Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления о креативности. Диагностика креативности




Проблема диагностики школьной дезадаптации. Психодиагностические комплексы и их коррекционно - развивающие возможности.

Можно выделить основные проблемы психогенной школьной дезадптации:

• Несформированность элементов и навыков учебной деятельности. В основе могут быть особенности уровня развития интеллектуальной деятельности, с одной стороны, одаренность и высокий уровень способностей, с другой, задержка психического развития, которую часто путают с педагогической запущенностью ребенка.

• Несформированность мотивации учения. Различают первичную и вторичную.

• Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности.

• Неспособность войти в темп школьной жизни.

«Карты Стотта» предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. Организация диагностики и анализа проблем, вызывающих трудности адаптации, должна быть комплексной. Существуют психодиагностические комплексы (ПДК), разработанные Д. Элькониным, Л. Занковым, В.Давыдовым.

Эти ПДК содержат в себе коррекционно-развивающие возможности и составлены в соответствии с основными признаками качества подобных программ: релевантности, ориентированности на критерий развития и имеют способы качественного анализа результатов. Коррекционно-развивающая деятельность интеллектуальной сферы организуется в начальном звене школы.

В последние десятилетия в психодиагностике возникло и получило распространение критериально-ориентированное тестирование. КОРТ измеряет, что индивид знает или умеет делать по сравнению с тем, что он должен знать или уметь, чтобы успешно выполнить задачу. Интересную систему выявления трудностей предлагает М. Битянова.

 

 

Фигурный тест Н.Б.Шумаковой, тест Гилфорда, тест Торренса

Большой популярностью пользуется изучение особого типа общих способностей, называемого креативностью. Толчком для выделения этого типа способностей послужили сведения об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Было признано, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта — как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.

Дж. Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие:"беглость мысли", гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, фантастичность. Гилфорд объединил эти факторы под общим названием "дивергентного мышления", которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от "конвергентного мышления", ориентирующегося на известное или "подходящее" решение проблемы).

Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966 г. Они являются невербальными и предназначены для диагностики таких параметров мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше. Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

Процедуры измерения.

Торранс в интерпретации раскрывает содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристик креативности.

Каждую релевантную идею следует отнести к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, определить номера категорий ответов и баллы. Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.