Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чехи и словаки в 1990-е годы




Вступление Чехословакии в новый этап развития сопровождалось коренными преобразованиями практически во всех сферах жизни. В области экономики ставка была сделана на приоритетное развитие частной собственности, предпринимательства и конкуренции при существенном сокращении доли государственных затрат.

Начало трансформации отношений собственности было положено в 1990 г. в связи с реализацией программы чековой приватизации, предложенной министром финансов Вацлавом Клаусом. За сравнительно небольшую сумму граждане страны получали возможность приобрести чековую книжку, посредством которой могли стать совладельцами акций того или иного приватизируемого предприятия. Уже первый этап чековой приватизации продемонстрировал поддержку нового курса широкими слоями населения, около 70 % жителей стали акционерами. Быстрыми темпами формировался рынок ценных бумаг. Преобразованию централизованной экономики в рыночную способствовала также развернувшаяся после революции так называемая “малая” приватизация, в ходе которой из государственной собственности были вычленены и проданы на аукционах небольшие магазины, предприятия сферы бытовых услуг и т.д. Началась реституция, то есть возврат бывшим владельцам некогда национализированного имущества.

Успех коренных экономических преобразований с адресной, а не анонимной ориентацией (в частности, купонные чековые книжки оформлялись на конкретное имя) бесспорно способствовал популярности реформаторов и их победе на первых после “бархатной” революции выборах в законодательные органы, состоявшихся в июле 1990 г. Движения “Гражданский форум” и “Общественность против насилия” завоевали подавляющее большинство голосов избирателей. Помимо них влиятельной частью политического спектра стали также Христианско-демократическая уния, Моравско-силезское движение, Христианско-демократическое движение в Словакии, партия зеленых и т.д. Именно эти организации составили основу правительственной коалиции. С ними солидаризовался и президент Гавел. Своеобразным закреплением итогов парламентских выборов стало повторное избрание В. Гавела президентом Чешской и Словацкой Федеративной Республики (таким стало официальное название Чехословакии с весны 1990 г.).

В послевыборный период движениям “Гражданский форум” и “Общественность против насилия” в сложных условиях коренных преобразований не удалось справиться с обстановкой и ростом национальных противоречий чехов и словаков. Эти движения представляли собой скорее свободный конгломерат антикоммунистических организаций и групп, имевших различные подходы к решению практических проблем государственного строительства. Вскоре после выборов в парламент “Гражданский форум” распался на ряд политических партий.В их числе наиболее влиятельным было либеральное по ориентации “Гражданское движение”, а также самая крупная по численности Гражданская демократическая партия (ГДП), исповедывавшая идеологию современного реализма. Ее лидер В.Клаус, прагматик-технократ, отстоял собственную концепцию радикальной экономической реформы, состоявшей в ускоренной приватизации и ослаблении экономической роли государства. Третьей силой, выделившейся из “Гражданского форума”, стал “Гражданский демократический альянс” (ГДА), исповедовавший ценности западного консерватизма.

Последствия реформ в экономике неблагоприятно сказались в большей мере на положении Словакии. Целые словацкие регионы оказались в состоянии экономической депрессии. В этих условиях после распада словацкой ОПН массовой поддержки добился известный политик Владимир Мечиар, председатель партии Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Правые силы в Словакии не получили поддержки. Мечиар возглавил движение словаков за национальный суверенитет в противовес сторонникам чехо-словацкой федерации. За независимость Словакии выступили и словацкие эмигранты из рядов Словацкой Лиги в Канаде и США, а также Всемирный словацкий конгресс. Требование полной независимости Словакии поддерживала вначале незначительная часть словацкого общества. Лишь после выборов 1990 г. это требование стало программным в деятельности Словацкой национальной партии и ряда других партий и группировок.

В начале 90-х гг. словацкая сторона усиливала давление на Прагу, добиваясь от нее гарантии равных возможностей в федерации. Обострение межнациональных отношений стало заметным уже весной 1990 г., когда в федеральном собрании обсуждался вопрос о смене названия государства. Словацкая сторона упорно настаивала на изменении написания названия страны на Чехо-Словакия. Тогда же в Братиславе состоялись первые демонстрации с требованием полного суверенитета Словакии. После принятия компромиссного названия Чешская и Словацкая Федеративная Республика началась новая тяжба о повторном разделении компетенций между чешским правительством П.Питгарта и словацким правительством В.Мечиара. Временным компромиссом явилось принятие в декабре 1990 г. закона о компетенциях, существенно ограничивавшего полномочия федеральных органов власти.

Весной 1991 г. правительство Мечиара вынуждено было подать в отставку, его заменил кабинет во главе с Я. Чарногурским. Он выступил с инициативой заключения особого чешско-словацкого договора, пока не будет принята конституция. Это требование было принято чехами. Но тем временем в Словакии все шире укреплялся лозунг создания суверенной республики. Словацкая сторона долгое время рассчитывала на то, что чехи пойдут на образование конфедерации, однако большинство чешских политических партий уже накануне выборов 1992 г. в парламент отвергли этот вариант как неприемлемый. Таким образом вопрос о будущем федеративного государства был предрешен, хотя это вовсе не означало фатальной неизбежности распада Чехословакии в 1992 г. Камнем преткновения для чешской стороны стало настоятельное требование Словакии предоставления ей самостоятельности в вопросах внешней политики.

Затянувшаяся конфронтация достигла своего апогея на выборах 1992 г. В Чешской Республике успеха добилась Гражданская демократическая партия (около 30 % голосов), в Словакии перевес оказался за Движением за демократическую Словакию во главе с В.Мечиаром. Было очевидно, что эти силы преследуют различные политические и экономические цели, и создание полноценного в функциональном отношении федерального правительства было проблематичным. В такой обстановке победившие на выборах лидеры в результате серии переговоров пришли к решению о разделе федерации. 25 ноября 1992 г. федеральное собрание приняло решение о прекращении федерации двух народов. Спустя три недели Чешский национальный совет узаконил конституцию Чешской Республики.

С 1 января 1993 г. на карте Европы вместо бывшей чехословацкой федерации появились два новых государства: Чешская Республика и Словацкая Республика. Их территория и географическое положение остались прежними, однако геополитическая ситуация и условия государственного развития претерпели существенные изменения.

Современное положение Чешской Республики

Территория Чешской республики составила 78 864 кв. км. (19 место в Европе, в то время как Чехословакия занимала 14 место) с населением 10,3 млн., причем практически однородным в национальном отношении (95 % чехов).

Во многом изменились и внешнеполитические приоритеты Чехии. В первые годы независимости чешские лидеры приступили к активному поиску новых концепций обеспечения национальной безопасности. После 1989 г. лидеры Чехословакии, Венгрии и Польши, вышедшие в основном из диссидентов и установившие ранее контакты, взяли курс на более тесное сотрудничество этих государств. Их усилия были направлены на совместное решение идентичных в этом регионе проблем, как в общественной, так и в экономической сфере. Это привело к созданию “Вышеградской тройки” (после распада Чехословакии ставшей четверкой), названной по месту встречи руководителей государств в венгерском городе Вышеграде. В конце 1992 г. ими был подписан Центрально-европейский договор о свободной торговле, приведший к либерализации внешней торговли между этими странами с 1 января 1998 г.

Однако более четкая программа взаимного сотрудничества так и не была выработана. Текущие государственные проблемы и стремление как можно скорее включиться в существующие развитые западноевропейские структуры не способствовали укреплению сотрудничества стран - членов Вышеградской группы. Распад Чехословакии означал ослабление планов взаимного сотрудничества центральноевропейских государств, поскольку на этом этапе усилились тенденции поиска этими странами индивидуальных путей в западно-европейские структуры. Члены Вышеградской группы в определенной мере становились конкурентами.

Внешнеполитическая активность Чехии развивается по нескольким направлениям. Она является членом ОБСЕ, институциональный процесс оформления которого начался с принятия в ноябре 1990 г. Парижской хартии о новой Европе. Первым местом пребывания постоянного секретариата ОБСЕ стала Прага. Чешская Республика, исходя из унаследованного ею экономического потенциала, имеет больший шанс в числе первых государств войти в Европейское экономическое сообщество. В Праге господствует убеждение, что с геополитической точки зрения Чехия уже отдалилась от той части придунайского региона, которая непосредственно граничит с поясом нестабильности в Восточной и Юго-Восточной Европе и что ее место в ряду стабильных центральноевропейских государств. Чешская дипломатия настойчиво стремилась “достучаться в двери” НАТО. Существующие неясности в отношениях и противоречия Чешской и Словацкой республик теперь предстоит решать уже на международном уровне.

На Мадридском саммите Северо-атлантического альянса, состоявшемся в июле 1997 г., Чешской республике последовало, наконец, от лица Х. Соланы приглашение вступить в НАТО. Чешская сторона переживает ныне ратификационный период интеграции в НАТО. Этот процесс должен завершиться в 1999 г., когда Чешская Республика будет принята в члены альянса по случаю 50-й годовщины его создания.

По данным на 1996 г., во внешнеэкономических связях ЧР доминируют страны с развитой рыночной экономикой как в сфере чешского экспорта (63,6 %), так и импорта (70,4%). ФРГ является ее крупнейшим торговым партнером, доля которого в чешском экспорте составляет 36,5 %, а в импорте — 30%. Путь Чешской республики в общеевропейские структуры мыслится прежде всего при германской поддержке.

Часть общества даже высказывает опасения относительно превращения ее в сателлита этого экономически самого мощного европейского государства. Европейские страны с переходной экономикой (включая страны СНГ) занимают второе место по внешнеторговым показателям (30,3 % чешского экспорта и 23,4 5 импорта). В общем внешнеторговом балансе Чешской республики со странами СНГ Россия занимает первое место, а Украина — второе. Традиционнымими партнерами Чешской республики являются также страны Вышеградской группы (Словакия, Польша, Венгрия и Словения).

На парламентских выборах в конце мая — начале июня 1996 г. Гражданская демократическая партия (ГДП) получила 29,6 % голосов, социал-демократы — 26,5 %, Компартия Чехии и Моравии — 10,5 %, Республиканское объединение в союзе с Республиканской партией — 8,4 %, Христианско-демократическая уния вместе сЧехословацкой народной партией — 7,9 %, Гражданский демократический альянс (ГДА) — 6 %.

Вопреки результатам выборов (в целом — в пользу оппозиционных партий во главе с социал-демократами) была сформирована правящая коалиция из трех правоцентристских партий — ГДП, христианских демократов и ГДА. Лидер ГДП В. Клаус вновь стал премьер-министром коалиционного правительства. Это было правительство практически парламентского меньшинства, заручившееся поддержкой социал-демократов, и удержалось у власти оно недолго. В конце ноября 1997 г. по настоянию президента В. Гавела ему пришлось уйти в отставку из-за допущенных нарушений в финансировании ГДП и в ходе приватизации. Было сформировано полупарламентское (наполовину назначенное президентом) правительство Й. Тошовского, ранее управляющего Чешским национальным банком. В январе 1998 г. его состав был, наконец, одобрен парламентом при поддержке ГДА, христианских демократов, вышедшей из ГДП Унии свободы и социал-демократов. Ранее ведущая партия Клауса — ГДП, переживающая ныне раскол, коммунисты и республиканцы отказали правительству в поддержке.

Тогда же последовало решение о назначении на июнь 1998 г. досрочных выборов в парламент.

В январе 1998 г. В. Гавел вновь был избран (во втором туре) президентом Чешской республики, получив в парламенте незначительный перевес голосов.

Современное положение Словацкой Республики

Словацкая республика занимает территорию 49 036 кв. км. с населением 5,3 млн. (на 1 января 1993 г.) В отличие от Чехии Словакия - многонациональное государство (85,7 % - словаки, 10,8 % - венгры, 1,1 % - чехи и т.д.).

Первой заметной пробой партийно-политических сил в Словацкой республике стали досрочные парламентские выборы, состоявшиеся осенью 1994 г. На них вновь победило Движение за демократическую Словакию В. Мечиара. Вместе с Крестьянской партией Словакии ДЗДС получило 35 % голосов. В Национальный совет (парламент) вошли также: “Общий выбор” (коалиция партий демократической левой, социал-демократической партии Словакии, партии зеленых, движение крестьян) - 10,4 % голосов; Коалиция партий венгерского меньшинства - 10,2 % голосов; Христианско-демократическое движение - 10 % голосов; Демократическая уния Словакии - 9 %, Союз рабочих Словакии - 7,3 % и др. Председатель ДЗДС В.Мечиар вновь сформировал правительство, сумев привлечь в коалицию Словацкую национальную партию и Союз рабочих Словакии.

В июне 1994 г. на заседании Совета Европы в Каннах премьер Словакии В. Мечиар подал официальное заявление о приеме Словацкой республики в Европейский союз, в ноябре того же года им же был сделан доклад об экономическом положении Словацкой республики в Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Париж). Согласно данным статуправления, в Словакии к этому времени было зарегистрировано 289000 предпринимателей.

К концу 1994 года Словацкая республика получила дипломатическое признание 122 государств. Словакия унаследовала весь сложный комплекс отношений с венгерской стороной, в том числе проблемы, связанные с завершением строительства крупнейшей на Дунае гидроэлектростанции Габчиково-Надьмарош. Последняя стала яблоком раздора в отношениях двух соседних государств. Переговоры о заключении договора о дружбе и сотрудничестве между ними завершились лишь в марте 1995 г., когда в Париже был подписан договор о добрососедстве.

В связи с истечением срока конституционных полномочий в начале марта 1998 г. последовала отставка президента М. Ковача. Его функции согласно конституции временно перешли к премьеру В. Мечиару. В отличие от Чешской республики общественность в Словакии более решительно высказывается против интеграции страны в НАТО. А в политическом отношении она все более отдаляется от Чешской республики. Очередные парламентские выборы в Словакии состоятся осенью 1998 года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.