Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Польские земли в годы первой мировой войны




ПОЛЬША. 1914 - середина 40-х годов

Положение польского народа в годы войны.

Польские земли с первых же дней мировой войны стали театром активных боевых действий. Они велись в Царстве Польском, Галиции, на Мазурах. В 1914 г. русская армия дошла почти до Кракова, но на следующий год началось контрнаступление австро-германских войск, закончившееся оккупацией русской Польши. Ее территория была разделена на германскую и австрийскую зоны оккупации.

На различных фронтах за годы войны погибло около 450 тыс. поляков. Особая трагедия польского народа заключалась в том, что польские солдаты оказались по разные стороны фронта и вынуждены были стрелять друг в друга.

Велики были потери от военных действий и в результате грабительской политики воюющих сторон. Их общий размер был определен польской делегацией на Парижской мирной конференции в 1919 г. в сумме 73 млрд. золотых франков. Особенно сильно пострадало народное хозяйство Царства Польского и Галиции. Отступающие русские войска эвакуировали вглубь России промышленные предприятия, учреждения, учебные заведения, подвижной железнодорожный состав, квалифицированных рабочих и служащих. Были также депортированы немецкие колонисты.

После оккупации Царства Польского войсками Центральных держав его народное хозяйство стало объектом хищнической эксплуатации со стороны Германии и Австро-Венгрии. Оккупанты стремились максимально использовать экономический и людской потенциал занятых территорий в интересах ведения войны, а также, по возможности, подорвать конкурентоспособность польской промышленности в будущем. Широкие масштабы принял принудительный вывоз рабочей силы, только в Германию привлекли около 300 тыс. человек. В сельском хозяйстве была введена система обязательных поставок продукции по фиксированным ценам, что вызвало сокращение аграрного производства и развитие черного рынка.

В значительно лучшем положении находилась экономика Верхней Силезии, Познанщины и Поморья, но и здесь в сельском хозяйстве наблюдался спад. В австрийской части Польши от военных действий больше всего пострадали нефтяная промышленность и сельское хозяйство, особенно мелкое.

Развитие национально-освободительного движения в первые годы войны

На время войны пришелся апогей национально-освободительного движения польского народа. Россия, Германия и Австро-Венгрия оказались в противоборствующих военных блоках, каждый из которых стремился к максимальному ослаблению противника и территориальным приобретениям за его счет. В Центральной Европе это можно было сделать прежде всего путем передела польских земель. Географическое положение Польши с самого начала делало ее территорию главным театром военных действий на востоке. Это обстоятельство повышало заинтересованность воюющих армий в привлечении симпатий поляков на свою сторону. Уже в первые дни боев русскими, германскими и австро-венгерскими военными руководителями были сделаны ни к чему их не обязывающие заявления о том, что одной из целей войны является освобождение поляков из-под чуждого господства.

В начальный период среди польских политиков оформилось несколько подходов к оптимальному решению польского вопроса. Национальные демократы, отрицавшие способность русских ассимилировать более развитый в культурном отношении польский народ, связывали возможность его решения с Российской империей. Они считали, что в случае победы Антанты Россия присоединит к себе все польские земли и предоставит им автономию. Несмотря на активные попытки эндеков добиться поддержки их планов со стороны двора и правительства, последние не решились в это время на какие-либо конкретные обещания. Не получила ожидаемой поддержки и инициатива национальных демократов по созданию на стороне России польской армии в 200-300 тыс. человек. Разуверившись в готовности России взяться за решение польского вопроса, лидер национальных демократов Р.Дмовский в ноябре 1915 г. выехал на Запад, надеясь заручиться поддержкой Англии и Франции.

Ю.Пилсудский и его сторонники получили возможность практической проверки своего плана решения польского вопроса с помощью Австро-Венгрии. Они надеялись, что после победы Центральных держав Царство Польское получит независимость или же, как предполагали галицийские консерваторы, будет объединено с Галицией в рамках триалистической монархии Габсбургов. При таком решении польские земли, входившие в состав Германии, оставались бы вне границ этого польского образования, причем не исключалась возможность аннексии Германией части территории Царства Польского.

6 августа 1914 г. стрелецкие отряды Ю.Пилсудского вступили на территорию Царства Польского, рассчитывая, что их появление приведет там к всеобщему восстанию поляков, которое сразу же неизмеримо повысит вес польской стороны в отношениях с Веной и Берлином. Но эти надежды оказались беспочвенными, восстания не произошло, как не было и всеобщего энтузиазма при виде союзников австрийцев и немцев с польской символикой.

В августе 1914 г. все польские военизированные формирования в Галиции были объединены в составе польских легионов. Они приняли участие совместно с частями Центральных держав в боевых действиях в Царстве Польском и на Волыни. В общей сложности, в них насчитывалось несколько тысяч человек и сколько-нибудь серьезной военной роли они сыграть не могли. Политическое руководство национальным движением в Галиции было сосредоточено в Главном национальном комитете, первую скрипку в котором играли консерваторы.

Видя слабость своих польских союзников, Вена и Берлин не спешили менять сдержанного отношения к польскому вопросу даже после того, как их войска заняли летом 1915 г. Царство Польское. Они все еще не теряли надежды на заключение сепаратного мира с Петербургом.

Третья ориентация в польском вопросе была представлена революционными силами. Они осуждали империалистическую войну и считали, что только общеевропейская социалистическая революция и свержение господства буржуазии принесут польским трудящимся социальное и национальное освобождение.

Складывание условий для обретения независимости.

Существенные изменения в польском вопросе произошли на рубеже 1916-1917 гг. Расчеты Центральных держав на быструю победу не оправдались, война приняла затяжной, позиционный характер. Австро-Венгрия и Германия нуждались в солдатах, и они надеялись получить их в Царстве Польском. Прямой призыв в армию на оккупированной территории был запрещен международными соглашениями, поэтому единственным возможным решением было создание в оккупированном Царстве Польском квази-независимого союзного государства с собственной армией, численностью до 1 млн. солдат.

В августе 1916 г. между Берлином и Веной была достигнута принципиальная договоренность относительно создания на территории Царства Польского польского государства, полностью от них зависимого в экономическом, политическом и военном отношениях. Исчерпав все возможности заключения сепаратного мира с Россией, Центральные державы первыми сделали решительный шаг в польском вопросе. 5 ноября 1916 г. австро-венгерский и германский генерал-губернаторы оккупированного Царства Польского от имени своих императоров огласили манифест о создании “самостоятельного государства” из польских земель, “вырванных из-под русского господства”. Создаваемое Польское королевство должно было стать наследственной монархией с конституционным строем. Точное определение его границ откладывалось на будущее, но было известно, что польские земли в составе Германии и Австро-Венгрии в него не войдут.

8 ноября 1916 г. германский генерал-губернатор, не дожидаясь образования каких-либо польских органов власти, призвал поляков вступать в Польские вооруженные силы. Его призыв не получил ожидаемого отклика, до конца войны в армию записалось всего лишь около 30 тыс. человек. Веры поляков обещаниям Центральных держав не прибавило и создание 15 января 1917 г. Временного государственного совета, наделенного правом совещательного голоса.

Державы Антанты признали акт 5 ноября незаконным. Однако этот шаг Центральных держав поставил Россию перед необходимостью предпринять контрмеры. Вначале российский премьер А.Трепов повторил содержавшееся в манифесте главнокомандующего Николая Николаевича обещание объединить все польские земли под скипетром Романовых, а в декабре 1916 г. уже сам император Николай II заявил, что одной из военных целей России является “создание свободной Польши, состоящей из всех трех частей, до сих пор разделенных”. На деле речь шла не о полной независимости Польши, а о предоставлении ей широкой автономии в рамках России, с которой ее связывала бы персональная уния. Конечно, это был бы шаг вперед в решении польского вопроса, поскольку Польше было обещано, что она “получит свое собственное государственное устройство, с собственными законодательными палатами и собственной армией”. Решение России получило поддержку ее союзников, которым оно давало большую свободу в использовании национального вопроса для дестабилизации противника, особенно Австро-Венгрии.

Польский вопрос на заключительном этапе войны.

До 1917 г. ни одно правительство в мире не признавало безоговорочно права польского народа на восстановление независимого государства в составе всех трех частей. Не оправдались надежды ни Ю.Пилсудского, ни Р.Дмовского, хотя, конечно, их усилия способствовали активизации национально-освободительного движения польского народа и привлечению к нему внимания мирового общественного мнения.

Важным рубежом в решении польского вопроса стала Февральская революция в России. 27 (14) марта 1917 г. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов принял обращение к “Народу польскому”, в котором говорилось, что “демократия России... провозглашает, что Польша имеет право быть совершенно независимой в государственно-международном отношении”.

Определило свою позицию в польском вопросе и Временное правительство. 29 (16) марта 1917 г. появилось его воззвание “К полякам”, в котором также шла речь о независимом польском государстве, но содержались и некоторые весьма существенные оговорки: оно должно находиться в “свободном военном союзе” с Россией, который был бы утвержден Учредительным собранием. В соответствии с позицией Временного правительства, определенная зависимость восстановленного польского государства нужна была для того, чтобы исключить опасность его перехода на враждебные России позиции.

Решения Петроградского Совета и Временного правительства увеличивала свободу маневра Англии и Франции в польском вопросе. Их больше не связывало обязательство перед Россией считать польский вопрос внутренним делом России. Возникли условия для его международного обсуждения и решения. В связи с тем, что в России была создана Польская ликвидационная комиссия для урегулирования всех вопросов польско-российских отношений и началась организация самостоятельной польской армии, французский президент Р.Пуанкаре в июне 1917 г. издал декрет о создании польской армии во Франции.

В апреле 1917 г. в войну вступили США, президент которых В.Вильсон еще в январе 1917 г. высказался за восстановление “объединенной, независимой, автономной” Польши, что свидетельствовало о его согласии с российской позицией того времени по польскому вопросу. Вступление в войну Америки резко сокращало шансы Четверного союза на победу, хотя окончательный перелом в ходе войны произошел только в 1918 г.

В сложившейся к лету 1917 г. ситуации вокруг польского вопроса ориентация на Центральные державы теряла смысл. В связи с этим Ю.Пилсудский вышел из состава Временного госсовета, а после того, как он вместе с частью легионеров отказался присягнуть на верность прежним союзникам, был арестован и заточен в крепость. Интернированию подверглись и поддержавшие его легионеры. Маневр Пилсудского позволил ему сохранить и укрепить свою популярность в обществе.

Берлин и Вена не оставляли попыток заручиться поддержкой поляков для своих планов. В сентябре 1917 г. ими были созданы новый Госсовет, Регентский совет и правительство. Эти органы зависели от оккупационных властей, были лишены свободы действий, тем не менее они положили начало формированию зачатков польской администрации.

Резко активизировалась деятельность поляков на Западе и за океаном. 15 августа 1917 г. был создан Польский национальный комитет (ПНК) во главе с Р.Дмовским. В течение сентября-ноября 1917 г. он был признан Францией, Великобританией, Италией и США в качестве “официальной польской организации”, но не правительства. Это позволило ПНК развернуть активную дипломатическую работу по подготовке международно-правовых условий для воссоздания независимого государства.

Пришедшие к власти в России в октябре 1917 г. большевики продолжили в польском вопросе линию Петроградского Совета. В опубликованной 15 ноября 1917 г. Декларации прав народов России провозглашалось “право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства”.

Вопрос о судьбе Польши обсуждался в ходе мирных переговоров Советской России с Центральными державами в Бресте. Параллельно шли переговоры Центральных держав с делегацией Украинской Народной Республики, завершившиеся 9 февраля 1918 г. соглашением о передаче Украине Холмщины, которую поляки считали этнически польской территорией. Это решение вызвало бурю возмущения в польском обществе и окончательно похоронило идею сотрудничества с Центральными державами.

3 марта 1918 г. был подписан Брестский договор, по которому Советская Россия признавала оккупацию Центральными державами Царства Польского. 29 августа 1918 г. был опубликован декрет Совнаркома об аннулировании всех договоров, заключенных правительствами бывшей Российской империи с Пруссией и Австрией относительно разделов Польши. Тем самым Россия отказывалась от любых притязаний на польские земли.

Однако ни Советская Россия, ни Центральные державы на заключительном этапе войны не оказывали уже серьезного воздействия на судьбу польского вопроса. Центрами его решения стали сама страна, а также державы Антанты и США. Особый резонанс в мире получило послание В.Вильсона конгрессу США в январе 1918 г. (так называемые четырнадцать пунктов Вильсона), тринадцатый пункт которого определял характер государственного строя и оптимальные границы будущего польского государства. Он гласил: “Должно быть организовано независимое Польское государство со включением в него территорий, населенных безусловно польским населением, причем этому государству должен быть обеспечен свободный и надежный выход к морю и его политическая и экономическая независимость и территориальная неприкосновенность должны быть обеспечены международным соглашением”. Этот пункт, после признания Австро-Венгрией и Германией программы Вильсона в качестве платформы для перемирия, стал тем международно-правовым положением, на основании которого мировое сообщество согласилось исправить несправедливость, допущенную по отношению к полякам при разделе Речи Посполитой и на Венском конгрессе 1815 г.

Образование независимой Польской Республики.

Создание общепольского правительства

Осенью 1918 г. стало совершенно очевидным скорое поражение Четверного союза. В Германии и Австро-Венгрии росли антивоенные настроения, стремление к демократическим переменам. Набирали силу национально-освободительные движения угнетенных народов.

В начале октября 1918 г. Регентский совет потребовал “создания независимого государства, охватывающего все польские земли с доступом к морю, политически и экономически самостоятельного”. Вслед за этим было сформировано новое правительство, изменен текст воинской присяги и издан декрет о формировании регулярной армии. Тем самым Регентский совет попытался полностью порвать с прежней политикой сотрудничества с оккупантами и приступить к созданию польской государственности.

28 октября 1918 г. правительство Австро-Венгрии обратилось к Антанте с предложением о прекращении военных действий. Известие об этом резко активизировало национально-освободительные движения всех народов двуединой монархии. 31 октября созданная за несколько дней до этого Польская ликвидационная комиссия взяла в свои руки власть в Кракове в качестве временного органа управления польскими землями разваливающегося государства Габсбургов.

Попытку создать общепольское правительство предприняли левые партии. В ночь с 6 на 7 ноября в Люблине ими было образовано Временное народное правительство Республики Польша во главе с лидером галицийских социалистов И.Дашиньским. Почти все его члены были тесно связаны с Ю.Пилсудским. Правительство провозгласило создание независимого польского государства, широкие демократические свободы и социальные права, национализацию лесов и некоторых видов крупной земельной собственности, заявило о намерении национализировать в будущем ряд отраслей народного хозяйства, провести аграрную реформу в интересах широких слоев крестьянства. Окончательное решение этих вопросов откладывалось до созыва сейма, выборы в который должны были быть проведены на демократической основе. Люблинское правительство просуществовало недолго и не сумело распространить свою власть на всю территорию страны.

10 ноября 1918 г. в Варшаву вернулся освобожденный из заключения Пилсудский. 11 ноября Регентский совет передал ему командование вооруженными силами. То же сделало и Люблинское правительство. 14 ноября Регентский совет самораспустился, предварительно заявив о передаче Пилсудскому всей полноты власти в стране.

18 ноября в Варшаве по инициативе Пилсудского было создано новое правительство во главе с социалистом Е.Морачевским, по партийному составу и программе деятельности практически идентичное Люблинскому правительству. Им были проведены многие из обещанных реформ: вводились 8-часовой рабочий день, больничное страхование, инспекция труда, минимальная зарплата на государственных предприятиях, охрана прав квартиросъемщиков, биржи труда и т.д. Радикализм правительства Морачевского отталкивал правые и центристские партии и имущие классы. Его не хотели признавать в Кракове и Познани, не было оно признано и державами Антанты и США, поддерживавшими ПНК. Отсутствие единой, общепризнанной в стране и за рубежом государственной власти, было крайне неблагоприятным для Польши, тем более, что еще не был решен вопрос ни об одной из ее будущих границ.

Ю.Пилсудский, назначенный 22 ноября 1918 г. временным начальником государства, активно искал контактов с национальными демократами. В январе 1919 г. в Варшаве имела место неудачная попытка государственного переворота. Воспользовавшись ею, Пилсудский отправил правительство Морачевского в отставку и поручил формирование нового кабинета И.Падеревскому. И.Падеревский входил в состав ПНК, но не разделял полностью взглядов эндеков. Новый премьер не имел опыта политической деятельности, но он был широко известен в стране и на Западе как выдающийся музыкант и горячий патриот, поддерживал тесные контакты с президентом В.Вильсоном и другими видными западными политическими деятелями. В качестве премьера Падеревский устраивал все основные польские политические силы и союзные державы. В свою очередь Р.Дмовский согласился на пополнение состава ПНК сторонниками Пилсудского и сохранение за последним поста начальника государства.

Результатом достигнутого компромисса явилась политическая и финансовая поддержка правительства средним и имущими классами, а также последовавшее в январе-феврале 1919 г. его официальное признание державами-победительницами (первыми это сделали США 30 января 1919 г), которые выразили готовность оказать ему финансовую и военную помощь.

Оформление основ строя парламентской демократии.

Образование независимой Польши происходило в обстановке активизации демократических и революционных настроений во всей Европе. Это сделало невозможным установление в Польше монархии, как того хотели консервативные круги.

Сторонниками революционного переустройства социально-экономических отношений и диктатуры пролетариата были СДКПиЛ и ППС-левица. В своей деятельности они пытались опереться на рабочий класс и Советы рабочих делегатов, начавшие создаваться с начала ноября 1918 г. на территории бывшего Царства Польского. Однако этим партиям, объединившимся 15 декабря 1918 г. в Коммунистическую рабочую партию Польши (с 1925 г. - Коммунистическая партия Польши, КПП), не удалось завоевать большинства в Советах (за исключением Домбровского бассейна) и превратить их в полноценные органы революционной власти. Этому мешала организационная слабость коммунистов, их нежелание решать аграрный вопрос в интересах всего крестьянства, недооценка значения для народа национальной независимости, приверженность идее “мировой революции”.

Социалисты и крестьянские партии, за которыми шла значительная часть трудящихся, признавая необходимость частичной национализации промышленности и радикальной аграрной реформы, решительно отрицали путь, избранный Россией после Октябрьской революции. Оптимальной формой государственного устройства для Польши они считали парламентскую республику.

Правые партии не были искренними сторонниками парламентской демократии, считая, что польское общество до нее еще не созрело. Но в условиях, когда подавляющее большинство общества видело в демократическом устройстве лучшую гарантию своего светлого будущего, а вокруг (в России, Германии, Венгрии) бушевали революционные бури, они предпочитали не демонстрировать свои истинные взгляды, использовали в своих названиях такие определения, как “народная”, “демократическая”.

Первой открытой пробой сил стали выборы в Законодательный сейм 26 января 1919 г. Их бойкотировали немецкое, часть еврейского и украинского населения, а также коммунисты, усматривавшие в них попытку буржуазии и помещиков отвлечь массы от революционной борьбы.

Большинство польского населения тех территорий, которые уже вошли в состав государства (бывшее Царство Польское и Малая Польша) приняло самое активное участие в выборах, рассматривая их как своеобразный плебисцит “за” или “против” национальной независимости. Избирательные списки были выставлены более чем 20 политическими группировками. Наибольшее количество голосов было получено национальными демократами и их союзниками. Значительного успеха добились крестьянские партии и социалисты. Но ни одна из политических группировок не получила абсолютного большинства мест в сейме, поэтому все правительства могли иметь только коалиционный или внепарламентский характер.

Собравшийся в феврале 1919 г. сейм подтвердил полномочия Пилсудского как начальника государства до момента принятия постоянной конституции и избрания на ее основе президента страны, а также принял закон о временной организации высшей власти, получивший название Малой конституции, который определял полномочия сейма, начальника государства и правительства.

Работа над конституцией заняла два года. Все это время в сейме и прессе шли горячие дискуссии о форме государственного устройства, полномочиях отдельных ветвей власти, принципах избирательного права. 17 марта 1921 г. сейм принял конституцию (она получила название “мартовской”). Это была одна из наиболее демократических конституций в мире на то время. Польша провозглашалась республикой, верховная власть в которой принадлежит народу. Органами народа в области законодательной являлся парламент, состоящий из двух палат - сейма и сената, в области исполнительной власти - президент и правительство, в области судебной власти - независимые суды. Выборы в парламент были всеобщими, равными, прямыми, пропорциональными при тайном голосовании. Не имели права голоса лица, находившиеся на действительной воинской службе.

Президент избирался парламентом. Он имел право выдвижения кандидатур премьера и министров, а также представлял государство на международной арене. Правительство было ответственно перед парламентом. Сейм, наделенный основными полномочиями в законодательной и контрольной областях, утверждал правительство и отдельных министров и имел право их смены. Особая позиция сейма в государстве закреплялась крайне сложной процедурой его досрочного роспуска.

Конституция провозглашала основные демократические права и свободы личности, равенство всех граждан страны, независимо от происхождения, национальности, языка, расы или религии. При этом предусматривалось, что римско-католическое вероисповедание будет занимать в государстве ведущее положение среди равноправных конфессий.

Все виды собственности объявлялись неприкосновенными. Нарушение этого права допускались только на основании закона, исходя из высших интересов общества, за соответствующую компенсацию.

Конституция закрепляла в Польше строй парламентской демократии, ключевую роль в котором играл сейм. Принятый на основании конституции закон о выборах позволял проводить в сейм своих представителей даже небольшим политическим партиям.

Борьба за границы II Речи Посполитой.

Вопрос о границах возрожденного государства относился к числу наиболее сложных. Поскольку западные державы считали, что Польша должна получить только области с преобладающим польским населением, то ее руководители не могли официально добиваться возвращения исторических территорий, утраченных в период с XIII по XVIII в. и имевших в начале ХХ в. в большинстве своем непольское население.

Компьенское перемирие предусматривало отвод германских войск на линию границ 1914 г. Но польское население Великой Польши и Верхней Силезии не желало мириться с немецким господством. В конце декабря 1918 г. началось восстание в Великой Польше, продолжавшееся до середины февраля 1919 г. В его ходе была освобождена почти вся область. Но формально, до мирной конференции в Париже, она продолжала оставаться в составе Германии.

Вопрос о польско-германской границе решался в Париже. Польская делегация добивалась возвращения всей Верхней Силезии, Восточного Поморья и Гданьска (Данцига), части Восточной Пруссии (Вармии, Мазур и Повислья). В этом ее поддерживала Франция, заинтересованная в максимальном ослаблении Германии, Англия же решительно этому противилась.

По Версальскому миру к Польше, помимо Великой Польши, отходила без всяких оговорок только часть Восточного Поморья. Гданьск получил статус вольного города под контролем Лиги наций. Вопрос о принадлежности Верхней Силезии и требуемых Варшавой районов Восточной Пруссии должен был решаться путем плебисцита.

Плебисцит в Вармии, Мазурах и Повислье был проведен 11 июля 1920 г. и Польшей проигран. Сложно решался вопрос о Верхней Силезии. В 1919 и 1920 г. созданные здесь с помощью польских спецслужб тайные военизированные организации поднимали восстания против правления Германии, надеясь, что Антанта признает территориальные притязания Польши. Плебисцит, состоявшийся 20 марта 1921 г., оказался неблагоприятным для Польши. За присоединение к ней проголосовало 480 тыс. человек, против - 700 тыс. Германия, поддерживаемая Англией и Италией, настаивала на признании результатов плебисцита, в соответствии с которыми к Польше отошли бы только несколько повятов. Польша требовала передачи ей всего силезского промышленного района, и в этом ее поддерживала Франция. Опасаясь неблагоприятного решения великих держав, польские политические и военные руководители Силезии по согласованию с Варшавой и с ведома французов приняли решение о начале третьего Силезского восстания. Оно продолжалось с 3 мая до конца июня 1921 г., когда по настоянию великих держав было заключено перемирие. Вопрос был передан на рассмотрение Лиги наций, принявшей в октябре 1921 г. решение о разделе Верхней Силезии. Польша получила 29 % плебисцитной области и 46 % населения. К ней отошла основная часть горнодобывающей и металлургической промышленности региона. В июле 1922 г. эта территория окончательно перешла под администрацию Польши, получив автономный статус. В г.Катовице был созван сейм Силеэии.

Серьезные трудности возникли при установлении польско-чехословацкой границы в Тешинской Силезии. Этот район со смешанным польско-чешско-немецким населением был весьма важным в экономическом отношении. Здесь были сосредоточены крупные месторождения высококачественного коксующегося угля, успешно развивалась черная металлургия, машиностроение, химическая и текстильная промышленность. Произведенное 5 ноября 1918 г. польскими и чешскими местными органами власти предварительное разграничение территории не устраивало пражское правительство, так как основная часть промышленности оказалась у поляков. 23 января 1918 г., за несколько дней до выборов в польский сейм, которые, в случае их проведения, юридически закрепляли бы вхождение большей части Тешинской Силезии в состав Польши, чешские войска неожиданно перешли разграничительную линию и повели успешное наступление. В конфликт вмешалась Антанта, предложив урегулировать территориальный спор путем плебисцита. Но он так и не был здесь проведен, а в июле 1920 г. Совет Послов Антанты принял решение о демаркации польско-чехословацкой границы в спорном районе без плебисцита. Польско-чехословацкий спор о границе отрицательно повлиял на отношения этих двух славянских государств в межвоенное двадцатилетие.

Если при определении северных, западных и южных границ Польша вынуждена была считаться с провозглашенным Антантой этническим принципом, то совершенно иной была ее политика на востоке.

В политических кругах Польши доминировали две концепции обеспечения национальной безопасности страны, расположенной между такими сильными державами, как Германия и Россия. Ю.Пилсудский главную опасность для Польши всегда видел в России. Поэтому он считал нужным максимально ослабить ее путем создания на национальных окраинах независимых государств. Литва и Белоруссия затем создали бы с Польшей федеративное государство, а с Украиной был бы заключен военнополитический союз. В случае такого развития событий, угроза Польше с востока была бы сведена к минимуму, что позволяло бы ей не опасаться и Германии.

Р.Дмовский и его сторонники основного врага Польши видели в Германии. Для успешного противостояния Берлину они считали необходимым добиться согласия России на присоединение ее отдельных областей на западе, до 1772 г. входивших в состав Речи Посполитой (части Литвы, Западной Белоруссии, Волыни), к Польше. Это привело бы к созданию сильного польского государства, имеющего добрососедские отношения с Россией и способного успешно противостоять натиску Германии.

Общим для авторов обоих подходов было убеждение в том, что Восточная Галиция, в которой преобладало украинское население, была неотъемлемой частью Польши. Иллюзорность расчетов на мирное решение галицийской проблемы стала очевидной еще до образования общепольского правительства. 18 октября 1918 г. Украинский национальный совет во Львове провозгласил создание независимого государства из всех украинских территорий Австро-Венгрии, а в ночь на 1 ноября украинский Военный комитет овладел Львовом. Вскоре украинские части контролировали всю Галицию от реки Збруч на востоке до реки Сан на западе. Государство получило название Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР).

Против этого государства активно выступили галицийские поляки, получавшие подкрепления из Малой Польши, Тешинской Силезии, бывшего Царства Польского. Боевые действия длились здесь до середины 1919 г. Поскольку в 1919 г. произошло объединение ЗУНР и Украинской Народной Республики, в военные действия были втянуты и петлюровские войска. Победа поляков стала возможной во многом благодаря переброске в Галицию польской армии из Франции, а также боевым действиям против ЗУНР Румынии, претендовавшей на северо-восточную Буковину.

В Белоруссии и Литве первые столкновения между Красной Армией и польскими военными отрядами произошли уже в конце 1918 г., в ходе установления здесь советской власти. Активные боевые действия между польской армией и воинскими частями Белорусской и Литовской советских республик начались в январе 1919 г. 19 апреля 1919 г. польские войска заняли Вильнюс, столицу созданной в феврале того же года Литовско-Белорусской ССР. В последующие месяцы они продвинулись еще дальше на восток, до линии рек Березина и Западная Двина, заняли Минск.

Парижская мирная конференция оставила открытым вопрос о восточных границах Польши в надежде, что окончательно он будет решен после падения советской власти в России. Такая позиция Антанты давала Пилсудскому возможность вести на востоке наступательные действия, чтобы реализовать свою концепцию безопасности. При этом польское военное командование всячески избегало тесного сотрудничества с белогвардейцами, сторонниками “единой и неделимой России”, и даже вело в 1919 г. тайные переговоры об условиях перемирия с представителем РСФСР Ю.Мархлевским. Во время наступления Деникина на Москву Пилсудский приостановил военные действия против Красной Армии, что позволило советскому командованию перебросить часть войск с Западного на деникинский фронт. После провала наступления Деникина переговоры с Мархлевским были прекращены и вновь начались военные действия.

Польский экспансионизм на востоке вызывал протесты политических элит проживавших здесь народов, их обращения к великим державам с просьбой дать им возможность реализовать право на национальное самоопределение. 8 декабря 1919 г. Верховный совет Антанты принял Декларацию по поводу временной восточной границы Польши, определившую в качестве этнической границы линию, проходившую через Гродно, Брест, восточнее Перемышля до Карпат (так называемая линия Керзона). Польское правительство могло создавать свою гражданскую администрацию только на территориях, лежащих к западу от нее.

Польша проигнорировала это решение Антанты, не очень настаивавшей на его безусловном исполнении. Не последовало положительной реакции и на неоднократные благоприятные в целом для Польши предложения советского правительства о мире. Пилсудский не верил Москве, опасался, что после победы в гражданской войне Красная Армия обрушится на Польшу, чтобы принести революцию в Европу. Поэтому он вел активную подготовку к реализации своего плана в отношении Украины. 21 апреля 1920 г. был подписан договор с С.Петлюрой, который за помощь в восстановлении его власти на Украине согласился уступить Польше Галицию и значительную часть Волыни. Наряду с политическим был подписан и военный договор, предусматривавший переход армии Петлюры под польское командование на период совместного наступления на Киев.

26 апреля 1920 г. началось польско-украинское наступление на Украине и уже 7 мая был взят Киев. Несмотря на видимые успехи, не удалось, однако, решить главной задачи - разгромить основные силы Красной Армии. Не сбылись также надежды на активную поддержку украинским народом Петлюры, которая могла бы дать ему возможность укрепить свою власть.

14 мая 1920 г. началось наступление Красной Армии в Белоруссии, а 26 мая на Украине. 10 июня польские войска оставили Киев и начали отступление по всему фронту, не менее стремительное, чем апрельское наступление. Такая тактика позволила польскому командованию сохранить живую силу своей армии, аналогично тому, как это было сделано чуть раньше советским командованием.

Особенно успешно действовали советские войска под командованием М.Тухачевского, которые в июле 1920 г. пересекли этническую границу Польши и подошли к Варшаве. В этот момент в советском руководстве получили преобладание сторонники “мировой революции”. Совершенно неожиданным для Москвы оказалось предложение Великобритании заключить мир с поляками взамен за передачу Советской России Восточной Галиции, на которую она не заявляла никаких претензий.

В ходе польского похода Красной Армии широкий размах получили мероприятия по установлению советской власти. 8 июля 1920 г. был создан Галицийский революционный комитет, а 30 июля в захваченном Красной Армией Люблине возник Польский временный революционный комитет (Польревком) во главе с Ю.Мархлевским, Ф.Дзержинским и Ф.Коном. Польревком провозгласил национализацию фабрик, шахт, поместий, отделение церкви от государства и светское образование. В качестве ближайшей политической задачи было выдвинуто создание Польской ССР.

Вторжение Красной Армии в этническую Польшу вызвало у поляков мощный патриотический подъем. Было создано коалиционное правительство национальной обороны во главе с лидером Польской крестьянской партии (ПСЛ)”Пяст” В.Витосом, а также сформирована более чем 100 тыс. добровольческая армия. Мужественно защищали Варшаву не только регулярные части, но и сформированные по инициативе Польской социалистической партии рабочие батальоны.

14 августа наступление Красной Армии было остановлено, а затем польские войска вынудили ее к поспешному отступлению. Фронт вновь стал перемещаться на восток. К середине октября 1920 г. он остановился на линии рек Десна-Збруч. В ходе контрнаступления Ю.Пилсудский приказал командиру Литовско-белорусской дивизии генералу Л.Желиговскому имитировать бунт и захватить Вильнюс с прилегающим районом, в июле 1920 г. взятые советскими войсками и переданные Литве. 9 октября 1920 г. Желиговский выполнил приказ. На захваченной им территории было создано эфемерное государство Средняя Литва, вошедшее в 1922 г. в состав Польши.

Польско-советская война завершилась подписанием 18 марта 1921 г. в Риге мирного договора. Было решено, что граница будет проходить от Западной Двины на юг к западу от Минска и на восток от Лунинца, через Острог до Збруча и по Збручу до Днестра.

Отдельными договорами были урегулированы границы с Латвией и Румынией. Литва не признала захвата Польшей Вильнюса и округа, и до 1938 г. между этими странами не было дипломатических отношений. Державы Антанты признали польскую восточную границу в 1923 г.

Определение восточной границы Польши завершило процесс ее возвращения на политическую карту мира в качестве самостоятельного, суверенного государства, активного участника международных отношений.

В результате дипломатических и военных усилий Польша сложилась как многонациональное государство. Национальные меньшинства, самыми крупными из которых были украинское (14,3 %), еврейское (7,8 %), немецкое (4,7 %) и белорусское (3,9 %) составляли более 30 % ее населения. На практике победила территориальная концепция Р.Дмовского. Польша была унитарным государством, отказывавшим меньшинствам не только в праве на самоопределение, но даже в территориальной и культурной автономии.

Силовое установление большей части границ Польши привело к напряженности и подозрительности в отношениях с большинством соседей, исключая, пожалуй, только Румынию и в определенной степени Латвию. Преимущественно профранцузская ориентация внешней политики в период становления государственности ограничивала свободу маневра в будущем, по мере того, как Франция теряла свои господствующие позиции на континенте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.