Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие первое 3 страница. – трудно сказать. Одни монархи страдают потерей памяти, другие, думаю, наоборот, и память у них




 

Розенкранц

– Примерно сколько?

 

Гильденстерн

– Трудно сказать. Одни монархи страдают потерей памяти, другие, думаю, наоборот, и память у них...

 

Розенкранц

– Да, но...

 

Гильденстерн

–...слоновья.

 

Розенкранц

– Меня не размер интересует, меня интересует – сколько?

 

Гильденстерн

– Памятливый – он очень памятливый король. Можно сказать, царственный должник...

 

Розенкранц

– Ты, собственно, о чем?

 

Гильденстерн

– Слова, слова. Это все, на что мы можем рассчитывать.

Пауза.

 

Розенкранц

– Может, надо что‑нибудь сделать? Что‑нибудь конструктивное? А?

 

Гильденстерн Что? Маленькую плоскую пирамиду из человеческих тел?

 

Розенкранц

– Может, сходить?

 

Гильденстерн

– Куда?

 

Розенкранц

– За ним.

 

Гильденстерн

– Зачем? Сами нас найдут. Не то будем тут кружить всю ночь, наступая друг другу на пятки.

 

Расходятся в разные стороны.

 

Розенкранц (у рампы).

– Смешно. (Оборачивается.) Чувствую себя точно зритель – скверное дело. Это выносимо, только ежели свято веришь, что сию минуту явится кто‑нибудь, кто тебя заинтересует...

 

Гильденстерн

– Видишь кого‑нибудь?

 

Розенкранц

– Нет, а ты?

 

Гильденстерн

– Тоже. (Двигаясь к рампе.) Это довольно изощренная пытка, когда тебя заводят, а куда пустят, не говорят... (Пауза.) У нас нет практики.

 

Розенкранц

– Может, поиграем в вопросы?

 

Гильденстерн

– А что это даст?

 

Розенкранц

– Практику!

 

Гильденстерн

– Не вопрос! Один – ноль.

 

Розенкранц

– Свинство.

 

Гильденстерн

– Почему?

 

Розенкранц

– Я же еще не начал.

 

Гильденстерн

– Не вопрос. Два – ноль.

 

Розенкранц

– А это считается?

 

Гильденстерн

– Что?

 

Розенкранц

– Это считается?

 

Гильденстерн

– Очко. За повторение. Три – ноль. Кон.

 

Розенкранц

– Раз так, я не играю.

 

Гильденстерн

– Чья очередь?

 

Розенкранц

– А?

 

Гильденстерн

– Очко. Не акай. Ноль – один.

 

Розенкранц

– Кто теперь?

 

Гильденстерн

– Почему?

 

Розенкранц

– Почему нет?

 

Гильденстерн

– Зачем?

 

Розенкранц

– Очко. Без синонимов! Один – один.

 

Гильденстерн

– Что, во имя неба, происходит?

 

Розенкранц

– Очко. Без риторики! Два – один.

 

Гильденстерн

– И чем все это кончится?

 

Розенкранц

– Не догадываешься?

 

Гильденстерн

– Это ты меня спрашиваешь?

 

Розенкранц

– А тут есть другие?

 

Гильденстерн

– Кто?

 

Розенкранц

– Откуда мне знать?

 

Гильденстерн

– Зачем же спрашиваешь?

 

Розенкранц

– Ты это серьезно?

 

Гильденстерн

– А это не риторический вопрос?

 

Розенкранц

– Нет.

 

Гильденстерн

– Не вопрос. Два – два. Поровну.

 

Розенкранц

– Что это с тобой нынче?

 

Гильденстерн

– Когда?

 

Розенкранц

– Что?

 

Гильденстерн

– Да ты не оглох ли?

 

Розенкранц

– Не сдох ли?

 

Гильденстерн

– Да или нет?

 

Розенкранц

– А разве есть выбор?

 

Гильденстерн

– А Бог есть?

 

Розенкранц

– Очко. Не трепли всуе. Три – два. Кон.

 

Гильденстерн (серьезно).

– Как твое имя?

 

Розенкранц

– А твое?

 

Гильденстерн

– Я первый спросил.

 

Розенкранц

– Не вопрос. Один – ноль.

 

Гильденстерн

– Как тебя называют дома?

 

Розенкранц

– А тебя?

 

Гильденстерн

– Когда я дома?

 

Розенкранц

– Дома тебя зовут по‑другому?

 

Гильденстерн

– Где – дома?

 

Розенкранц

– У тебя нет дома?

 

Гильденстерн

– Почему ты спрашиваешь?

 

Розенкранц

– К чему ты клонишь?

 

Гильденстерн (с нажимом).

– Как тебя зовут?

 

Розенкранц

– Уже было. Два – ноль. В мою пользу.

 

Гильденстерн (глядя на него с яростью).

– КЕМ ТЫ СЕБЯ ВООБРАЖАЕШЬ?!

 

Розенкранц

– Риторика. Я выиграл. (Пауза.) Чем все это кончится?

 

Гильденстерн

– Вот вопрос.

 

Розенкранц

– Вопрос вопросов.

 

Гильденстерн

– По‑твоему, это имеет значение?

 

Розенкранц

– А для тебя это ничего не значит?

 

Гильденстерн

– А почему это должно значить?

 

Розенкранц

– Какое имеет значение, что это значит?

 

Гильденстерн (поддразнивая).

– Значит, для тебя ничего не значит, какое это имеет значение?

 

Розенкранц (резко оборачиваясь).

– Что все это означает?!

 

Пауза.

 

Гильденстерн

– Не имеет значения.

 

Розенкранц (голосом вопиющего в пустыне).

–...Что это за игра?

 

Гильденстерн

– И какие у нее правила?

 

Из кулисы в глубине сцены появляется Гамлет, он бредет через сцену, читая книгу; Гильденстерн замечает его в последнюю минуту, когда он уже исчезает.

 

(Быстро.)

– Розенкранц!

 

Розенкранц (подпрыгивает).

– Что?

 

Гамлет выходит. Гильденстерн и Розенкранц обмениваются довольными улыбками.

 

Гильденстерн

– Ну, как получается?

 

Розенкранц

– Сам видишь.

 

Гильденстерн

– Естественно?

 

Розенкранц

– Инстинктивно.

 

Гильденстерн

– Дошло?

 

Розенкранц

– Снимаю шляпу.

 

Гильденстерн

– Пожмем руки.

 

Они пожимают друг другу руки.

 

Розенкранц

– Теперь дай я попробую – Гильденстерн!

 

Гильденстерн

– Постой, не так – захвати меня врасплох...

 

Розенкранц

– А, понял.

 

Они расходятся. Пауза.

 

(Обращаясь к Гильденстерну.)

– Готов?

 

Гильденстерн (взрываясь).

– Идиот!

 

Розенкранц

– Прости.

 

Пауза.

 

Гильденстерн (внезапно).

– Гильденстерн!

 

Розенкранц

– Что? (И сразу падает духом.)

 

Гильденстерн (с отвращением).

– Бессмысленно. Ты ни на что не годен. Чего ж ты хочешь?..

 

Розенкранц (тихо).

– Хочу быть дома и лежать в постели...

 

Гильденстерн (обессиленно).

– О, даждь нам днесь семь дней в неделю...

 

Слышны шаги.

 

Розенкранц

– Кто это там?

 

Гильденстерн

– Ты его не узнал?

 

Розенкранц

– Он – меня.

 

Гильденстерн

– Он тебя не видел.

 

Розенкранц

– Я его тоже.

 

Гильденстерн

– Ну, еще увидитесь. Я едва его узнал, так изменился.

 

Розенкранц

– Ты так считаешь?

 

Гильденстерн

– Полная метаморфоза.

 

Розенкранц

– С чего ты взял?

 

Гильденстерн

– Внутренне и внешне.

 

Розенкранц

– Ясно.

 

Гильденстерн

– Совершенно другой человек.

 

Розенкранц

– Изменился.

 

Гильденстерн

– Я так считаю.

 

Слышны шаги.

 

– Выяснить, что его давит...

 

Розенкранц

– Меня?

 

Гильденстерн

– Его.

 

Розенкранц

– Как?

 

Гильденстерн

– Вопрос и ответ. Старый добрый способ.

 

Розенкранц

– Он помешался.

 

Гильденстерн

– Ты спрашивай – я буду отвечать.

 

Розенкранц

– Это уже не он, знаешь.

 

Гильденстерн

– Сейчас он – это я. Шаги.

 

Розенкранц

– Тогда кто я?

 

Гильденстерн

– Ты – это ты.

 

Розенкранц

– А ты – это он?

 

Гильденстерн

– Почти.

 

Розенкранц

– Ты что, свихнулся?

 

Гильденстерн

– Это идея. Готов?

 

Розенкранц

– Постой чуть‑чуть.

 

Гильденстерн

– Я свихнулся.

 

Розенкранц

– Я вижу.

 

Гильденстерн

– Выясняй, каким образом.

 

Розенкранц

– Ясно.

 

Гильденстерн

– Вопрос и ответ.

 

Розенкранц

– Как я должен начать?

 

Гильденстерн

– Обратись ко мне.

 

Розенкранц

– Мой милый Гильденстерн!

 

Гильденстерн (спокойно).

– Ты что – все забыл?

 

Розенкранц

– Мой милый Розенкранц!

 

Гильденстерн (сохраняя контроль).

– Похоже, ты не все понял как следует. Попытайся представить, что я отвечаю за него, а ты задаешь мне вопросы. Не мне, а ему.

 

Розенкранц

– А‑а... Готов?

 

Гильденстерн

– Ты понял, что нужно?

 

Розенкранц

– Что?

 

Гильденстерн

– Ты что – совсем дурак?

 

Розенкранц

– Пардон?

 

Гильденстерн

– Ты что, оглох?

 

Розенкранц

– Как ты сказал?

 

Гильденстерн (увещевающе).

– Не сейчас...

 

Розенкранц

– Не вопрос. Очко!

 

Гильденстерн (кричит).

– Не сейчас! (Пауза.) Если у меня и были какие сомнения, верней, надежды, то теперь – кончено. Что вообще может быть у нас общего, кроме этой ситуации? (Они расходятся и садятся.) Может, он выйдет оттуда?

 

Розенкранц

– Нужно сматываться?

 

Гильденстерн

– Почему?

 

Пауза.

 

Розенкранц (оживляется, щелкает пальцами).

– О! Ты имел в виду, ты будешь им, а я должен задавать вопросы!

 

Гильденстерн (сухо).

– Превосходно.

 

Розенкранц

– Ты сбил меня с панталыку.

 

Гильденстерн

– Похоже на то.

 

Розенкранц

– Как мне начать?

 

Гильденстерн

– Обратись ко мне.

Они становятся лицом друг к другу.

 

Розенкранц

– Мой досточтимый лорд!

 

Гильденстерн

– Мой милый Розенкранц!

 

Пауза.

 

Розенкранц

– А я в таком случае должен стать тобой?

 

Гильденстерн

– Конечно нет. Впрочем, если хочешь. Продолжай.

 

Розенкранц

– Вопрос – ответ.

 

Гильденстерн

– Да.

 

Розенкранц

– Ага. Мой досточтимый лорд!

 

Гильденстерн

– Да, мой друг!

 

Розенкранц

– Как поживаете?

 

Гильденстерн

– Помешался.

 

Розенкранц

– Действительно? Каким образом?

 

Гильденстерн

– Я изменился.

 

Розенкранц

– Внутри или снаружи?

 

Гильденстерн

– И – и.

 

Розенкранц

– Понятно. (Пауза.) Не так уж ново.

 

Гильденстерн

– Переходи к деталям. Копни. Разнюхай подоплеку.

 

Розенкранц

– Итак – итак, ваш дядюшка – король Дании.

 

Гильденстерн

– А до него – отец.

 

Розенкранц

– Его отец до него?

 

Гильденстерн

– Нет, мой отец.

 

Розенкранц

– То есть как же это?..

 

Гильденстерн

– Невольно задаешься вопросом...

 

Розенкранц

– Позвольте мне напрямик. Ваш отец был королем. Вы – единственный сын. Ваш отец умирает. Вы – совершеннолетний. Ваш дядюшка становится королем.

 

Гильденстерн

– Точно.

 

Розенкранц

– Необычно.

 

Гильденстерн

– Более чем.

 

Розенкранц

– Именно. Где вы были в это время?

 

Гильденстерн

– В Германии.

 

Розенкранц

– Значит – узурпация?

 

Гильденстерн

– Он просочился.

 

Розенкранц

– Это напоминает...

 

Гильденстерн

– Естественно.

 

Розенкранц

– Не хотелось бы быть неделикатным, но...

 

Гильденстерн

– Это общеизвестно.

 

Розенкранц

– Брак вашей матушки...

 

Гильденстерн

– Он просочился.

 

Шаги.

 

Розенкранц (потупясь).

– Его тело было еще теплым.

 

Гильденстерн

– Ее тоже.

 

Розенкранц

– Необычайно.

 

Гильденстерн

– Непочтенно.

 

Розенкранц

– Поспешно.

 

Гильденстерн

– Подозрительно.

 

Розенкранц

– Заставляет задуматься.

 

Гильденстерн

– Не думайте, что я не задумывался.

 

Розенкранц

– И это с братом мужа.

 

Гильденстерн

– Близкий родственник.

 

Розенкранц

– Она пошла к нему – ‑

 

Гильденстерн

– Слишком близкий.

 

Розенкранц

– За утешением.

 

Гильденстерн

– Скверная история.

 

Розенкранц

– Похоже.

 

Гильденстерн

– Кровосмешение и адюльтер.

 

Розенкранц

– Вы так далеко заходите?

 

Гильденстерн

– Я? Никогда.

 

Розенкранц

– Подведем итоги. Ваш отец, которого вы любите, умирает. Вы наследник престола. Вы возвращаетесь, чтоб увидеть, что его тело еще не остыло, а младший брат уже забрался на его трон и в его простыни. Оскорбляя физические и нравственные законы. Одновременно. Но почему вы все‑таки ведете себя столь странным образом?

 

Гильденстерн

– Понятия не имею. (Пауза.) Впрочем, вся эта история известна каждой собаке. И все же за нами послали. И мы прибыли.

 

Розенкранц (насторожившись, прислушивается).

– Слушай! Кажется, музыка,

 

Гильденстерн

– И мы здесь.

 

Розенкранц

– Точно оркестр – кажется, я слышу оркестр.

 

Гильденстерн

– Розенкранц...

 

Розенкранц (автоматически, весь поглощенный звуками музыки).

– Что?

 

Пауза, звуки умолкают.

 

Гильденстерн (с гримасой).

– Гильденстерн...

 

Розенкранц (раздраженно).

– Что?

 

Гильденстерн

– Неужто для тебя и в самом деле нет разницы?

 

Розенкранц (оборачиваясь, тупо).

– А?

 

Пауза.

 

Гильденстерн

– Сходи посмотри – он еще там?

 

Розенкранц

– Кто?

 

Гильденстерн (жест за кулисы).

– Там.

Розенкранц направляется в глубь сцены, к кулисе; смотрит, потом возвращается и докладывает.

 

Розенкранц

– Так точно.

 

Гильденстерн

– Что он поделывает?

Розенкранц повторяет всю процедуру.

 

Розенкранц

– Разговаривает.

 

Гильденстерн

– Сам с собой?

Розенкранц снова собирается пойти, но Гильденстерн его удерживает.

– Он что, один?

 

Розенкранц

– Нет.

 

Гильденстерн

– Значит, не сам с собой, так?

 

Розенкранц

– Так, но сам... Кажется, он идет сюда. (Трусливо.) Может, смоемся?

 

Гильденстерн

– Куда? Теперь не имеем права.

 

Входит, пятясь спиной к зрителям, Гамлет, сопровождаемый Полонием. Разговаривая, они приближаются к авансцене. Розенкранц и Гильденстерн занимают два противоположных угла на просцениуме.

 

Гамлет

–...потому что и сами вы, сударь мой, были бы так же стары, как я, если бы могли, подобно раку, идти задом вперед.

 

Полоний (в сторону).

– Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность. Не хотите ли уйти с этого воздуха, принц?

 

Гамлет

– В могилу.

 

Полоний

– Действительно, это значило бы уйти из этого воздуха.

 

Гамлет идет в глубину сцены; Полоний в это время что‑то бормочет, потом громко произносит:

– Высокочтимый принц, я вас смиреннейше покину.

 

Гамлет

– Нет ничего, сударь, с чем бы я охотнее расстался; разве что с моею жизнью, разве что с моею жизнью, разве что с моею жизнью.

 

Полоний (пересекает сцену).

– Желаю здравствовать, мой принц. (К Розенкранцу.) Вам надо принца Гамлета? Он здесь.

 

Розенкранц

– Благослови вас Бог, сэр.

 

Полоний уходит.

 

Гильденстерн (окликает Гамлета в глубине сцены).

– Мой досточтимый принц!

 

Розенкранц

– Мой дражайший принц.

 

Гамлет останавливается в глубине сцены, оборачивается к ним.

 

Гамлет

– Мои милейшие друзья! Как поживаешь, Гильденстерн?

 

(Идет к авансцене с рукой, протянутой к Розенкранцу, Гильденстерн кланяется. Гамлет поправляет себя.)

 

Ах, Розенкранц!

 

 

Они смеются добродушно над ошибкой; все встречаются в середине сцены и, повернувшись спиной к залу, уходят в глубину; Гамлет в середине, он обнимает их за плечи.

 

– Ребята, как вы живы оба?

 

Затемнение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.377 сек.