»), эта сериация разворачивается без опоры на абсолютные общепринятые эталоны мер. То есть, ранжирование объектов (букв-фонем) разворачивается на субъективных основаниях отношения человека к категории в целом, подобно тому как это происходит в цветовом тесте Люшера.

Отличительной особенностью нашего способа оценки субъективной направленности человека от теста Люшера и сериации, по Пиаже, является ранжирование однозначно принятого набора объектов. Опора ранжирования, в процессе всего исследования, на общий список объектов, позволяет фиксировать проявленные при ранжировании серии этих объектов в их ранговых значениях по каждому объекту. Такая фиксация объектов в ранговых значениях позволяет проводить математические операции с этими значениями по принципам тензорного анализа. В частности, можно количественно сравнивать проранжированные серии объектов, как между собой, так и со статистически полученными последовательностями этих объектов, характеризующими ту или иную оценочную категорию, как феномен сознания данного субъекта.

Каким образом строится научная презентация объектов в фундаментальных физических или астрономических теориях? Как к исследуемым наукой феноменам реальности применяются методы их математического анализа? Можно ли применить методы математического анализа к феноменам, стабильно характеризующим сознание человека?

Положение звезды относительно Земли или положение точки отсчета «А» к любой другой точке пространства, является первичной линейной системой при организации направленности измерения. А при внесении в систему отсчета второй и третьей относительной точки (звезды или планеты) мы получаем известную Декартову систему координат. При внесении, аналогичным образом, в систему отсчета следующей относительной точки мы получаем пространственный вектор, определяющий направление точки «А» в декартовой системе координат или в четырехмерном пространстве. При внесении в систему исчисления следующей относительной точки отсчета, например температуры, мы получаем пятимерное пространство. И так далее. При рассмотрении всей совокупности актуальных точек, внесенных в систему измерения, мы получаем целостное многомерное (тензорное) пространство, описывающее положение или движение точки «А».

В привычных для нас ситуациях измерения мы используем различные меры. При этом мы абстрагируемся от того факта, что все меры возникают путем соотнесения измеряемых параметров (длины, времени, температуры, силы и т.п.) с какой-либо более-менее стабильной феноменальной реальностью. Так, например, метр, километр и другие меры длины относительны к экватору Земли, который мы полагаем в роли стабильной реальности. Часы и секунды возникают через соотнесение измеряемых в этих мерах процессов с вращением Земли (сутками), которое выступает здесь в качестве выбранной стабильной опоры измерения. Иными словами, любые измерения, проводимые как обоснование научной картины, строятся путем соотнесения анализируемого нами объектного пространства с некоторыми произвольно выбранными системам стабилизации картины реальности.

Векторы, определяющие направленность измеряемых объектов к определенным избранным нами стабильным опорам системы мер, представляют собой компоненты единого тензора измерения объекта, а тензор, описывающий объект через меры, представляет собой совокупность соотнесений всех измеряемых параметров объекта с выбранными нами опорными системами измерения. Благодаря возможности использования нескольких систем измерения, стабилизирующих образ явления, мы можем получать устойчивое многомерное пространство – тензор описываемого явления.

Сознание человека, как всякое явление, тоже может быть представлено многовекторной тензорной системой измерений. Построение тензорного анализа сознания человека предполагает выделение наиболее важных параметров измерения сознания, соответствующих природе сознания. Сознание людей имеет социальную природу и исторически возникает в системе организации социальной деятельности. В основе сознания лежит функция согласования деятельности многих людей, опирающаяся на речь, как на исторически организованный процесс такого согласования. Исторически сложилось так, что образы реальности, формируемые в сознании людей, строятся на основе речи, а речь имеет в качестве своей стабильной основы определенные звуки. В качестве опоры, стабилизирующей сознание, речь организуется в форме звуков, зафиксированных в достаточно стабильных системах языков. Можно сказать, что вся реальность, представленная в сознании человека, так или иначе связана с речевыми формами, организуемыми на основе фонетических систем. Фонетические системы языка, благодаря своей относительной стабильности, обеспечивают понимание людьми не только друг друга, но и содержания образов мира, представленных в сознании.

Исходя из сказанного, мы можем использовать фонетическую систему языка как достаточно стабильную основу для построения тензорной системы анализа сознания человека. Подобно тому, как вращение Земли используется как стабильная опора описания и анализа временных параметров всех процессов, а диаметр Земли становится тензорным основанием построения измерений пространства, относительно стабильные системы звуков речи, лежащие в основе организации образов мира, могут использоваться нами в качестве основы измерения и презентации сознания человека. И подобно тому, как любой индивидуальный объект получает свою характеристику через соотнесение его параметров с теми или иными принятыми общими мерами, так же и индивидуальное сознание каждого человека может быть описано в тензорном пространстве фонетической системы языка, относительно стабильной для той или иной языковой группы. При этом каждая стабильная фонема речи может быть рассмотрена как отдельная мера для построения тензорного описания сознания.

У каждого человека в «душе» звучит «музыка», эта «музыка» может разворачиваться в движении, танце, песне и непосредственно в речи, задавая ей особую интонацию. Само интонирование (направленность) есть эта музыка, где фонемы-буквы, как звезды в координатах измерения космоса, задают направление нашего мышления. Наглядным примером этой музыки являются навязчивые «популярные мелодии», которые мы иногда воспроизводим на уровне лейтмотива, иногда не желая того. Мысль разворачивается в пространстве речевой интонации, где каждая речевая формулировка имеет непрерывную связь с системой фонем, имеет свою фонетическую интенцию.

Удержание человеком произносимого им звука в определенном фонетическом оттенке требует от него поддержания определенного физиологического состояния, как минимум определенного состояния его речевого аппарата. Тогда как переходы от одного фонетического состояния к другому напоминают своеобразные порталыв пространстве сознания. Например, «ой», характеризует мгновенный переход от расслабленного состояния, к собранности.

С другой стороны, выполнение человеком определенной практической деятельности требует поддержания им определенного настроения или устойчивого субъектного состояния в выполнении этой деятельности. Это субъектное состояние может быть выражено нами как определенный фонетический спектр или ряд фонем, эту деятельность характеризующий (лейтмотив деятельности). В речи этот ряд фонем, развернутый в социально приемлемых формах, реализуется посредством слов (имеющих общие для языковой группы корни), целостных высказываниях и повествовании. Устойчивое субъектное состояние опирается на подсознательную интенцию [5] , которая может быть выделена на уровне предпочтения человеком тех или иных букв-фонем в виде индивидуальных фонетических спектров. В свою очередь, эту интенцию можно представить как повторяющийся «лейтмотив» той «мелодии», что звучит в нашей «душе».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.