Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Записные книжки 3 страница




Губернатор может сделать здесь в<сё>: уменьшать расходы, находить всё новые пути для извлечения новых доходов. Губернатор всем этим любит занима<ться>, потому что на богоугодные заведения обращено внимание государя, и за это дают награды.

Правление приказа: непременный член, секретарь, заседатель от дворянства и заседатель от купечества.

От губернат<ора> города – полиция и хозяйство.

Хозяйство: доходы и расходы.

Доходы – земли, отдаваемые городами жителям, сбор с домов, с лавок, с[62]

Расход на полицию.

Правл<ение> состоит из думы; дума – из головы с двумя заседателями, из купцов и мещан; предмет – увеличение доходов и расходов.

Полицмейстер в совершенной зависимости от губернатора, хотя и назначается комитетом раненных. Предмет – следствие всех [мелких] дел и происшествий города; определяет наказания и препровождает все дела, выходящие из круга мелких происшествий, по принадлежности, в другие места.

Магистраты в больших городах: часть судебная, разбор тяжб.

 

* * *

 

Места, не подведомственные губернатору, но на которые он может иметь влияние.

Казенная палата – заведывает всех казначейств всеми доходами, хранит казенные подряды, торги и всё, что ныне составляет палату государственных имуществ: правление казенн<ыми> крестьян<ами>, оброчные статьи – в отдаче на подряд лугов, земель, мельниц, рыболовств. Источник всех взятков с подрядчика.

Правление крестьян – голова с писарем: относился письменно и лично, правил независимо, просто, без всяких ограничений, выбирался миром. Случаи для взятков: выкупиться от постоя, избегнуть от разных нарядов и повинностей. Самая главная часть, доныне оставшаяся, откупа.

 

* * *

 

Откупа.

Винный. Откупщик едет в Петербург с залогом; берет свидетельство, утвержденное гражд<анской> палатой, состоящее в описании имения и в том, что оно не заложено. Откупщики платят помещикам 8 процентов и билеты из банка сохранной казны,[63]на которые тоже процент. Чем он беднее и менее к нему доверенности, тем больше дает.

Сделки откупщика с казенной пал<атой>. Откупщик должен взять известное число вина в казенной палате непременно. Остальное или сам покупает у помещиков‑винокуров, или сам курит. Казенная палата, сдирая чрезмерную сумму с откупщика, ему мирволит[64]во всем: дозволяет открывать кабаки не в законных местах и не в законные <часы>: во время обедни, в праздники и до обедни, продолжая ярманочные дни; дозволяя разводить водой вино, дозволяет употреблять возбуждающее задор <…..>; не закрывает вечером езды и проч. Сила откупщика так велика, что его нельзя ограничить, потому что он лопнет, если скрутить его, и потому все, даже честные, берут от него взя<тки>.

Откупщик всем дает; все с ним в дружбе и все им довольны.

Губернатору, смотря по губерниям, – от 10 до шестидесяти; в казенной палате виц‑губернатору и советнику винных дел – не меньше самого губернатора, и нисходя до мел<ких> чиновников. Кроме того всякий служ<ащий> имеет право послать за штофом сладкой водки к откупщику, в каком бы месте ни служил.

Всей полиции дает, и городской и земской, вся полиция у него на жалованьи.

 

* * *

 

Правление:

Виц‑губернатор и три советника, один губерн<ский> казначей. Советник вин<ных> и соляных дел (ибо продажа соли есть также предмет казенной палаты) и советник казенных крестьян.

Губернатор может иметь влияние на палату при подрядах и торгах, ибо должен присутствовать в качестве председателя при всех торгах, при закупке вина в казенное ведомство, при подрядах на станциях, при всех оброчных статьях. Кроме того он должен участвовать при всех подрядах в губернии по всем ведомствам, которые все производятся или в Казенной палате, или в Губернском правлении.

Совершенно независимое лицо от губернатора – прокурор: не должен даже водиться с губернатором и подчиняться какому‑нибудь его влиянию. Есть блюсти<тель> выгод казны и законов. Его обязанность давать протесты на всё то, что дела<ется> незаконно. Все дела ему присылаются на просмотр. Он смотрит на две вещи: на законность форм и на медленность в производстве. Имеет стряпчего казенных и стряпчего уголовных <дел>; никакое след<ствие> в губернии не производится без присутствия при нем губернского стряпчего. Он осматривает остроги – чтобы их кормили, не мучили, чтобы дела остр<ожников> производились, как можно, без замедления. Словом, он – око закона. Никакое производство дела не имеет исполнения без его пометки: «читал». Имеет право понуждать о скорейшем производстве. Прямо на имя государя, через министра юстиции, посылает еженедельно донесение о содержимых в остроге. Все протесты посылает на имя министра юстиции; к нему посылают от министерства бумаги редко.

 

* * *

 

Взятки прокурора:

1)[65]Общо – от всех мест правительственных [с которых он] берет взятки; 2) от случайных дел; 3) от уездных стряпчих, получающих много при следствиях; и 4) от откупщика.

[Уездный] Совестный судья по выборам не зависит от губернатора; благодетельнейшее установление. Судить все дела, где должны быть смягчены законы, по совести (христианской); малолетних, умалишенных. Суд его окончателен, поэтому стараются охотно препроводить дела в сов<естный суд>. Жалованья ему нет, канцелярия содержится от дворян, так, как и сиротско́е отде<ление>, находящееся под председательством предводителя.

 

* * *

 

Взятки губернатора.

Самые нестыдные, неопасные взятки с откупщиков, которые берут и честные, потому что от этого никому <нет> утеснения, и дела шли бы так же, как и без бранья. Они берутся явно.

Взятки с мерзавцев, замешанных в уголовных преступлениях, и во всех следственных делах над богатыми помещиками[66]– губернатор и сам непосредственно, и чрез секретаря. –

С старообрядцев во время резизии и объезда всей губернии, которую он должен делать раз в год. Тут в виде хлеба‑соли пук ассигнаций запекают в хлеб; и во всех экстренных происшеств<иях> и делах:[67]тут посредством секретаря.

Следствия рождаются о скрытии священников беглых, об обращении в раскол православных. Они виновны в скрытии беглых людей, которых принимают с желанием обратить их; о постройке новых церквей или поновлении, которые раскольникам запрещены, часовен и молитвен<ных> домов. – Пожива всей полиции, губернского правления, земского суда, прокурора.

Взятки с чиновников за продажу места: губернатор берет с капитан‑исправника, при торгах и подрядах и при постройках зданий, чтобы утвердил цены.

Соблазны губернатору и подъезды разных чиновников, из которых, под видом услуг и разных забот о его хозяйстве, всякой хочет ему дать взятку.

На что следует обратить внимание губернатору: чтобы свести всех в то, что губернское правление не берет и неподкупно. К этому достигнуть строгим смотрением и наблюдением за всем ходом дел, – чтобы губер<нское> правление не брало взятков с капитан‑исправника[68]за мирвольства с его стороны, за ненужные выговоры и проч.

При ревизиях губернии обращать внимание на земской суд и на уездный суд,[69]где дол<жно> вдруг спросить дела нерешенные, которых до 50 и более, проглядеть их.

 

* * *

 

Маски, надеваемые губернаторами.

Маска благородного и воспитанного губернатора: говорит о благородстве, братается с благородными; говорит о своих связях с благородными, даже употребл<яет> слово мы: «Мы с таким‑то, с Блудовым, с Дашковым». Любит литературу; любит облагородить всё; рад приезжему литератору.

Их мысли: взятки вывести можно только воспитаньем, просвещеньем; чиновников нужно необходимо вводить в общество. Стараются заводить библиотеки, хлопочут о губернских ведомостях. Весьма рады, когда кто, приедущий из столицы, найдет, что у них точно так же, как в Петербурге, ввернет французское слово.

 

* * *

 

Военный генерал – прямой человек.

Жалуется на то, что все воры и мошенники, что честного человека нигде нельзя найти, что секретарь его мерзавец, но он держит только так, ради того, что другого найти нельзя, и потому советует к нему обращаться. Хорош с дворянами; играет больше в вист; обеды задает, и бывает либерал, в дрязги и мелочи не входит, но называет даже это чернильными делами, и не может заниматься <ими>, как неблагородны<ми>. Но сам берет взятки через секретаря.

Губернатор‑делец. Терпеть не может дворян (который прежде был сам секретарем), делает всё сам и берет сам, потому что знает, как брать. Любит рассказывать свою прежнюю жизнь; видит промысл и волю провидения во всяком случае своей жизни и рассказывает подвиги правды своей, но скрывает все подлости и взятки и даже говорит: «Что ж делать, когда у меня такая прямая душа, что я не могу?» и тому подобное.

Имеют две‑три собственные мы<сли>, которые любят повторять, и особенно хлопочут, <чтоб> не было губернского правления, но только канцелярия, и любят рассказать, как они сделали когда‑то страшные выгоды казне при по<стройках>. Уверены вообще в том, что всё дело состоит в том, чтобы доставить казне денежные выгоды, увеличить к<акой>‑нибудь доход, сберечь деньги. Бывают безжалостны. Все имеют о себе высокое мнение, о своем уме,[70]о своей дельности и деятельности.[71]

 

* * *

 

Губернский предводитель мало имеет законной власти, но много может иметь хор<ошего> влия<ния>,[72]если хорош <с> губернатором. Настоящая полезность велит знать всех дворян, для этого должен быть хлебосол. Приобретя познание, он может иметь <влияние> на хороших и честных, заставляя их служить, приводя их в уважение как у дворянства, так и у губернатора. На плохих и слабых, уговаривая их, прося других дворян. На чиновников по выборам, капитан‑исправника, усовещивая его и напоминая, что его выбрали не с тем, чтоб делать пакости. Всюду может он грозить именем губернатора. Надобно знать, что в губернии две партии: половина дворян, скверная, хочет выбрать капитан‑исправников – плутов и которые бы потворствовали им; другая половина хотя и честных, но махнувших рукой в уверенности, что честного ничего нельзя завести и что плуты заведутся, а потому губерн<скому> предводителю, даже и по соглашении с губернатором, бывает трудно действовать.

Кроме того, губернский предводитель, и это даже его обязанность, должен обращать внимание на обращение помещиков с крестьянами, увещевать жестоких и, в случае, когда всё будет недостаточно, доносить губернатору, который, с своей стороны, делает то же и, когда всё будет недостаточно, прибегает к мерам, к установлению опеки. Губернский предводитель непременно должен войти в тесные сношения с губернатором, если губернатор истинно честный человек. Губернатор должен также помнить, что его выгода быть в согласии с предводите<лем>, и [потому] он должен показывать к нему уважение, давать в иных случаях ему место впереди. Это всё нравится дворянам, которые в лице предводителя видят уважение к себе.

 

* * *

 

Чем губернатор стеснен при генерал<‑губернаторе>.

Тем, что это необходимая инстанция между им и министром: ничто не доходит до министра с мысли губернатора, но с генерал‑губернаторской.

Тем, <что> может вмешиваться во всё, спрашивать, узнавать и путать, распоряжая<сь?> чиновниками.

Двором, образующим вокруг генерал‑<губернатора> око, которое должно быть всюду: его любовницами, женами, женским полом и канцелярией генерал‑губерн<атора>.

По поводу генерал‑губернатора нельзя наказать никого, ни наградить.

(Нужно было вам впутываться, сказал генерал‑губернатор Муразову).

 

* * *

 

Генерал‑губернатор может много иметь влияния нравственного, как лицо, совершенно первенствую<щее> и стоящее выше личностей, – именно тем самым, чем они покуда делают вред…

 

* * *

 

По дороге к Симоновскому:

Новоспасский монастырь.

Покровский монастырь.

Андрониев монастырь.

В Басманной Никита мученик.

 

* * *

 

Крестовоздвиженский, на Воздвиженке.

Новинский монастырь.

Троицы, в Газетном переулке.

Иоанна Предтечи, в Конюшенной.

В Басманной Никиты мученика.

В Хамовниках, у Николы за Остоженкой, у Хамовнической заставы.

Сиротские мещанские заведения.

 

* * *

 

Взметнев служил в министер<стве> финансов; славно знает дела министерства финансов; не служит, живет и хозяйничает в Крыму, где садит сады. Был несколько времени славным губернским предводите<лем>, знает нужды и потребности. Несчастен сыном, которого любит и для которого готовит всё имение. С молоду < 1 нрзб. > с правдой попался…

 

* * *

 

В Ахтырке изобилие певчих, обитатели отдают детей.

 

* * *

 

О посиделках и супрядках в обществах высших.

Все роды чиновных идеалистов <?>

 

Записная книжка, 1846–1851*

 

До свиданья. Франкфурт на Майне 1846, 8/20 октября. Да не смущается сердце ваше.

Иоанн XIV, 1.

Вексель № 12017 Moscou le 1 Fevrier 1253 f.

Suivant l’avis de M. Rougimont de Lowenberg, Paris.

Zenker et Voller

[Чернильница и чернило в городе: Губной клей, хлеб,

[Одеколона, меховые сапоги]

Полотенца,

Книги. Архитектор. [Описание растений и дерев

< 1 нрзб. > Российской Империи

К Чертковой. Суворовского сослуживца]

На панталоны.

 

 

Шапка,

Стакан,

Спальные сапоги,

Чулки.]

Сапоги, жилет,

Одеколон. Князь Оболенский

Гроту, Аксакову, Урусовой

взять бритвник, просвиру

взять шубу

от портного 2 сертука жилет,

подтяжки

подтянуть штрипки,

одну штрипку.

 

* * *

 

На почту адресы. Молебен Сказать о белье узнать о письмах у Хвостов<ой>

 

Писать письма: Плетневу с уведомлением о получении денег,

Шевыреву ответ на его грустное письмо,

Над<ежде> Никол<аевне>.

[Бахметьев в Колымажном Дворе в Собст<венном> Доме.]

 

* * *

 

Воронья ягода. Будника в Оренбургской губер<нии>.

Маркевича Записки о Малороссии

Пассека Вадима. Путевые записки, предмет Малороссия.

У Пресненских прудов в доме графа Толстого Анастасья Сергеевна.

Об отношенья<х> Новгорода к великим князьям от Федора до Шуйского.

Самоеды в домашнем и общественном от<ношении>.

Иславин.

Записки об Алеут<ских> островах священни<ка> Вениамина.

Всеобщий садовник, Осипова и Ушакова. 5 частей, П. 1823.

Садоводство полное, Левшина, 4. 30 р.

Подробный словарь увлекательной ботаники и хозяйств<а> и садоводства, 4 части, пер. Н. Н. 10 р.

Цветоводство подробное или флора русская, Василия Левшина 1820.

Огородник, Левшина.

Карман<ная> книга сельск<ого> и домаш<него> хозяйств<а>, соб<рал> Н. Осипов.

Экономический календарь, Друковцова, 3 р.

Земледельческий – 7 р.

В 2 Madame Сара на Дмитровке.

Матиаса на Ильинке наверху.

Русск<ие> сказки для детей, разс<казанные> нянюш<кой> Черепьевой.

 

* * *

 

Звезда освещена свечами. Пришедши под окны дома, сперва поют тропарь и кондак празднику, а потом виноградье. Между тем звезда беспрестанно круговращается.

 

* * *

 

Святки – праздники торжественные во всех народах, как праздники рождества и проводы старого года. Во многих местах в противуположность зимнему времени домы и церкви убирают ветвями зеленых дерев. Ночь перед рождеством особенно богата всякими поверьями. Все должны непременно быть по домам. Всяк заблудится, кто в это время в дороге. В иных местах женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы чорт вместо их не вздумал сесть за работы. Если кто из молодых девок не допрядет кудели накануне рождества, прялка придет за ними в церковь и при венчании, и мужья подумают, что они лентяйки.

Существует поверье, что если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что пчелы поют в ульях, приветствуя наступающий день праздника. В Шенкурске есть обычай печь к этому дню из пшеничного теста фигуры, изображ<ающие> маленьких коров, быков, овец, других животных и пастухов; они ставились на стол и посылались в подарок родным.

В Малороссии ходят со звездою всю ночь, мальчишки славят рожденье Христа, за что дают им колбасы, пироги и проч. В Шенкурске целую неделю ходят со звездой из бумаги в аршин.

В средние века существовало поверье, что дьяволы в продолжение 8 дней после рождества Христова скитаются по всей земле и при наступлении разрушения их царства в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и отчаянном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. От этого произошло умышленное наряжание в дьяволов и всяких страшилищ, с намерением сим удалить очарование от себя. Все наряжавшиеся потом очищались купаньем в реках в день крещенья господня. Впрочем, во все времена и у всех народов окончанье года сопровождаемо было переряжаньями,[73]ночным и дневным ликованьем, гаданьями со множеством суеверий о наступающем году. Будет ли урожай, будет ли замужем, будет ли жив, здоров и богат в новом году. Соединяясь в группы и переходя толпами по домам, чтобы песнями, сказками, прибаутством тешить гостей. Вертеп и священные представления рождества куклами.[74]– Музыка пастухов‑пришельцев на волынках.[75]Ряженье <?>, присказки и прибаутки о старом житье‑бытье, загадки продолжаются во всё время святок.

 

* * *

 

Ночь накануне Нового года вся в гаданьях. В полночь прислушиваются у церкви под замком, и если там почудится им печальное или радостное пенье, выводят из первого предвещание себе смерти, а из другого – свадьбы. Вечер накануне Нового года называется Васильев вечер, или Богатым, иногда Авсень, Овсень, Усень, Говсень, Бауцень и Таусень. Крестьянские дети ходят обсыпать по домам хозяев овсом и хлебом из рукавиц в предве<щание> урожая.

 

* * *

 

В масляницу под великим постом прощаются и целуются, прося <друг> у друга прощенья во всем, в чем случилось оскорбить. Прощаются также и с теми, которых никогда не видали, словами: «Прости меня, брат». «Бог тебя простит», отвечает другой. В иных местах ходят на кладбище прощаться с усопшими родственниками. Приходят также к священникам, своим духовникам. В семье прощаются друг с другом перед тем, как итти спать, причем дети кланяются в ноги родителям, а слуги господам. В XVII <веке> царь ходил на прощанье к патриарху с боярами, окольничьими и думными людьми, и был угощаем медом и романеею. В простолюдьи по окончаньи масленицы идут в баню обмываться. На первой неделе поста пекут в иных местах блины на постном масле.

 

* * *

 

Праздники весенние.

Заклинанья весны. Во многих местах Великой России кличут и закликают весну с гор и высоких мест. В Украйне дети, нося на руках ласточку (сделанную из дерева), ходят из дома в дом славить весну. Песни же называются веснянками; их поют девушки, сбираясь по вечерам с того времени, как запоет овсянка, – до Троицы. Со дня этого праздника начинаются игры в горелки, а как станут распускаться листья на деревьях, игры хороводами.

Существует поверье, что в день праздника Пасхи, приходящей в начале весны, солнце играет. При первом громе, умываются с золота и серебра, и с куриного яйца.

 

* * *

 

(Семик или семицкий четверг, праздник погребенья убогих и завиванья венков; позорищем семика бывает кладбище и роща.)

 

* * *

 

Первый весенний праздник Красная горка. <Состоит> из хороводов по улице, изображающих сеянье проса. Хоровод. Сходбище, когда из городов возвращаются парни для рабочей поры. Хоровод идет вокруг парня и девки, стоящих в середине. В игрище плетень, взявшись попарно и сомкнувшись руками в виде плетня, вытягиваются в линию, а хороводница запевает: «Заплетися, плетень». Потом первая пара поднимает вверх соединенные руки, и под эту арку начинают проходить игроки. Хор поет: «Расплетися, плетень».

 

* * *

 

Радуница, Радунец, Радовница. Отрадный праздник заупокойный совершается на могилах в Фомино воскресенье или около того. Прежде поминали память умерших родственников блинами. пивом; женщины причитали добродетели покойника заунывным, плачевным голосом; мужчина, взявши чарку с вином, отливал часть на могилу, а остальное допивал сам.

Существовало также христосованье с покойниками в светлую седмицу; покатя по могиле красным яйцом, говорили: «Христос воскресе», думая, <что> усопший отвечает ему в могиле: «Воистину воскресе». В Патерике Печерском описывается, как в 1465 телеса усопших святых ответствовали на возглас священноинока в Великий день. В Киеве Радуница называется проводами в воспоминанье того, как по распятии господа телеса многих святых восстали и вновь по воскресении господнем возвращались опять после праздников в гробы, сопровождаемые гражданами. [Был] Обычай поздравлять умерших с празд<ником> воскресен<ия> Христ<ова> повсеместен (во вторник Фомин). В Белоруссии прежде катают яйца на могилах, потом садятся за стол, приглашая усопших: «Святые родители, придите с нами хлеба‑соли кушать», а по окончании пиршества обращаются вновь, извиняясь, что небогато угостили, и прибавляя: «чем богаты, тем и рады». В это же время женихи и невесты приходят просить благословенья на брак у своих усопших родителей.

 

* * *

 

Юрьев день. Георгий Победоносец уважается особенно у всех народов. В победе его над драконом изображается победа христианства над язычеством. Он покровитель на войне и в битвах и он же покровитель пастухов; сему последнему установлен праздник Юрьев день, с которого выгоняют в первый раз скотину в поле; пастухи получают себе по десятку яиц, по кувшину молока и готовят в поле себе яичницу. В Малороссии это начинается крестным ходом на жито, с молебном и водосвятьем, и окропленьем нив св<ятой> водою, после чего молодежь забавляется играми, катается по житу, чтобы быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Белороссии выгоняют скот вербой на Юрьеву росу; поговорка: «выдти на Юрьеву росу» значит выздороветь больному человеку. По выгоне скота на Юрьеву росу, хозяин уже не заботится об нем, будучи уверен в безопасности своей скотины, порученной покровительству св. Георгия. Есть поговорка: «св. Юрий коров запасает, а Никола коней». Юрьев день [есть] время перелома во времени. Пословицы: Егорий с водой, а Никола с травой – знаменуют время разлива и спаденья вод, бывающих в это время. Егорий с полувозом, а Никола с целым возом, Егорий с теплом, а Никола с кормом; Егорий с кормом, а Никола с мостом. С этого дни начинаются торги, сроки, выгоны, первое сеянье ярового и огородных растений, словом, все важные труды и сделки крестьян, а потому имя Георгия призывается сильно в помочь. Как весенний, так и осенний Юрьев день в старину был замечателен сроком перехода поселян от одного помещика к другому и поселения их по условиям на помещичьей земле. Самый оброк, взносимый крестьянами, называется Юрьевым.

 

* * *

 

Крещенье кукушки в пятое, шестое, иногда седьмое воскресенье по Пасхе есть праздник женского побратанья; в день жен мироносиц поселянки идут в лес, уже покрытый листьями, и там, нагнув две молодые березки, связывают их ветвями, платками и полотенцами, так чтобы они составили венок, и к этому венку привешивают два креста. Две подруги, желающие покумиться, ходят вокруг венка в разные стороны и по три раза крестообразно целуются сквозь венок, а прочие женщины поют: «Ты кукушка ряба, ты кому же кума? Покумимся, кумушка, покумимся, голубушка, чтоб нам с тобою не браниться». После сего подруги меняются крестами и, с того времени называясь кумами, живут в мире и согласии. В ознаменованье готовят тут же яичницу и после дружеского пиршества пляшут обыкновенные плясовые соседки. В иных местах, надев на кукушку крестик или на травку кладут на платок и сев вокруг, меняют<ся> крестами. Мужчины не допускаются. В иных местах сливается с Семиком.

 

Земледельческие праздники.

Дожинки – последний день жатвы.

Оборки – остальный день оранья. Досевки – последний день сеяния. Толоки с играми и забобонами.

Семик любимый народный девичий праздник, весенние святки, приходится в седьмой четверг по Пасхе на седьмице св<ятых> отец, называемой в народе Семицкой. Позорищем Семика бывают рощи и леса, берега рек, озер или прудов; в первых завивают венки, а на другие пускают их для угадыванья. В Москве празднуется Семик в Марьиной роще. Есть такие же загородные рощи и в других городах. С ним вместе объединяется и праздник погребенья убогих. Доныне в Семик ставят по улицам у домов и даже в комнатах березки не только в селах, городах, но и в столицах, где только есть березняк и липняк. Прежде даже в Москве на каждом дворе у хозяина и хозяйки в Семик становился стол, обстанавливаемый березками в виде кущи, на столе яичница и дрочена. Толпы народа в венках из ландышей, дойничков и незабудок или же просто из березовых ветвей носили по улицам березу, изукрашенную лентами и лоскутками в сопровождении Семицких песней.

При завивании венков поют известную песню: «Ай, в поле липонька». В иных местах целуются сквозь венки, кумаются. Носящий березку называется в иных местах кум, а девица кума. Тот и другой играют только роль. У волжских жителей Семик открывается хороводной песней, которую поют, ходя около березки, из ветвей которой делают венки. Потом делают другой круг, в средине которого мужчина, женщина ходят и поют вместе с другими. Потом делают третий круг и поют третью песню, затем одна сторона круга раздвигается и двое, подняв вверх руки, держат платок за оба конца, чтобы дать пройти сквозь сделанные ворота Царевне, которая в то время была вне круга, когда же пройдет Царевна, продолжают петь:

 

Вы сойдитеся поближе,

Вы еще того поближе.

Прицелуйтеся милее,

Вы еще того милее.

 

В междудействии, когда окончится круг, садятся за столы, накрытые скатертью, угощать друг друга лакомствами, пивом и вином. Сделав из себя круг, перевиваются, приходя все поочереди под поднятые двумя девками вверх руки, и поют. Иногда в середине ходит в мужской шляпе гордо девушка вокруг хоровода и хоровод поет: «По травке муравке гулял молодец удалой». Под вечер девушки возвращаются домой с венками, которые хранят до Троицына дня… Многие считают всё же, <что> Семик есть праздник языческой полюбовного соединения людей. Торжествен<но?> < 1 нрзб. > Лад [земли] неба с землею.

В Чистопольском уезде, в Савине городке, служат молебен на ржаном и яровом полях [а потом] в Троицкую субботу, а потом вплоть до ночи поют и пляшут в честь Ярилы.

Троицын день. Развиванье и пусканье на воду венков, украшенье древесными ветвями и цветами храмов перешло из ветхозаветной церкви в память Синайского законоположения, потому что в то время всё зеленело и цвело, когда даны были богом заповеди на Синае. (Иудеи также в праздник жатвы, который окончив в Палестине в половине Сивана, приносили благод<арность> богу за новые плоды земные, праздник кущей совершали под тенью древесного.) Множество различных цветов означают о сошествии Духа Утешителя, явившегося в огненных языцех. Так равно и самое различие языков и дарований.

С венками на голове водят хороводы и круги по всем рощам; в иных местах, держась за платки в руках, тихо движутся вокруг, а вокруг стоят женихи, высматривая невест. Перед заходом солнца отводят хороводы, песни умолкают, поселянки или горожанки пускают венки на воду реки или ручья, замечая, чей поплывет, завертится[76]на одном месте или потонет. Первый счастливое, второй и третий несчастливое предвестие. Наблюдают, в какую сторону[77]струя понесет венок, в той быть девице замужем. В некоторых местах после Троицкой вечерни для загадыванья пускают на воду пучки тех цветов, с которыми стояли в церкви. В Псковской губернии обметают пучками родительских цветов родительские могилки, что там называется: глаза у родителей прочищать. Троицын день называется Русальной неделей, ибо, по народному верованью, русалки выходят из воды на землю около Троицына дня и остаются на земле до Петрова дня, рассыпаясь по деревьям и в густой траве. См. праздник крещенья русалок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.