Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чешская и словацкая культура межвоенного периода




Создание независимого государства чехов и словаков способствовало подъему их национальной культуры, что проявилось особенно в первое десятилетие его развития. По сравнению с предыдущим периодом усилились созидательные функции культуры, направленные на достижение национальной консолидации. Появились более благоприятные условия для ее всестороннего развития.

Чешская и словацкая культура развивалась исходя из потребностей общественного развития в новых условиях, черпая стимулы в национальных традициях и источниках, но не теряя при этом связей с другими европейскими культурами, особенно французской. Успехам национальных культур благоприятствовал достаточно высокий уровень образования и грамотности всех (особенно чешских) слоев общества. Была сформирована разветвленная структура школьного образования всех ступеней с применением самых современных методов обучения.

Существовала также широкая сеть учреждений культурно-просветительского характера. Чешскому обществу было свойственно уважительное отношение к образовательным и культурным ценностям, сформированное еще в эпоху национального Возрождения.

Художественная культура, изобразительное искусство развивались в тесном контакте с общеевропейскими творческими и идейными исканиями.

Популяризации культуры и научных знаний способствовали современные технические средства: кино, радио, а также многочисленные периодические издания на всех языках населявших страну национальных групп.

Идеалы гуманизма и современной демократии в литературе отстаивали получившую мировую известность писатели Я.Гашек и К.Чапек, критик Ф.К.Шальда, представители левых течений поэты И.Волькер, Я.Зейферт, В.Незвал.

В живописи наряду с такими признанными мастерами как художник М. Швабинский, работают последователи авангарда Э.Филла, Б.Кубишта, В.Шпала, Я.Зрзавы, Й.Чапек и др. В скульптуре заметный след оставили оригинальный традиционалист и мистик Ф. Билек, талантливые, тяготеющие к классическим образцам, монументалисты Я.Штурса и Й.Маржатка, авангардист О.Гутфройнд и др. Сюрреализм в изобразительном искусстве представляли Й.Штырский, И.Шима, М.Черминова (Туфйен).

Европейскую известность получили работы представителей чешской архитектурной школы Я.Котеры и Й.Гочара, П.Янака и др. Большой вклад в развитие современных течений внесла чешская школа модерна (сецессион), функционализма и конструктивизма.

К 30-м годам четко обозначилось идейное противостояние течений социалистического реализма ("Левый фронт"- первоначально "Девясил" и др.) и сюрреализма. Чешским вариантом сюрреализма в литературе можно считать родившееся в чешской среде течение, получившее название. поэтизм. У его истоков стояли В.Незвал и К.Тайге. Свою цель сторонники поэтизма видели в том, чтобы научить человека радоваться жизни, раскрепостить его творческие способности, пробудить фантазию и чувственность. Для них были свойственны поиск новых выразительных форм и тяга к экспериментированию, стремление к общей поэтизации процесса культурного творчества при одновременном подчеркивании эмоциональной и иррациональной сторон человеческого бытия, недооцениваемых социалистическим реализмом. В противовес моральной и общественной ответственности акцентировался сенсуалистский подход к жизни.

Большую известность приобрели композиторы Л.Яначек, И.Ферстер, Й.Сук, В.Новак, создавшие свою школу в музыке.

Успешно развивалась чешская наука, сосредоточенная в основном в университетах, прежде всего Карловом. Широкую известность приобрели работы в области естественных и технических наук, истории, социологии, археологии.

В межвоенное двадцатилетие постепенно набирала подъем и словацкая культура, испытывавшая партнерскую поддержку чешской культуры. Были созданы условия для формирования словацкой национальной интеллигенции. Исчезла угроза мадьяризации словаков, хотя политика “чехословакизма” проявила себя и в сфере культуры.

Взаимное сотрудничество и взаимодействие чешской и словацкой культур благоприятно сказывалось на обеих сторонах. Установившиеся непосредственные контакты с европейскими прогрессивными течениями способствовали постепенному преодолению консервативных и клерикальных настроений в словацкой среде. В Словакии во многом заново создавалась система образования, открывались сотни новых школ, средних учебных заведений. Был создан словацкий университет им. Я.А.Коменского в Братиславе. Огромное значение имело открытие словацких национальных театров в Братиславе и Кошице, а также возобновление деятельности Словацкой Матицы как ведущего культурно-просветительного и научного центра. С полным основанием можно говорить об ускорении культурной консолидации Словакии и преодолении последствий прежнего несвободного развития. Стали издаваться многочисленные журналы с культурной тематикой.

Старшее поколение словацких писателей развивало традиции критического реализма. Назовем М.Кукучина, Тимраву (Б.Сланчикову), Й.Тайовского, Е.Шолтесову, Я.Есенского, Л.Нагаши-Йеге, Г.Грегорову и др. Позиций национализма придерживался М.Разус, а также группа клерикальной ориентации, объединившаяся вокруг журнала "Ватра" (М.Урбан, А.Жарнов и др.). Весьма оригинальным по характеру было творчество Й.Цигера-Гронского. Пролетарское течение в словацкой литературе представляли Я.Поничан, П.Йилемницкий, Ф.Крал, Е.Уркс.

Авангардистские поиски в литературе вели Я.Смрек, Э.Лукач, Й.Алекси, И.Хорват, Г.Вамош и др.) К сюрреалистическому направлению в Словакии можно причислить Р.Фабри, В.Ризела, Ш.Жари, Й.Енко, П.Бунчака и др.

В изобразительном искусстве яркий след оставили такие художники, как М.Бенка, Л.Фулла, К.Сокол (затем работал в Мексике), М.Галанда, Я.Желибский, Ц.Майерник (последние двое в годы второй мировой войны жили и работали в Праге), скульпторы Я.Кониарек, Ф.Штефунек, Й.Костка, Р.Прибиш, Ф.Гибала и др.

Словацкие архитекторы и строители возвели комплекс международной ярмарки на набережной Дуная в Братиславе.

В музыке продолжали творить представители старшего поколения В.Фигуш-Быстрый, М.Мойзес, М.Шнайдер-Трнавский. Младшее поколение представляли А.Мойзес, Я.Циккер и приобретший наибольшую известность Э.Сухонь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.