Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи, функции психодиагностики




Психодиагностика – наука о конструировании методов измерения, классификации психических и психофизиологических особенностей человека, а так же об использовании этих методов в целях измерения, оценки и анализа психики человека.

А.Анастази определяет предмет через стоящие перед психодиагностикой задачи, отмечая, что они заключаются в том, чтобы "измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях".

Гуревич: «Цель современной психологической диагностики в ее наиболее распространенных формах (тесты, проективные методики, психофизиологические методики, вопросники) заключается в том, чтобы фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам».

Она тесно взаимосвязана со всеми разделами психологической науки, которые собственно и задают ее теоретические основы. Под психодиагностикой часто подразумевается и область практики. Несмотря на то, что психодиагностика очень зависима от степени разработанности основных проблем дифференциальной, возрастной, медицинской и других отраслей психологии, она имеет собственный предмет — индивидуальные различия и способы их измерения.

Общая психодиагностика в известной степени отвлекается от специфических диагностических задач, возникающих в различных частных областях психодиагностики. Однако психодиагност должен представлять себе эти задачи, поскольку они существенно определяют ограничения в использовании методов.

Одно из важных различий относится не только к задачам, но и в целом к ситуациям психодиагностики. Это различение ситуации клиента и ситуации экспертизы.

В первой ситуации человек обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. Во второй ситуации человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы предстать в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклонений и расстройств).

В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.

Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в целом) можно различать также с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста за выбор способов вмешательства в ситуацию обследуемого:

1. Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п.

Хотя и не существует жесткого соответствия между характером задачи и психодиагностическим методом, все же можно отметить некоторую предпочитаемость тех или иных методов в конкретных случаях.

Задачи научного направления:

1. Разработка методических критериев создания диагностики

2. Разработка методик (конкретных инструментов), их проверка

3. Формализация диагностических показателей (для сопоставления разных методик)

4. Подготовка высококвалифицированных диагностов (ошибки: диагностомания, вера в абсолютную силу предсказания психодиагностики, использование непроверенных методик)

Задачи практического направления:

1. Задачи в области воспитания и образования

2. Отбор кадров

3. Профессиональное самоопределение

4. Психологическое консультирование

К основным функциям психолога-диагноста относятся:

  1. Научно-методическая. - работа по определению диагностических и прогностических возможностей инструментария.
  2. Диагностическая. - психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный диагностический материал, составляет психологические заключение.
  3. Прогностическая. - прогнозирование перспектив индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного хода.
  4. Психодиагностическое консультирование. - результаты с соблюдением всех правил этики доводятся до самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них.
  5. Просветительская. - Полученные в диагностическом исследовании результаты могут использоваться для консультационной работы с широкими слоями населения, специалистами смежных областей, особенно с лицами, участвующими в образовательном и воспитательном процессе, с целью формирования и совершенствования психологической культуры.
  6. Экспертная. - Психолог-диагност участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.