Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 7. Значение нейропсихологии для общей психологии




Вопрос № 6. Значение нейропсихологии для клинической практики.

Нейропсихология сформировалась благодаря запросам практики, в первую очередь — необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций. По-прежнему актуальными остаются такие направления практического использования нейропсихологии, как диагностическое, реабилитационное и нейропсихологический подход.

Целью диагностического направления является практическое применение различных нейропсихологических методов исследования для определение зоны поражения мозга и оценки динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде. Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют и для изучения других форм поражения мозга, в частности в клинике инсультов. За последнее время развитие технических средств диагностики локальных поражений головного мозга изменило место нейропсихологического диагностирования в системе различных диагностических мероприятий. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, отражающие функциональное состояние мозга, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции. Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.

В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Помимо непосредственной ценности нейропсихологических знаний как таковых для решения ее собственных задач, нейропсихология как новая научная дисциплина имеет большое значение для решения проблем общей психологии. Этот аспект составляет как бы второй "контур" проблем, постоянно разрабатываемых нейропсихологией. Как указывал А. Р. Лурия, нейропсихология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы, как структура высших психических функций, ибо, как известно, в патологии обнажается то, что скрыто в норме. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения высших психических функций, состав и роль различных звеньев этих систем, возможности их замены, переделки, пластичности. Все эти вопросы имеют принципиальное значение для построения общепсихологической теории, в которой в настоящее время - в разных отраслях психологии - разрабатывается системный подход к анализу психических явлений. К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие, как 1)уровневая (произвольная и непроизвольная) организация высших психических функций,

2)структура межсистемных связей (т. е. характер взаимосвязи различных психических функций, входящих в единый синдром или плеяду функций),

3)особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других.

Изучение этого круга вопросов имеет большое значение для дальнейшего продвижения в исследовании проблемы генеза и строения высших психических функций человека - проблемы, которая была поставлена Л. С. Выготским и плодотворно разрабатывается многими ведущими советскими психологами. Можно сказать, что в любую из общепсихологических проблем нейропсихология может внести (и вносит) весомый вклад, так как исследование нормальных закономерностей психики через патологию (как и через анализ процессов ее развития) является одним из генеральных путей изучения психических явлений.

Таким образом, связь нейропсихологии с общей психологией двусторонняя: с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода "приложением" общепсихологических представлений к анализу работы мозга, с другой стороны, на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения, общепсихологических проблем. Союз нейропсихологии с общей психологией тесен и весьма плодотворен, что является залогом успешного развития нейропсихологии как отрасли психологической науки.

Вопрос № 8. Основные характеристики ВПФ как функциональных систем (П.К. Анохин, Л.С. Выготский)

Высшие психические функции — сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений.

 

Основные характеристики высших психических функций — опосредованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как «психологические системы» (по определению Л. С. Выготского), которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением последних в виде подчиненных структур внутри нового целого.

 

Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель или программа деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуетсяданная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.

 

Представления о высших психических функциях как о сложных психологических системах было дополнено А. Р. Лурия представлениями о них как о функциональных системах.

Под функциональной системой в нейропсихологии понимается морфофизиологическая основа высших психических функций (т. е. совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов), которая обеспечивает их осуществление.

 

Характеризуя высшие психические функции как функциональные системы, А. Р. Лурия отмечал, что особенностью таких функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев.

 

Таким образом, высшие психические функции, или сложные формы сознательной психической деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную морфофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем.

 

Психическая функция как функциональная система обладает следующими свойствами:

· имеет многозвеньевую структуру (каждая психическая функция представляет собой набор входящих в неё элементов)

· каждая психическая функция направлена на какой-то результат и имеет свой продукт

· функциональные структуры (звенья) находятся в определённой иерархии; есть более важные, которые фундируют функцию, есть менее важные

· есть звенья вариативные и инвариантные (некоторые звенья могут быть заменены)

· все психические функции имеют в своём составе звенья, обеспечивающие обратную афферентацию (каждая психическая функция располагает способами саморегуляции; есть свои собственные механизмы ауторегуляции)

 

ПФ: восприятие, память, мышление, восприятие, речь, движение, воображение и др.

 

Кроме того психические функции имеют свои собственные признаки:

· прижизненное формирование

· формирование в культурно-историческом контексте; социальное происхождение

· функции инструментальны; опосредствованы (всякая психическая функция всегда и обязательно опосредствована, существуют внутренние инструменты, с помощью которых достигается результат или продукт; такими инструментами являются не только знаки, слова, семантические конструкции, связанные с понятиями, но и межфункциональное взаимодействие между разными психическими процессами, в т.ч. и межмодальное)

· произвольность (произвольная регуляция, рефлексия, самонаблюдение, возможность обращения к самому себе с целью посмотреть, что́, как, где и когда я делаю)

 

Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации высших психических функций — теоретической основы современной отечественной нейропсихологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.