Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 10 страница




В настоящее время в России проблемы сирот находятся в ведении Министерства здравоохранения и социальной защиты, Министерства образования и науки. Система государственного призрения в детских домах и интернатах требует серьезного реформирования. Надо отказаться от идеи, что сиротство – явление временное. В последние годы все чаще высказывается мнение о том, что скоро мы от него избавимся. Это не только ошибочная, но и во многом опасная точка зрения. К сожалению, как показывает исторический опыт, сиротство было в России всегда.

Детский дом – это учреждение, призванное максимально заменить семью, которой ребенок лишился. Основная его функция – обеспечение ребенку чувства психической защищенности, комфорта, вооружение его такими навыками, которые в дальнейшем позволяют ему самостоятельно строить свою семейную жизнь по типу благополучной семьи. Иногда родители учащихся общеобразовательных учреждений не хотят, чтобы детдомовцы учились с их детьми. Для предотвращения необходимо провести предварительную подготовительную работу и объяснить родителям, что совместное обучение необходимо не только детдомовским ребятам, но и их детям. Ключевым моментами в работе детских домов должен стать подбор кадров. Педагог детского дома имеет дело с очень непростым контингентом воспитанников, среди которых дети с разными степенями интеллектуального и физического недоразвития, педагогической запущенностью. Пересмотра требуют вопросы финансирования учреждений для воспитанников детей-сирот. Нерешенной остается проблема послеинтернатного сопровождения ребенка-сироты и многие другие. От их решения зависят детские судьбы, а значит, этим нужно заниматься, и как можно скорее!

 

Научный руководитель – д-р филос. наук, проф.

А. Я. Кузнецова

 

 

М. Жилина

(студент 5 курса)

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Важно отметить, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Слабость словесной регуляции действий при задержке психического развития

Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи у детей с ЗПР отмечается многими авторами (Н. А. Цыпина, И. Г. Кузнецова, Е. С. Слепович, Е. В. Мальцева, Р. И. Лалаева, Г. Г. Голубева, С. В. Зорина, Н. Ю. Борякова, А. А. Хохлова, В. И. Малинович, Р. Д. Тригер и др.).

У детей с задержкой психического развития имеются специфические особенности использования связанной речи в процессе сюжетно-ролевой игровой деятельности. Развитие связанной речи в связи с игровой деятельностью у детей данной категории обеспечит совершенствование работы над речью и тем самым повысит эффективность коррекционно-педагогической работы по преодолению недоразвития речи у этих детей.

 

Научный руководитель – д-р психол. наук, проф.

Р. О. Агавелян

 

 

А. Зайдинова, Н. Зыкина

(студенты 3 курса)

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Преподаватель вуза – это, прежде всего, представитель определенной культуры, ее служитель, деятель, создатель; поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно является человеком высокого уровня воспитанности и как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью, трудолюбием, гуманистичностью, демократичностью. В качестве ученого-мыслителя, представителя науки он является мастером-профессионалом своего дела, методистом, организатором, эрудитом. Как коллеге преподавателю вуза свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность к себе.

Качество преподавательской деятельности в вузе зависит от ряда факторов: статуса вуза как научного и учебного центра, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями, уровня профессиональной культуры преподавателей. Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития вуза.

В настоящее время определяются общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя вуза, которые включают: высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности; соотношение теории и фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний; качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками; мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы; отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др.

 

Научный руководитель – д-р филос. наук, проф.

А. Я. Кузнецова

 

 

А. Зайцева, А. Чегор

(студенты 3 курса)

 

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Термин «дошкольное образование» понимается как воспитание, обучение, развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования, учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье.

Принято выделять несколько этапов развития дошкольного образования в России:

1. 1917-1941 гг.

В 1919 г. правительство издает декларацию по дошкольному воспитанию, в которой дошкольное воспитание определяется как первая и начальная ступень в системе всеобщего образования в стране. Декларация провозгласила общедоступность и бесплатность дошкольного образования. В 1928 г. был открыт первый педагогический техникум, где готовили воспитателей детских садов.

2. 1941-1945 гг.

Эвакуация детского садов на восток. В этот период было открыто большое количество детских домов и приютов. В 1944 г. вышло постановление об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным матерям и усилением охраны материнства. Данное постановление ввело звание «мать-героиня» и льготы многодетным матерям.

3. 1945-1985гг.

Определяется авторитарным стилем управления страной, что было перенесено и на воспитание детей. Ребенок воспринимался как объект, в который можно вложить массу знаний.

4. 1985-1993 гг.

Происходит гуманизация педагогического образования. На смену авторитарному стилю взаимодействия педагога с детьми пришел личностно-ориентированный подход, который рассматривает ребенка как личность со своими интересами и способностями.

5. 1993-наше время.

Сокращение количества государственных детских садов, значит, и обеспечение детей местами. В настоящее время увеличивается количество частных детских садов, семейных детских садов, центров развития детей. В подобных учреждениях, также как и детских садах проводятся занятия, дети могут свободно общаться со сверстниками и взрослыми и учатся быть самостоятельными.

 

Научный руководитель – преп.

А. А. Чижикова

 

 

Н. Каратаева, О. Баринова

(студенты 3 курса)

 

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Многие исследователи подчеркивают роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказывания, отражает сложные оттенки сознания (Е. С. Алмазова, Л. И. Белякова, Е. В. Лаврова, О. С. Орлова, Г. В. Чиркина).

Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, так как снижаются ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии, а у самого ребенка патологические изменения голоса нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями.

Для дизартрии характерна невнятная смазанная артикуляция звуков с искажением их звучания, то есть фонетические нарушения. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. При дизартрии может нарушаться звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Своевременное специальное организованное занятие с включением различных дидактических игр будет способствовать развитию правильного произношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

 

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

В. П. Быкова

 

 

А. Кендюхова, Е. Еремина

(студенты 4 курса)

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

В настоящее время специалисты отмечают возрастающее количество детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА), в том числе с совмещенными нарушениями, такими как нарушения зрения, слуха. Самым распространенным видом нарушений ОДА является детский церебральный паралич (ДЦП), который характеризуется нарушениями со стороны двигательной сферы, психического развития, речи ребенка.

Среди отмеченных сложных дефектов наиболее распространенными являются различные зрительные расстройства. При этом с самого раннего детства у ребенка нарушены функции глазодвигательного аппарата, что в дальнейшем отражается на развитии познавательной сферы, сужает круг возможных представлений ребенка об окружающем мире, влияет на полноценное развитие речи, формирование психических функций, а также негативно сказывается на формировании функций чтения и письма, что затрудняет процесс обучения и адаптации ребенка в школе.

В связи с этим вопрос о формировании навыков, необходимых ребенку для его развития, становится особо актуальным во время продуктивной деятельности. Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Конструктивная деятельность предполагает создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Во время занятий активизируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных аспектов психики ребенка-дошкольника.

У детей с ДЦП возникают трудности овладения рисованием, обусловленные несформированностью разных видов восприятий, особенно зрительного и двигательными нарушениями верхних конечностей. При этом дети недостаточно четко воспринимают форму предметов и неполно дифференцируют схожие формы. Нарушения оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, отмечает И. Ю. Левченко.

Поэтому для правильного формирования графической деятельности необходимо, во-первых, совершенствование целенаправленного аналитико-синтетического восприятия у ребенка; во-вторых, совершенствование графических движений, сконцентрированных на воспроизведение пространственных и метрических признаков предметов. Например, можно использовать рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки). Рисование и окраска по трафаретам различных животных, геометрических фигур (квадрата и прямоугольника). А также рисование геометрических фигур, построенных из палочек одинаковой величины. Рисование яблока, груши с натуры с предварительным их обследованием с помощью осязания, обоняния.

Е. М. Мастюкова отмечает, что главными задачами на занятиях по лепке для детей с двигательной патологией и нарушением пространственного восприятия являются: знакомство со способами изготовления различных форм, создания деталей для одного и того же изделия; развитие умения соразмерить количество материала и размеры деталей изображения. В качестве заданий детям предлагается получение вмятин, сделанных пальцем или стеком, изготовление изделия в виде мозаики, «цветов» из длинных жгутиков, свернутых спиралью. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей.

Аппликация широко применяется в работе с детьми с ДЦП, она легко доступна для изготовления, многообразна и эффектна, дает отчетливое представление о форме предметов, отдельных деталей изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга. Возможно использование аппликации для ознакомления с пространством листа бумаги, для закрепления знания формы. Например, детям раздают листы бумаги, на которых изображена елка, они вырезают из бумаги круг или овал, которые будут в качестве елочных игрушек. Ребенок должен самостоятельно определить место положения шарика и приклеить его, согласно инструкции взрослого. Например, «Шарик взлетел выше елочки! Покажи, где он находится?», «Шарик лежит под елочкой справа». После того, как местоположение шарика определено, его приклеивают. Аппликации могут украсить праздничную открытку или другую поделку из бумаги.

Конструктивная деятельность дошкольников является сложным процессом, который успешно формируется и совершенствуется в данном возрасте. Затруднения при конструировании тесно связаны с нарушениями пространственного восприятия у детей. Обучение конструированию содействует умственному развитию, развивает способность ребенка к точному дифференцированию целого на отдельные элементы, формирует глазомер и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти. Методика обучения конструированию детей с ДЦП разработана И. И. Мамайчук. Обучение дошкольников с детским церебральным параличом рекомендуется начинать с конструирования сначала по наглядным образцам и только после этого этапа занятий переходить к конструированию по моделям. Видами заданий могут быть: конструирование «башни» из трех-пяти кубиков, крышечек разного цвета, палочек, «дорожки» из кирпичиков разного цвета, объемных построек с образцов-моделей из деталей одинаковой величины и формы: «башни», «дорожки», «колодца».

Продуктивную деятельность можно рассматривать как средство коррекции по формированию отмеченных нарушений у детей с ДЦП и как средство развития для подготовки к школе.

 

Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.

Т. В. Гудкова

 

 

К. Киселев, Д. Муравьева

(студенты 5 курса)

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АУТИЗМОМ: ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕНСИЛЬВАНИИ (США)

Вашему вниманию представлено описание некоторых проблем социально-бытового характера, а также проблем, связанных с воспитанием и обучением лиц страдающих аутизмом, сделанное благодаря нашему переводу книги Нины Волков «Помощь родителям детей с аутизмом». Помимо описания предлагается рассмотреть возможные пути решения существующих проблем.

Описанные проблемы лиц, страдающих аутизмом, были сформулированы на основе существующего положения дел в США штата Пенсильвания:

1. Пенсильвания испытывает недостаток в квалифицированных, образованных специалистах, которые будут оценивать, лечить, учить и обеспечивать другие услуги людям, живущим с аутизмом.

2. Почти не существует сообществ, основанных для оказания услуг взрослым людям, живущим с аутизмом.

3. Существует недостаток координации в различных системах, которые обеспечивают, заботятся о людях, живущих с аутизмом.

4. Имеющаяся система не обеспечивает стимула для оказания качественных услуг.

5. Не существует никакого согласованного набора политики и планов обеспечить последовательную заботу и образование людям, живущим с аутизмом через Содружество.

6. Существующая система не в состоянии учитывать различия людей, живущих с аутизмом.

Для решения вышеперечисленных проблем существуют различные пути. Такие как: изменения структуры и формы работы различных организаций направленных на работу с лицами страдающими аутизмом; пересмотр и изменения прав на различные услуги, воспользоваться которыми могут взрослые аутисты; улучшение качества жизни больных; повышения квалифицированной помощи в организации жизни и организации обучения и воспитания лиц с аутизмом; повышение квалификации работников дошкольного и школьного образования, а также работников учреждений социальной направленности; изменения и повышение уровня работы с детьми страдающими аутизмом; подготовка и социализация аутистов.

Данный опыт в поиске путей решения проблем полезен и для России, поскольку количество лиц с аутизмом довольно много, как и проблем в их жизни.

 

Научный руководитель – ст. преп.

О. Ю. Пискун

 

 

С. Кожемяко, М. Кучма

(студенты 3 курса)

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В работе рассматриваются проблемы развития познавательного потенциала студентов в образовательном пространстве педагогического вуза. Показаны пути, средства и условия развития латентных познавательных возможностей студентов при изучении педагогических дисциплин. Охарактеризованы основные компоненты познавательного потенциала студента-гуманитария.

Происходящие в стране социально- экономические изменения напрямую связаны с динамикой системы образования: без ее обновления невозможно ни становление гражданского общества, ни развитие инновационной экономики и современных производственных технологий, ни преобразование социокультурной и демографической ситуации.

Современное высшее образование должно ориентироваться на всемирное развитие субъектности личности студента как носителя индивидуальной и социальной культуры. Образовательный процесс в вузе целесообразно рассматривать как диалог между познающим и образовательным пространством.

Особое значение для педагогического образования имеет становление субъектности личности студента, потому что в будущей профессиональной деятельности выпускник сможет проектировать образовательный процесс в школе по аналогии с вузовским диалогическим взаимодействием педагога и обучающегося, избегая авторитарности, столь характерной для общеобразовательных школ.

Познавательный потенциал студента характеризует, прежде всего, когнитивные ресурсы обучающегося, обуславливающие качество освоения им образовательной программы и степень готовности к самообразованию на протяжении всей жизни. Он включает в себя потребности и мотивы познания, интеллектуальные способности, эмоционально-волевую сферу, познавательную позицию и познавательные ресурсы.

В студенческом возрасте учебная деятельность приобретает исследовательский характер. Особую роль в развитии познавательного потенциала студентов в целом и их познавательных ресурсов играет самостоятельная работа.

Развиваясь как субъекты образования, студенты в большей степени осознают смысл и значение своей познавательной и будущей профессиональной деятельности, что стимулирует процессы саморазвития и волевой регуляции, развивает способность принимать самостоятельные решения в сложных профессиональных и жизненных ситуациях.

 

Научный руководитель – д-р филос. наук, проф.

А. Я. Кузнецова

 

 

И. Кондратова

(студент 5 курса)

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности.

Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Вырабатывается наблюдательность и интерес к естественным факторам.

К. Д. Ушинский писал: «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию … лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом … для детей лучшая игрушка – куча песка».

Сейчас недостаточно много уделяется внимания на изучения влияния дидактических игр с применением природного материала на развитие образной памяти. Но ведь мы точно знаем, что природный материал гораздо ближе к нашему понимаю, благодаря ему мы лучше обучаемся чему-либо. В Ордынском районе есть экопоселение «Благодатное» в котором все семьи обучают своих детей с помощью природного материала. Чтобы научить детей образно запоминать, как выгладит определенное дерево, им предлагают листочки с этого дерева и его кору, дети уже в мыслях выстраивают всю картину целиком и, так как они сами принимали участие в создании образа этого дерева, им легче запомнить.

Дидактические игры с природным материалом помогают ребенку легче запоминать, к тому же они вызывают больший интерес чем обычные предметы.

 

Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.

Е. Ф. Волкова

 

 

В. Копосова

(студент 2 курса)

 

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а глухой – опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата. Двигательные ощущения для глухих – средство самоконтроля, база, на которой формируется речь, особенно такие ее формы, как устная, дактильная, мимическая (при классической системе обучения глухих).

Цель исследования: теоретически изучить развитие двигательных ощущений у глухих детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Объект нашего исследования – двигательные ощущения. Предмет исследования – развитие двигательных ощущений у глухих детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования: двигательные ощущения у глухих детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата будут развиваться успешнее в специально созданных условиях.

Задачи исследования: 1) изучить теоретическую литературу, касающуюся причин сочетанного нарушения; 2) изучить теоретические источники по вопросам особенностей развития глухих детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата; 3) изучить специальную литературу по проблемам развития глухих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

У детей с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что, естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций. Это связано с тем, что движение организма и все его важнейшие функции реализуются в конечном счете движением – сокращением мышечного аппарата.

 

Научный руководитель - ст. преп.

О. Ю. Пискун

 

Л. Кочеткова

(студент 4 курса)

 

ПОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте – интенсивно развивающееся направление детской психологии. Общение – это очень важная составляющая жизни ребенка и оттого, насколько он владеет способами общения, будет зависеть его успешность в процессе взросления.

По словам С. Л. Рубинштейна, «первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребности новой социальной роли. У детей появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих. Таким образом, становление человека возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно.

 

Научный руководитель - канд. психол. наук, доц.

Е. Б. Марущак

 

 

Н. Кузнецова, К. Томилова

(студенты 2 курса)

 

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л. С. Выготского. Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Существуют еще две точки зрения на процесс развития человека. Согласно одной, этот процесс непрерывен, согласно другой – он дискретен. Первая допускает, что развитие идет, не ускоряясь и не замедляясь. Приверженцы второй точки зрения полагают, что существуют различные ступени развития. Причем на каждой происходят определенные изменения, независимо от индивидуальных особенностей. Процесс развития рассматривается еще и с точки зрения стихийности и нормативности. Стихийным считается развитие, поддающееся влиянию факторов и случайных обстоятельств. Нормативное развитие предполагает схожесть всех воздействий на ребенка (воспитание, обучение) и в результате – прохождение определенных, схожих с другими в данной культуре, стадий.

Направления психического развития ребенка: «движение» от непроизвольности, непосредственности, импульсивности и ситуативности к произвольности; постепенная «интеллектуализация» познавательных процессов, что приводит к формированию целостной структуры интеллекта; становление и стабилизация аналитико-синтетической функции; постепенный переход теоретическому мышлению; постепенный переход от внешней регуляции к саморегуляции.

 

Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.

Т. В Волошина

 

 

М. Кулибанова, А. Долушина

(студенты 3 курса)

 

НЕОБХОДИМОСТЬ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

В работе раскрываются особенности подросткового возраста, трудности, проблемы, с которыми сталкиваются подростки в процессе своей самореализации.

Самоутверждение – утверждение себя как личности в мире, поиск и реализация своего особого пути в мире, смысла существования в каждый момент времени. Этот процесс сопровождает человека на протяжении всей жизни. В подростковом возрасте этот процесс особенно важен. На подростковый возраст приходится пик развития потребности в самовыражении. Происходит перелом в отношении к себе, возникает потребность понять самого себя, открыть в себе собственную индивидуальность, неповторимость и уникальность. Подростковый возраст считается наиболее трудным для воспитания и обучения. В информационном обществе дети сталкиваются с эмоциональными и психическими раздражителями. Очень важно сохранить доверие учащихся, помочь им пережить этот возраст, организовать обучение так, чтобы оно стало ценностью ребенка, способствовало его самореализации. Педагогу важно верить в подростка и доверять ему, содействовать развитию индивидуальных особенностей ученика. Педагогу нужно уважать личность ребенка, признавать его человеческие права. На рубеже детства и взрослости человеку важно почувствовать значимость своей деятельности для других.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.