Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 2 страница. Тугами [thugs] этих рабочих прозвали по имени известной ост‑индской секты, промышлявшей коварным убийством всех попадавших в её руки посторонних




 

 

к делу. Ред.

 

 

Тугами [thugs] этих рабочих прозвали по имени известной ост‑индской секты, промышлявшей коварным убийством всех попадавших в её руки посторонних.

 

 

«Какое своеобразное чувство «первобытного правосудия» (wild‑justice) должно было владеть этими людьми, когда, собравшись на конклав, они с холодной рассудительностью объявляли своего товарища‑рабочего дезертиром своего сословия и изменником своему делу, приговаривали его к смерти как изменника и дезертира и казнили рукой тайного палача, потому что государственные судьи и палач этого не делают. Всё это напоминает старинный «суд Фемы» и тайные судилища времён рыцарства, как будто вдруг воскресшие и вновь представшие перед изумлённым взором людей, – судилища, члены которых одеты не в панцыри, а в плисовые куртки, и собираются не в вестфальских лесах, а на благоустроенной улице Галлоугейт в Глазго! – Такое чувство должно быть широко распространено и очень сильно в массе, хотя в столь острой форме оно может проявиться только у меньшинства!» – Карлейль. «Чартизм», стр. 40.

 

 

Юр. «Философия фабрики», стр. 366 и сл.

 

 

На углу улиц Кросс‑Лейн и Риджент‑род – см. план Манчестера.

 

 

Мы видели, как эти слова подействовали на рабочих.

 

 

(1892 г.) Предсказание сбылось в точности. (Примечание Энгельса к немецкому изданию 1892 г.)

 

 

В английских изданиях 1887 и 1892 гг. вторая часть фразы изменена следующим образом: «а не в результате её дальнейшего закономерного политического развития вплоть до момента, когда этот переход станет и возможным и необходимым». Ред.

 

 

(1892 г.) Социалистами в общем смысле слова, разумеется, а не в узко оуэнистском смысле. (Примечание Энгельса к немецкому изданию 1892 г.)

 

 

В английских изданиях 1887 и 1892 гг. перед словом «развитии» вставлено слово «теоретическом». Ред.

 

 

Dixi et salvavi animam meara – и сказал и спас свою душу. Ред.

 

 

«рабочие». Ред.

 

 

Согласно переписи 1841 г., число занятых в горных промыслах Великобритании (кроме Ирландии) рабочих составляло:

 

 

Так как в угольных копях и железных рудниках работают большей частью одни и те же рабочие, то часть рабочих, числящихся за каменноугольными копями, должна быть отнесена к железным рудникам. Сюда же надо отнести значительную часть рабочих, числящихся в последней рубрике.

 

 

возить уголь в Ньюкасл. Ред.

 

 

(1892 г.) Ничто не ново под луной, по крайней мере в Германии. Наши «короли Штуммы» тоже лишь сколки с английских образцов, давно забытых на своей родине и ставших там невозможными. (Примечание Энгельса к немецкому изданию 1892 г.)

 

 

Е. G. Wakefield, M. P. «Swing unmasked, or the Cause of Rural Incendiarism». London, 1831 [Э. г. Уэйкфилд, член парламента. «Разоблачённый Суинг, или причины поджогов в деревне». Лондон, 1831]. – Памфлет. Приведённые выше места находятся на стр. 9 – 13; в переводе мы опустили те места оригинала, которые относятся к ещё существовавшему тогда старому закону о бедных.

 

 

«лордам земли». Ред.

 

 

Псевдоним Александера Сомервилла. Ред.

 

 

Отчёт об Ирландии, представленный комиссией по закону о бедных. Парламентская сессия 1837 года.

 

 

«Основы народонаселения», том II.

 

 

«The State of Ireland». London, 1807, 2nd edition, 1821 [ «Положение Ирландии», Лондон, 1807, 2‑е изд., 1821]. Памфлет.

 

 

(1892 г.) Это ошибка. Мелкое хозяйство оставалось с средних веков господствующей формой хозяйства в земледелии. Мелкие крестьянские хозяйства, следовательно, существовали ещё до революции. Последняя изменила только собственность на них: она отняла её у феодалов и, прямо или косвенно, передала сё в руки крестьян. (Примечание Энгельса к немецкому изданию 1892 г.)

 

 

В своей книге «Past and Present», London, 1843 [ «Прошлое и настоящее», Лондон, 1843] Карлейль превосходно рисует английскую буржуазию и её отвратительную алчность; часть этой книги я перевёл для «Deutsch‑Franzosische Jahrbьcher», куда и отсылаю читателя122.

 

 

«Extracts from Information received by the Poor‑Law‑Commissioners». Published by Authority. London, 1833 [ «Выдержки из отчётов, представленных комиссии по закону о бедных». Официальная публикация. Лондон, 1833].

 

 

См. настоящий том, стр. 440. Ред.

 

 

в полном составе, в своей совокупности, как целое. Ред.

 

 

Дополнения к закону о бедных. Ред.

 

 

Во избежание всяких недоразумений и могущих возникнуть отсюда возражений я должен ещё заметить, что говорил о буржуазии как о классе, и всё сообщаемое мной о поступках отдельных лиц я приводил только для характеристики образа мыслей и поведения класса. По этой причине я не мог также вдаваться в разбор различий между отдельными группировками и партиями буржуазии, имеющими только историческое и теоретическое значение. Поэтому также я только вскользь могу упомянуть о немногих представителях буржуазии, являющихся достойными уважения исключениями. К этим исключениям относятся, с одной стороны, более решительные радикалы, которые являются почти чартистами, как, например, члены палаты общин фабриканты Хайндли из Аштона и Филден из Тодмордена (Ланкашир) и, с другой стороны, тори филантропы, которые недавно образовали группу «Молодая Англия» и к числу которых принадлежат члены парламента Днзраэли, Бортуик, Ферранд, лорд Джон Маннерс и другие. Близко к ним стоит и лорд Эшли. – Цель «Молодой Англии» – восстановление старой «merry England» с её блестящими сторонами и романтическим феодализмом; эта цель, разумеется, неосуществима и даже смешна, это – насмешка над всем историческим развитием. Но добрые намерения, с которыми эти люди восстают против существующего строя, против существующих предрассудков, мужество, с которым они признают всю низость существующего, чего‑нибудь да стоят. – Совсем особняком стоит полунемец, полуангличанин Томас Карлейль, который, начав как тори, зашёл значительно дальше всех вышеупомянутых лиц. Он глубже всех английских буржуа понял причины социального неустройства и требует организации труда. Я надеюсь, что Карлейль, который уже нащупал правильный путь, окажется также в состоянии пойти по этому пути. Шлю ему наилучшие пожелания от своего имени и от имени многих других немцев.

(1892 г.) Но февральская революция сделала из Карлейля законченного реакционера; справедливый гнев против филистеров сменился у него ядовитым филистерским брюзжанием на историческую волну, выбросившую его на берег. (Добавление Энгельса к немецкому изданию 1892 г.)

 

 

золотой середины. Ред.

 

 

См. настоящий том, стр. 532. Ред.

 

 

См. настоящий том, стр. 546. Ред.

 

 

псевдоним Александера Сомервилла. Ред.

 

 

См. настоящий том, стр. 3 – 230. Ред.

 

 

См. настоящий том, стр. 231–517. Ред.

 

 

золотой середины. Ред.

 

 

Слово метафизика здесь употреблено в смысле философии, трактующей вопросы, выходящие за пределы опыта. Ред.

 

 

В оригинале «Britannia rule the waves» – «Правь, Британия, морями» (слова из английского гимна). Ред.

 

 

В дальнейших номерах газеты обещанное письмо Энгельса не появилось. Ред.

 

 

северный и южный венцы. Ред.

 

 

«La Phalange». Revue de la science sociale, XIV. annee, 1‑re serie in 8°, Paris, aux Bureaux de la Phalange. 1845. – Publication des Manuscrits de Fourier, section ebauchee des trois unites externes, p. 1 – 42 des Januar‑ und Februarheftes [ «Фаланга». Социально‑научное обозрение, XIV‑й го1 издания, 1‑я серия, in 8°, Париж, издательство «Фаланги», 1845. – Публикация рукописей Фурье, набросок секции о трёх внешних единствах. Январь – февраль, стр. 1 – 42].

 

 

Игра слов: «grundlos» – «бездонный», а также («необоснованный», «пустой». Ред.

 

 

купеческого приказчика. Ред.

 

 

совершенству совершенствующей способности к совершенствованию. Ред.

 

 

высочайшей истине. Ред.

 

 

милую торговлю. Ред.

 

 

за и против. Ред.

 

 

оружием. Ред.

 

 

храбростью. Ред.

 

 

хлеб. Ред.

 

 

на высоте принципов. Ред.

 

 

Иосиф Молль. Ред.

 

 

Отцом. Ред.

 


[1]«Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании» – первое совместное произведение К. Маркса и Ф. Энгельса. Эта работа, написанная в сентябре – ноябре 1844 г., вышла в свет в феврале 1845 г. во Франкфурте‑на‑Майне.

«Святое семейство» – шуточное прозвище братьев Бауэров и их последователей, группировавшихся вокруг «Allgemeine Literatur‑Zeitung» («Всеобщей литературной газеты»). Выступая против Бауэров и других младогегельянцев (или левогегельянцев), Маркс и Энгельс подвергают вместе с тем критике и идеалистическую философию самого Гегеля.

Глубокие разногласия с младогегельянцами обнаружились у Маркса уже летом 1842 г., когда в Берлине образовался кружок так называемых «Свободных». Став в октябре 1842 г. редактором «Rheinische Zeitung» («Рейнской газеты»), в которой сотрудничали и некоторые берлинские младогегельянцы, Маркс воспротивился опубликованию в газете бессодержательных, претенциозных статей, исходивших от кружка «Свободных», оторванного от действительной жизни и поглощённого абстрактными философскими спорами. За два года, прошедшие после разрыва Маркса со «Свободными», теоретические и политические разногласия между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и младогегельянцами, с другой, приняли глубочайший, непримиримый характер. Это объяснялось не только переходом Маркса и Энгельса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму, но и той эволюцией, которую проделали за это время братья Бауэры и их единомышленники. На страницах «Allgemeine Literatur‑Zeitung» Бауэр и его группа отреклись от «радикализма 1842 г.», и от «Rheinische Zeitung» как наиболее яркого его выражения; они скатились к самому пошлому, вульгарному субъективному идеализму – к пропаганде «теории», согласно которой лишь избранные личности, носители «духа», «чистой критики» являются творцами истории, а масса, народ, служит якобы лишь косным материалом, балластом в историческом процессе.

Разоблачению этих вредных, реакционных идей и защите своих новых, материалистических и коммунистических воззрений Маркс и Энгельс решили посвятить свой первый совместный труд.

Во время десятидневного пребывания Энгельса в Париже был разработан план книги, названной сначала «Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании», были распределены её разделы и написано «Предисловие». Энгельс написал свои разделы ещё до отъезда из Парижа. Маркс, на долю которого досталась большая часть книги, продолжал работать над ней до конца ноября 1844 года; при этом он значительно увеличил намеченный объём книги, использовав для написанных им разделов часть экономическо‑философских рукописей, над которыми он работал весной и летом 1844 г., а также свои исследования по истории французской буржуазной революции конца XVIII в. и ряд своих выписок и конспектов. В процессе печатания книги Маркс дополнил заголовок словами: «Святое семейство». В оглавлении книги было указано, какие разделы написаны Марксом и какие Энгельсом (см. содержание настоящего тома, стр. 646–648). То обстоятельство, что объём книги, при небольшом формате, превысил 20 печатных листов, избавило её, согласно существовавшим тогда в ряде германских государств правилам, от предварительной цензуры. – 3.

 

[2]«Allgemeine Literatur‑Zeitung» («Всеобщая литературная газета») – немецкий ежемесячник, издавался младогегельянцем Б. Бауэром в Шарлоттенбурге с декабря 1843 по октябрь 1844 года. – 7.

 

[3]Имеется в виду опубликованная в I и II выпусках «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (декабрь 1843 г. и январь 1844 г.) статья К. Рейхардта «Сочинения о пауперизме». – 9.

 

[4]«Muhleigner» (буквально: «собственник мельницы») – не существующее в немецком языке слово, образованное путём перевода английского слова mill‑owner – владелец фабрики, фабрикант. Энгельс высмеивает здесь сотрудника «Allgemeine Literatur‑Zeitung» Ю. Фаухера, который употреблял в своих статьях образованные им на английский манер слова. – 12.

 

[5]Энгельс имеет в виду статью Ю. Фаухера «Злободневные вопросы английской жизни», помещённую в VII и VIII выпусках «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (июнь и июль 1844 г.). – 12.

 

[6]Лига против хлебных законов была основана в 1838 г. манчестерскими фабрикантами Кобденом и Брайтом. Так называемые хлебные законы, направленные на ограничение или запрещение ввоза хлеба из‑за границы, были введены в Англии в интересах крупных землевладельцев‑лендлордов. Выставляя требование полной свободы торговли, Лига добивалась отмены хлебных законов с целью снижения заработной платы рабочих и ослабления экономических и политических позиций земельной аристократии. В своей борьбе против землевладельцев Лига пыталась использовать рабочие массы. Однако именно к этому времени передовые рабочие Англии встали на путь самостоятельного политически оформленного рабочего движения (чартизм).

Борьба между промышленной буржуазией и земельной аристократией из‑за хлебных законов закончилась принятием в 1846 г. билля об их отмене. – 14.

 

[7]Борьба за законодательное ограничение рабочего дня десятью часами началась в Англии ещё в конце XVIII в. и с начала 30‑х годов XIX в. охватила широкие массы пролетариата. Поскольку представители земельной аристократии стремились использовать этот популярный лозунг в своей борьбе против промышленной буржуазии, они выступали в парламенте в защиту билля о десятичасовом рабочем дне; с 1833 г. во главе сторонников этого билля в парламенте стоял «тори‑филантроп» лорд Эшли. – 14.

 

[8]Слова Б. Бауэра из его книги «Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelegenheit». Zurich und Winter‑thur, 1842 («Правое дело свободы и моё собственное дело». Цюрих и Винтертур, 1842). – 17.

 

[9]Речь идёт о статье «Г‑н Науверк и философский факультет», помещённой в VI выпуске «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (май 1844 г.) за подписью «J.» – начальная буква фамилии Юнгница (Jungnitz). – 18.

 

[10]Имеется в виду смещение с должности Б. Бауэра, которого прусское правительство в октябре 1841 г. временно, а в марте 1842 г. окончательно лишило права читать лекции в Боннском университете за его работы, посвящённые критике библии. – 18.

 

[11]Энгельс разбирает и цитирует в этом разделе опубликованную в V выпуске «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (апрель 1844 г.) рецензию Э. Бауэра на книгу: Flora Tristan. «L'Union ouvriere». Paris, 1843 (Флора Тристан. «Рабочий союз». Париж, 1843). – 20.

 

[12]G. W. F. Hegel. «Phanomenologie des Geistes» (Г. В. Ф. Гегель. «Феноменология духа»). Первое издание этой работы вышло в 1807 году. При работе над «Святым семейством» Маркс пользовался томом II второго издания Сочинений Гегеля (Hegel. Werke. 2‑te Aufl., Bd. II, Berlin, 1841). – 23.

 

[13]Из стихотворения Шиллера «Дева с чужбины». – 24.

 

[14]Речь идёт о книге: Р. J. Proudhon. «Qu'est‑ce que la propriete? ou Recherches sur le principe du droit et du gouvernement» (П. Ж. Прудон. «Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти»); первое издание вышло в Париже в 1840 году. Маркс цитирует по парижскому изданию 1841 года.

Книга «Что такое собственность?», написанная с противоречивой мелкобуржуазной точки зрения, при своём выходе в свет произвела сильное впечатление содержавшимися в ней острыми нападками на частную собственность. Всестороннюю критическую оценку этой книги Маркс дал в своей статье «О Прудоне», опубликованной в форме письма к редактору «Social‑Demokrat» Швейцеру в 1865 году.

Критикуемая Марксом в данном разделе «Святого семейства» статья Э. Бауэра «Прудон» помещена в V выпуске «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (апрель 1844 г.). – 25.

 

[15]Маркс имеет в виду объединявшуюся вокруг парижской газеты «La Reforme» («Реформа») политическую группировку, в которую входили мелкобуржуазные демократы‑республиканцы и мелкобуржуазные социалисты. – 26.

 

[16]«Deutsch‑Franzosische Jahrbuchen («Немецко‑французский ежегодник») – издавался в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел в свет только первый, двойной выпуск в феврале 1844 года. В нём были опубликованы произведения К. Маркса: «К еврейскому вопросу» и «К критике гегелевской философии права. Введение», а также произведения Ф. Энгельса: «Наброски к критике политической экономии» и «Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее»» (см. настоящее издание, том 1, стр. 382–413, 414–429, 544–571, 572–597). Эти работы знаменуют окончательный переход Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму. Главной причиной прекращения выхода журнала были принципиальные разногласия Маркса с буржуазным радикалом Руге. – 34.

 

[17]G. W. F. Hegel. Werke. Bd. VIII, S. 256, Berlin, 1833. «Grundlinien der Philosophie des Rechts», § 190 (Г. В. Ф. Гегель. Сочинения. Т. VIII, стр. 256, Берлин, 1833. «Основы философии права», § 190). Первое издание этой работы вышло в Берлине в 1821 году. – 44.

 

[18]J. В. Say. «Traite d'economie politique». Первое издание вышло в Париже в 1803 г., цитируемое Марксом третье издание – в 1817 году. – 47.

 

[19]Слова из произведения Ш. Конта «Traite de la propriete». T. I, p. 52, Paris, 1834 («Трактат о собственности». Т. I, стр. 52, Париж, 1834), приведённые Прудоном на стр. 93 его книги «Что такое собственность?» (издание 1841 г.). – 48.

 

[20]A. Smith. «An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations». Первое издание вышло в Лондоне в 1776 году. – 54.

 

[21]Имеется в виду напечатанная в VII выпуске «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (июнь 1844 г.) рецензия Шелиги на роман французского писателя Эжена Сю «Парижские тайны», написанный в духе сентиментально‑мещанской социальной фантазии; роман вышел в Париже в 1842–1843 гг. и получил широкую известность не только во Франции, но и за её пределами. – 59.

 

[22]Мольер. «Мещанин во дворянстве», акт II, сцена шестая. – 60.

 

[23]Речь идёт о Конституционной хартии (Charte constitutionnelle), принятой после буржуазной революции 1830 г. во Франции и являвшейся основным законом Июльской монархии. Выражение «хартия‑истина» является ироническим намёком на заключительные слова прокламации Луи‑Филиппа от 31 июля 1830 года: «отныне хартия будет истиной». – 61.

 

[24]Маркс перефразирует двустишие Гёте из «Фауста», часть I, сцена шестая («Кухня ведьмы»), – 68.

 

[25]Цитата из произведения Ш. Фурье «Теория всемирного единства» («Theorie de l'unite universelle»), том III, часть II, глава 3. Первое издание этого произведения вышло в 1822 г. под заглавием: «Traite_de l'association domestique‑agricole» («Трактат о домоводческо‑земледельческой ассоциации»). – 72.

 

[26]A. A. Monteil. «Histoire des francais des divers etats aux cinq derniers siecles». T. I‑Х, Paris, 1828–1844 (А. А. Монтей. «История французов различных сословий за последние пять столетий». Тт. I–X, Париж, 1828–1844). – 77.

 

[27]Шекспир. «Всё хорошо, что хорошо кончается», акт I, сцена третья. – 77.

 

[28]Polydori Vergilii liber de rerum inventoribus. Lugduni, 1706. – 78.

 

[29]Froment. «La Police devoilee depuis la Restauration et notamment sous M. M. Franchet et Delavau». T. I–III, Paris, 1829 (Фроман. «Разоблачённая полиция со времени Реставрации и в частности при гг. Франше и Делаво». Тт. I–III, Париж, 1829). – 81.

 

[30]G. W. F. Hegel. «Encyclopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse» (Г. В. Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук в сжатом очерке»). Первое издание этой книги вышло в 1817 году. Маркс пользовался третьим изданием, вышедшим в 1830 году. – 86.

 

[31]Здесь и далее цитируется статья Б. Бауэра «Новейшие сочинения по еврейскому вопросу», помещённая в I выпуске «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (декабрь 1843 г.); эта статья являлась ответом Бауэра на критику, которой подверглась в печати его книга «Еврейский вопрос». – 86.

 

[32]Книга: В. Bauer. «Die Judenfrage» (Б. Бауэр. «Еврейский вопрос») представляет собой перепечатку, с некоторыми дополнениями, статей Б. Бауэра на эту же тему, опубликованных в журнале «Deutsche Jahrbucher» («Немецкий ежегодник») в ноябре 1842 года. Книга вышла в Брауншвейге в 1843 году. – 86.

 

[33]Имеется в виду еженедельная газета «Revolutions de Paris» («Парижские революции»), выходившая в Париже с июля 1789 по февраль 1794 года. До сентября 1790 г. газету редактировал революционный публицист, демократ Элизе Лустало. – 90.

 

[34]«Предварительные тезисы к реформе философии» Л. Фейербаха, написанные в январе 1842 г. и запрещённые цензурой в Германии, были опубликованы в 1843 г. в Швейцарии во втором томе сборника «Anekdota zur neuesten deutschen Philosophie und Publicistik» («Неизданное из области новейшей немецкой философии и публицистики»). В этот двухтомный сборник входили также статьи К. Маркса, Б. Бауэра, Ф. Кёппена, А. Руге и других. – 91.

 

[35]Доктринёры – группа французских буржуазных политических деятелей периода Реставрации (1815–1830); будучи конституционными монархистами, ярыми врагами демократического и революционного движения, доктринёры стремились создать во Франции блок буржуазии и дворянства по английскому образцу; наиболее известными из доктринёров были историк Ф. Гизо и философ П. Руайе‑Коллар, воззрения которого представляли собой реакцию в области философии против французского материализма XVIII в. и демократических идей французской буржуазной революции. – 93.

 

[36]Маркс имеет в виду статью Б. Бауэра «Новейшие сочинения по еврейскому вопросу», опубликованную в I выпуске «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (декабрь 1843 г.). – 95.

 

[37]G. W. F. Hegel. Werke. Bd. VIII, S. 12, Berlin, 1833. «Grundlinien der Philosophie des Rechts», Vorrede (Г. В. Ф. Гегель. Сочинения. Т. VIII, стр. 12, Берлин, 1833. «Основы философии права», Предисловие). – 96.

 

[38]Речь идёт о статье К. Маркса «К еврейскому вопросу». См. настоящее издание, том 1, стр. 382–413. – 96.

 

[39]Имеется в виду рецензия Б. Бауэра на первый том курса лекций правого гегельянца Хинрикса, изданный в Галле в 1843 г. под заглавием: «Politische Vorlesungen». Bd. I–II («Политические лекции». Тт. I–II). Эта рецензия Бауэра была напечатана в I выпуске «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (декабрь 1843 г.). Дальше, в разделе «Хинрикс, № 2», речь идёт о напечатанной в V выпуске (апрель 1844 г.) того же ежемесячника рецензии Б. Бауэра на второй том этих лекций. – 99.

 

[40]«Staat, Religion und Parthei». Leipzig, 1843. Книга Б. Бауэра вышла анонимно. – 100.

 

[41]L. Feuerbach. «Grundsatze der Philosophie der Zukunft». Zurich und Winterthur, 1843 (Л. Фейербах. «Основные положения философии будущего». Цюрих и Винтертур, 1843). – 101.

 

[42]Эта и следующие цитаты взяты из второй статьи Б. Бауэра, написанной против критиков его книги «Еврейский вопрос». Вторая статья Б. Бауэра, озаглавленная, как и первая, «Новейшие сочинения по еврейскому вопросу», напечатана в IV выпуске «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (март 1844 г.). – 104.

 

[43]Название статьи Б. Бауэра, напечатанной в VIII выпуске «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (июль 1844 г.). Почти все цитаты из «Allgemeine Literatur‑Zeitung», приведённые Марксом в разделе «Третий поход абсолютной критики», взяты из этой статьи. – 109.

 

[44]«Deutsche Jahrbucher – сокращённое название литературно‑философского журнала младогегельянцев «Deutsche Jahrbucher fur Wissenschaft und Kunst» («Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства»). Журнал издавался в Лейпциге под редакцией А. Руге с июля 1841 года. Ранее (1838–1841) журнал выходил под названием «Наllische Jahrbucher fur deutsche Wissenschaft und Kunst» («Галлеский ежегодник по вопросам немецкой науки и искусства»). Перенесение местопребывания редакции из прусского города Галле в Саксонию и перемена названия журнала были вызваны угрозой запрещения «Наllische Jahrbucher» в пределах Пруссии. Но и под новым названием журнал просуществовал недолго. В январе 1843 г. журнал «Deutsche Jahrbucher» был закрыт саксонским правительством и запрещён постановлением Союзного сейма на всей территории Германии. – 110.

 

[45]«Rheinische Zeitung fur Politik, Handel und Gewerbe» («Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности») – ежедневная газета, выходила в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 года. Газета была основана представителями рейнской буржуазии, оппозиционно настроенной по отношению к прусскому абсолютизму. К сотрудничеству в газете были привлечены и некоторые младогегельянцы. С апреля 1842 г. К. Маркс стал сотрудником «Rheinische Zeitung», а с октября того же года – одним из её редакторов. В «Rheinische Zeitung» был опубликован также ряд статей Ф. Энгельса. При редакторстве Маркса газета стала принимать всё более определённый революционно‑демократический характер. Правительство ввело для «Rheinische Zeitung» особо строгую цензуру, а затем закрыло её. – 110.

 

[46]В. Bauer. «Das entdeckte Christenthum». Zurich und Winterthur, 1843. – 111.

 

[47]B. Bauer. «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker», Bd. 1–2, Leipzig, 1841; Bd. 3, Braunschweig, 1842 (Б. Бауэр. «Критика евангельской истории синоптиков». Тт. 1–2, Лейпциг, 1841; т. 3, Брауншвейг, 1842). Синоптиками в литературе по истории религии называют составителей трёх первых евангелий. – 115.

 

[48]Имеется в виду статья К. Маркса «К еврейскому вопросу». См. настоящее издание, том 1, стр. 382–413. – 118.

 

[49]Речь идёт о статье Б. Бауэра «Способность современных евреев и христиан стать свободными», опубликованной в сборнике «Einundzwanzig Bogen aus der Schweiz» («Двадцать один лист из Швейцарии»). Сборник был издан в 1843 г. в Цюрихе и Винтертуре мелкобуржуазным демократом, поэтом Г. Гервегом. – 118.

 

[50]«Die evangelische Landeskirche Preussens und die Wissenschaft». Leipzig, 1840 («Евангелическая церковь в Пруссии и наука». Лейпциг, 1840). Эта книга Б. Бауэра была издана анонимно. – 124.

 

[51]Cercle social (Социальный кружок) – организация, созданная представителями демократической интеллигенции, действовала в Париже в первые годы французской буржуазной революции конца XVIII века. Место Cercle social в истории коммунистических идей определяется тем, что его идеолог К. Фоше выдвигал требования уравнительного передела земли, ограничения крупных состояний, а также требование предоставления работы всем трудоспособным гражданам. Данная К. Фоше критика формального равенства, провозглашённого в документах французской революции, подготовила значительно более смелые выступления по этому вопросу руководителя «бешеных» Жака Ру. – 132.

 

[52]P. J. G. Cabanis. «Rapports du physique et du moral de l'homme». Первое издание вышло в Париже в 1802 году. Значительная часть этого произведения была опубликована в 1798 и 1799 гг. в учёных записках Французской Академии наук. – 140.

 

[53]Янсенисты (по имени голландского теолога Янсения) – представители оппозиционного течения среди католиков во Франции в XVII и начале XVIII в., которое выражало недовольство части французской буржуазии феодальной идеологией официального католицизма. – 140.

 

[54]J. Locke. «An Essay concerning Human Understanding)) (Дж. Локк. «Опыт о человеческом разуме»). Первое издание вышло в Лондоне в 1690 году. – 142.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.