Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход к рассмотрению высших психических функций




Габитоскопия

 

Необходимо:

- По правилам опознавательной съемки сфотографировать «подозреваемое» лицо, отпечатать и наклеить фотоснимки.

- Составить словесный портрет сфотографированного Вами человека, указав его общефизические, анатомические, функциональные и сопутствующие признаки, а также особые приметы.

 

Правый профиль Анфас С поворотом головы

в право (3/4 поворота)

6 х 9 6 х 9 6 х 9

 

Описание внешности изображенного на фотоснимках человека по методу «словесного портрета»:

 

Анатомические признаки:

 

Пол:______________________________________________________________

Возраст:___________________________________________________________

Национальность (тип лица):__________________________________________

__________________________________________________________________

1. Фигура в целом a) рост b) телосложение c) особенности.2. Лицо a) форма b) цвет c) особенности3.Лоб a) высота (в профиль) b) положение (в профиль) c) ширина d) особенности4.Брови a) форма b) по ширине c) высота (относительно глаз) d) цвет e) особенности5.Глаза a) по размеру b) цвет c) особенности6.Hoc a) по высоте b) контуры спинки носа c) основание d) особенности7.Рот a) величина b) особенности8. Губы a) толщина b) особенности9.Зубы a) величина b) особенности10.Подбородок a) размер b) положение c) особенности11.Уши a) величина b) форма c) оттопыренность d) особенности12.Волосы a) форма b) размер (по длине) c) цвет d) особенности: 13.Усы (цвет, форма)14.Борода (цвет, форма) Образец

 

№№ п/п Описываемый эле- мент внешности Размер Форма, контур, цвет Положение Особенности и особые приметы
           
           
           
           
           
           

В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями (ВПФ) понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности (Хомская, 2003).

Понятие «высшие психические функции» было введено в психологию Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др.

Л.С. Выготский выделял два уровня психических явлений – «элементарные» (или «натуральные») и «высшие психические функции» или «культурные» (логическое мышление, логическая память, произвольное внимание, запоминание, речь и др.). «Элементарные» психические функции, по мнению Л.С. Выготского, свойственны как человеку, так и животным и детерминированы преимущественно действием генетического фактора. «Культурные» психические функции представляют собой специфически человеческие формы психики и формируются всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования ВПФ и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредованность различными «психологическими орудиями» – знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь, поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования (Выготский, 1956, 1960).

Первоначально Л.С. Выготким, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, а затем А.В. Запорожцем, Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной и Р.Е. Левиной были проведены многочисленные экспериментальные исследования динамики формирования ВПФ у детей (памяти, произвольного внимания, конструктивного и вербального мышления, речи и др.) с помощью знаков и символов. В результате было показано, что первоначально элементарные психические функции у детей опосредуются с помощью различных знаков, символов и, главным образом, речи и изменяют свое строение в процессе деятельности и общения. Они «интеллектуализируются», «оречевляются» и «волюнтаризируются», т.е. включаются в механизмы мышления, речи и произвольного управления. Таким образом, в процессе развития в онтогенезе происходят качественные изменения и в структуре отдельных ВПФ, и в межфункциональных связях и отношениях. В результате возникают новые межфункциональные структуры, или новые группировки психических процессов, которые Л.С. Выготский и назвал высшими психическими функциями, или психологическими системами.

Основные характеристики высших психических функций – опосредованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как «психологические системы» (по определению Л.С. Выготского), которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением последних в виде подчиненных структур внутри нового целого (Выготский, 1982). Причем ВПФ не над­страиваются над элементарными процессами, как второй этаж, а представляют собой новые психологические сис­темы, состоящие из сложного сплетения элементарных функций, которые при включении в такую систему сами начинают действовать по новым законам. Таким обра­зом, каждая ВПФ определяется не только своеобразным сочетанием ряда более элемен­тарных функций, но и новым уровнем их функциониро­вания.

При возникновении нарушений в разви­тии в первую очередь страдает связь элементарных и высших психических («натуральных» и «культурных») функций. Это приводит к тому, что элементарные про­цессы начинают действовать как самостоятельные пси­хологические структуры, что вызывает возвращение к более примитивным формам поведения. Это положение ука­зывает на невозможность формирования у ребенка высших ступеней ВПФ, перехода на новую стадию их развития.

А.Р. Лурия, развивая в своих исследованиях положение о системности, как важнейшей характеристике высших психических функций, показал, что системное строение ВПФ проявляется в сложном – одновременно устойчивом и подвижном – составе их компонентов, при котором выполняемая задача остается инвариантной, а средства для ее достижения – вариативными. Системные закономерности развития высших психических функций состоят в том, что каждый этап развития психики ребенка характеризуется изменением системы средств, на которые опирается та или иная функция, с одной стороны, и изменением системы межфункциональных отношений между различными психическими функциями – с другой.

Представление о ВПФ как о сложных психологических системах было дополнено А.Р. Лурия представлениями о них как о функциональных системах, под которыми понимается морфофизиологическая основа (совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов), которая обеспечивает осуществление высших психических функций. Особенностью таких функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев (Лурия, 2000, 2003).

Функциональная система характеризуется сложностью строения и динамичностью, то есть способностью пере­распределения входящих в ее состав частей. Механизмом, с помощью которого различные по сложности компоненты функциональной системы, часто расположенные в организме далеко друг от друга, могут успешно объединяться, является гетерохрония в темпах их формирования, в установлении связей между образованиями, являющимися фрагментами функциональной системы.

Системогенез, как формирование функциональных систем, происходит поэтапно, неравномерно, в соответствии со все более усложняющимися формами взаимодействия организма и среды и проявляется в двух основных формах. Внутрисистемная гетерохронность связана с посте­пенным усложнением конкретной функциональной сис­темы. Первоначально формируются элементы, обеспечивающие более простые уровни работы системы, затем к ним постепенно подключаются новые элементы, что приводит к более эффективному и сложному функцио­нированию системы (Микадзе, 2008).

Кроме внутрисистемной имеет место и межсистем­ная гетерохронность, которая связана с неодновремен­ной закладкой и формированием разных функциональ­ных систем (Анохин, 1968).

Наи­более активное связывание различных узлов функцио­нальных систем происходит в так называемые критиче­ские, сензитивные периоды развития и соответствует качественным перестройкам поведения и психики.

А.Р. Лурия использовал концепцию функциональных систем в теории системной динамиче­ской локализации ВПФ, показав, что понятие функциональной систе­мы применимо к «сложным «функциям» поведения» и, что основные формы сознательной деятельности следует рассматривать как сложнейшие психические функцио­нальные системы, необходимым условием существования которых является совместная работа различных отделов мозга. Закон гетерохронии проявляется в соответствии с этим как в становлении, развитии различных мозговых структур и связей между ними (нейрофизиологические функциональные системы), так и в развитии психиче­ских функций.

Психофизиологической основой ВПФ служат мозговые функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев, имеющих вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Часть звеньев функциональных систем жестко закреплена за определенными участками мозга, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга. Таким образом, каждая функция является результатом системной деятельности мозга, в которой различные структуры головного мозга принимают разное участие (Психология…, 2005).

А.Р. Лурия (2000) отмечал, что высшие формы сознательной деятельности человека всегда опираются на какие-либо внешние средства, которые в свою очередь, являясь исторически сформированными средствами, представляют собой существенные факторы установления функциональной связи между отдельными участками мозга. С их помощью участки мозга, которые раньше работали самостоятельно, становятся звеньями единой функциональной системы.

С нейропсихологической точки зрения работа функциональной системы может быть оценена по соотношению двух основных параметров – структурного и содержательного.

Структурный параметр предполагает оценку компонентов, входящих в структуру функциональной системы, т.е. тех мозговых отделов (с соответствующими нервными механизмами), которые консолидированы в функциональную систему.

Содержательный компонент связан с определением того, какое психологическое содержание вносит каждый компонент функциональной системы в ее общую работу, за какой психический процесс он отвечает в общей структуре психической функции (Микадзе, 2008).

В теории системной динамической локализации психических функций А.Р. Лурия это соотношение описывается с помощью понятия «нейропсихологический фактор» (Лурия, 2000; 2003).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.