Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая жизнь Болгарии в 30-е годы




Правление Народного блока. 1931-1934 гг.

В правительстве Народного блока, которое возглавил А. Малинов, ключевые позиции заняли представители Демократической партии. БЗНС-”Врабча-1” было предоставлено три министерских поста, Национал-либеральной партии - два и Радикальной - одно. В октябре 1931 г. А. Малинова, ставшего председателем Народного собрания, заменил также член Демократической партии Н. Мушанов. Демократическая партия получила преимущество и при распределении постов в органах местной исполнительной власти.

Поскольку правление Народного блока пришлось на годы экономического кризиса, то его деятельность преимущественно была направлена на смягчение воздействия последнего. Прежде всего правительство А. Малинова предприняло шаги по защите мелких собственников, так как именно кризиса. Посредством соответствующих законодательных актов оно приостановило распродажу земли за долги, объявило хозяйства до 4-х га неотчуждаемыми, прекратило взимание поземельного налога с первого гектара каждого владения, неоднократно в 1931-1934 гг. проводило частичное списание долгов крестьян государству.

Отправной точкой в экономической политике кабинета Народного сговора служило государственное вмешательство в экономику, так называемый “этатизм”, который являлся важным элементом деятельности предшествовавших правительств Демократического сговора. Кабинет Народного блока сохранил созданную правительством А. Ляпчева Дирекцию по закупке и экспорту продуктов зернового производства как государственное торговое предприятие без монопольных прав, учредил Комиссариат по продовольствию, способный при необходимости нормировать цены на продукты питания, и т. д.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться правительству Народного блока, увязывались, как правило, с низкой эффективностью функционирования государственного механизма, разъедавшегося бюрократизмом и коррупцией. Единственный выход большинство политических сил Болгарии (во время правления Народного блока насчитывалось около 40 официально зарегистрированных партий) видело в кардинальном изменении существовавшей политической системы.

Рецепты крайне левых партий (легальной РП и нелегальной БКП (т. с.)), были традиционными. ЦК БКП (т. с.), несмотря на очевидный спад с конца 1932 г. рабочего движения, по-прежнему придерживался точки зрения, что в стране происходит нарастание революционного кризиса и, следовательно, имеются объективные предпосылки для взятия власти.

Идеологические построения крайне правых организаций базировались на двух постулатах - необходимости утверждения сильной авторитетной государственной власти, а также консолидации болгарского общества вокруг национальной идеи. Реализация первого мыслилась, в частности, посредством преобразования парламентской системы (сокращения численности депутатов Народного собрания, учреждения верхней палаты и т. п.). Так, Народное социальное движение, созданное сторонниками А. Цанкова по образцу Национал-социалистической партии Германии, выступало за реконструкцию Народного собрания, привлечение к управлению страной “организованных хозяйственных и культурных сил нации”. Подобные же лозунги были выдвинуты в 1929 г. на съезде организации, названной “Родна защита”. С ними солидаризировался также созданный в 1927 г. по инициативе митрополита Стефана Всеболгарский союз “Отец Паисий”, которому в ноябре 1929 г. вместе с союзами офицеров и унтер-офицеров запаса удалось провести массовую акцию протеста против репарационных платежей, приуроченную к 10-й годовщине подписания Нейиского мирного договора. Однако эти силы были разобщены и не обладали каким-либо значительным влиянием.

Требования создания “нового государства” в соответствии с “новыми экономическими формами и функциями общества”, обеспечения “верховенства общества, народа и государства” являлись центральными в программе группы радикально настроенных офицеров и интеллигентов, объединявшихся вокруг журнала “Звено”.

В обстановке усиливавшегося недовольства организацией политической власти, когда потребность в ликвидации “партийного и парламентского разложения” воспринималась как насущная, произошла отставка кабинета Н. Мушанова. В столице начали шириться слухи о якобы готовившемся сторонниками А. Цанкова “походе на Софию” с целью взятия власти (20 мая 1934 г. ожидался конгресс возглавлявшегося А. Цанковым Народного социального движения). Однако в ночь с 18 на 19 мая 1934 г. государственный переворот был совершен силами Военного союза и политической организации “Звено”.

Реформаторские начинания правительства К. Георгиева

Переворот 19 мая 1934 г., центральную роль в котором сыграли К. Георгиев и Д. Велчев, прошел безболезненно. Общественность страны встретила его пассивно, предпочитая роль стороннего наблюдателя.

Костяк нового правительства составили представители Военного союза и “Звено”. Его главой стал Кимон Георгиев, занявший также пост министра юстиции.

Кабинет К. Георгиева представил программу перестройки государственно-политической системы Болгарии, предполагавшей, в частности, создание авторитарного, строго централизованного государства. Предусматривалось преобразование парламента в институт представления и согласования сословных интересов. В связи с этим планировалось создание семи сословных организаций: рабочих, крестьян, ремесленников, торговцев, служащих, интеллигенции и лиц свободных профессий. До формирования парламента исполнение законодательных функций взял на себя кабинет К. Георгиева. Он воспользовался ст. 47 Конституции, предоставлявшей право совету министров в случае “наличия внешней или внутренней угрозы государству” издавать указы или распоряжения, “обладающие обязательной силой закона”. Одним из подобных указов правительства в июне 1934 г. в стране были запрещены политические партии и организации. Кабинет К. Георгиева надеялся таким образом положить конец разъедавшим общество межпартийным и внутрипартийным столкновениям, обозначавшимся в болгарском политическом лексиконе как “партизанщина”.

Правительство отказалось от традиции назначения чиновников в соответствии с их политическими пристрастиями, а не профессиональными умениями и навыками. Несменяемость, деполитизированность и компетентность государственных служащих, - таковы были принципы, провозглашенные правительством. Проводя чистку государственного аппарата, оно уволило более 6 тыс. чиновников.

С целью усиления централизации управления страной кабинет К. Георгиева провел территориально-административную реформу, преобразовав 16 округов в 7 областей и создав из 2 552 сельских общин 837. При этом в сельских общинах практически вся полнота власти была предоставлена сельским старостам (кметам), назначавшимся центральной администрацией и подчиненным ей. Одним из предъявлявшихся к старостам требований являлось наличие у них высшего образования.

В социальной области кабинет К. Георгиева руководствовался идеей “гармонии интересов”. С ее реализацией была связана и экономическая политика правительства. Оно, в частности, придавало особое значение развитию кооперативного движения. В то же время правительство стремилось к усилению роли государственного регулирования. Им была введена монополия на производство и сбыт спирта, соли, табака, бензина.

Разработкой стратегического курса правительства, а также пропагандой его идей занималась учрежденная кабинетом Дирекция общественного обновления.

Пришедшие к управлению страной в результате переворота 19 мая 1934 г. силы разошлись в ответе на вопрос о месте института монархии в создававшемся ими “новом государстве”. В Военном союзе стали проявляться три течения: промонархическое, антимонархическое и умеренное. Склонность К. Георгиева и его сторонников к минимизации роли монарха в системе управления обусловила, в конечном итоге, отстранение их от власти. Сформированный 23 января 1935 г. новый кабинет возглавил генерал П. Златев, представлявший в Военном союзе умеренное крыло. В период его кратковременного пребывания у власти (январь-апрель 1935 г.) свои позиции сумел укрепить царь Борис III. Прерванный отставкой К. Георгиева практически в самом начале процесс реформирования государственно-политической системы Болгарии оказал, тем не менее, немалое влияние на дальнейшее развитие страны.

Личный режим царя Бориса III

Очередной правительственный кризис был вызван распоряжением министра внутренних дел кабинета П. Златева об интернировании А. Цанкова и К. Георгиева. Намереваясь по-прежнему играть ключевую роль в управлении страной, Военный союз предложил предоставить пост премьер-министра члену политического союза “Звено” Д. Казасову. Но вопреки его ожиданиям, царь Борис, заявлявший о приверженности “идеям 19 мая”, назначил главой правительства своего кандидата, - А. Тошева.

Военный союз оказался отодвинутым на второстепенные позиции. Однако он продолжал представлять для монарха угрозу. В октябре 1935 г. лидеры Военного союза, обвиненные в организации заговора против официальных властей, были осуждены. В результате союз временно был устранен с политической арены Болгарии. Вслед за Военным союзом пал “истощенный” борьбой с ним сам кабинет А. Тошева. Управление страной фактически перешло к царю Борису.

Новым премьер-министром стал искусный дипломат Г. Кьосеиванов. В ноябре 1935 г. он сформировал свой первый кабинет “специалистов”. Декларация правительства Г. Кьосеиванова о его намерениях была достаточно расплывчатой. Какие-либо твердые обязательства, связанные с принятием новой конституции, подготовленной кабинетом А. Тошева, проведением парламентских выборов и т. п., в ней отсутствовали. Они были заменены общими фразами о стремлении правительства нормализовать положение, добившись “объединения всех здоровых национальных сил”.

В стране продолжал действовать указ от 14 июня 1934 г. о запрете политических партий и организаций, измененный и дополненный в июне 1935 г. правительством А. Тошева. Однако это не помешало политическим силам завершить в целом к середине 1936 г. свою перегруппировку.

Крайнее правое поле по-прежнему занимали Народное социальное движение, “Родна защита” и др. Они находили поддержку главным образом среди офицеров запаса, государственных служащих, отдельных групп молодежи.

Крайнее левое поле представляли БКП (т. с.) и Рабочая партия, силы которых были значительно ослаблены. К концу 1936 г. Рабочая партия, допускавшая систему двойного членства, насчитывала приблизительно 7 тыс. членов, из которых около 4 тыс. входили в БКП (т. с.). В соответствии с решениями VII конгресса Коминтерна БКП (т. с.) внесла коррективы в свою тактику. На состоявшемся в феврале 1936 г. VI пленуме ЦК БКП (т. с.), классифицировавшим правительство Г. Кьосеиванова как “правительство фашистской диктатуры, опирающееся на близкие царю части офицерства”, было заявлено о готовности партии к сотрудничеству со всеми “антифашистскими силами”. Утвержденные пленумом резолюции составили основу платформы Народного фронта, в которую были включены требования восстановления Тырновской конституции, проведения парламентских выборов, отмены изданных после 19 мая 1934 г. указов, роспуска организаций, причастных к отмене конституции или препятствовавших ее восстановлению. Пленум выразил готовность к сотрудничеству с различными фракциями БЗНС, БРСДП (о), Радикальной и Демократической партиями.

В мае 1936 г. БЗНС-”Врабча-1” во главе с Д. Гичевым, крыло БРСДП (о), возглавлявшееся К. Пастуховым, Национал-либеральная партия Б. Смилова, Радикальная партия Г. П. Генова, Демократический сговор А. Ляпчева образовали центристкую коалицию, названную “пятеркой”.

В июне 1936 г. “пятерка” подала адрес царю Борису с требованием восстановления конституционно-парламентского режима. Это привело к реорганизации правительства Г. Кьосеиванова, проведенной в июле 1936 г. В него было введено двое членов партии А. Цанкова.

Второй кабинет Г. Кьосеиванова обязался разработать новый избирательный закон и провести парламентские выборы до октября 1936 г. Он обеспечил необходимые условия для реализации на практике отдельных свобод: слова, печати, собраний. За активностью различных политических сил наблюдало министерство внутренних дел. Исходя из этого, правительство придало ему функции своеобразного социологического центра. Министерству было поручено изучить и представить анализ состояния общественных настроений в стране. Вывод министерства оказался следующим: население аполитично, его в большей степени волнуют проблемы, решение которых находится в компетенции общинных советов. В итоге, царь Борис решил не проводить парламентских выборов, а ограничиться очередной реорганизацией правительства Г. Кьосеиванова, вернувшего себе в октябре 1936 г. “беспартийный” облик.

Основываясь, в частности, на заключених министерства внутренних дел, третий кабинет Г. Кьосеиванова начал свою деятельность с подготовки общинных выборов. Им был разработан новый избирательный закон, оглашенный 18 января 1937 г. Согласно последнему не допускалось выдвижение кандидатов на должности общинных советников партиями или иными политическими организациями. Разрешалось только самовыдвижение мужчинам старше 30, отвечавшим определенному образовательному цензу, а также не разделявшим “коммунистических и анархических идей”.

Проведение выборов правительство наметило на март 1937 г. В рамках подготовки к ним “пятерка” договорилась о единых действиях с частью БЗНС-”Пладне”, а также Демократической и Рабочей партиями. Центральным в предложенной ею избирательной платформе являлось требование восстановления Тырновской конституции. На местах по инициативе оппозиционных сил начали создаваться конституционные клубы. Они агитировали подавать на выборах недействительные бюллетени, призванные символизировать голос, поданный за восстановление Тырновской конституции. Таким образом оппозиция рассчитывала превратить выборы в своеобразный референдум по вопросу о конституции. Однако итоги выборов в общинные советы оказались весьма обескураживающими для оппозиции и весьма обнадеживающими для правительства. Только 20 % принявших участие в голосовании избирателей подали недействительные бюллетени.

В мае 1937 г. кабинет претерпел четвертую реорганизацию. Во многом она была вызвана разногласиями между группировками премьер-министра и военного министра. Первая выступала за “беспартийность”, а вторая - за привлечение к управлению страной представителей правых партий. Преодолеть имевшие место противоречия путем формирования нового кабинета не удалось. Компромиссом в данном случае стал новый закон о выборах в Народное собрание, которым, в частности, предусматривалось сокращение депутатских мест до 160, самовыдвижение кандидатов или выдвижение кандидатов специальными коллегиями, формировавшимися избирателями числом от 20 до 40 тысяч и т. п.

В январе 1938 г. состав правительства Г. Кьосеиванова был обновлен в пятый раз. После этого оно определило дату парламентских выборов. В условиях, когда “беспартийному” правительству противостояла “партийная” оппозиция, кабинет Г. Кьосеиванова взял на себя ряд функций, присущих политическим партиям. В предвыборной программе правительства были изложены принципы пропагандировавшейся им “новой демократии”, а именно, “дисциплинированной свободы, базирующейся на идее социальной солидарности”, четкого разделения исполнительной и законодательной власти, ликвидации “партизанщины” и утверждения “беспартийности” в сфере государственного управления. Результаты состоявшихся в марте 1938 г. выборов оказались следующими: правительство провело в Народное собрание 97 своих депутатов, оппозиция - 63.

С началом работы парламента не произошло возвращения к прежней политической системе, поскольку изменились функциональные связи и отношения между ее элементами. Этому способствовало и само Народное собрание, утвердив большинство изданных после 19 мая 1934 г. указов. Монарху, которому были предоставлены прерогативы назначать правительства без одобрения парламента, роспускать парламент в случае непринятия предлагавшихся им законопроектов и т. п., в конечном итоге, удалось сконцентрировать власть в своих руках.

Утверждение так называемого “беспартийного” режима способствовало достижению определенной консолидации болгарского общества, необходимой для решения внешнеполитических задач страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.