Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий




Социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всепроникающем государственном контроле во всех сферах общественной жизни, характеризуется как

Вопрос о смысле жизни связан с осознанием человеком

Способность человека к нравственному самоопределению, к осуществлению нравственного самоконтроля называется

Положительная значимость чего-либо для человека и общества называется

Индивиды, не включенные полностью ни в одну культурную систему, представляют культуру

а) элитарную

б) массовую

в) национальную

г) маргинальную

 

а) достоинством

б) стоимостью

в) ценностью

г) законом

 

а) совестью

б) пользой

в) самооценкой

г) рефлексией

а) своих общественных обязанностей

б) своей уникальности, неповторимости

в) своего социального статуса

г) смертности, конечности своего существования

а) тоталитаризм

б) анархизм

в) позитивизм

г) централизм


Абсолют – духовная первооснова и одновременно высшая, верховная власть.

Абсолютизм (в морали и религии) – принятие некоторой ценности слепо, безоговорочно, без колебаний и рассуждений.

Автократия – форма государства, где высшая государственная власть принадлежит одному субъекту.

Авторитарная личность – понятие в концепции Э. Фромма, фиксирующее и объясняющее существование особого типа личности, являющегося основой тоталитарных режимов.

Аксиология – философская дисциплина, занимающаясяисследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия.

Антиутопия – жанр в литературе и искусстве ХХ века, представляющий собой критическое описание общества утопического типа.

Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от человека. Проблемы бытия изучает философская дисциплина онтология.

Власть – в классических философских концепциях – особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю.

Гражданское общество – понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его прав и свобод.

Духовная сфера общества – это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Закон – связь между явлениями, процессами, которая является: объективной, существенной, конкретно-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой.

Закрытое общество – социальная система, которая стремится максимально ограничить обмен информацией с другими системами, сохранить в неизменности свою структуру и подавить инновационные тенденции со стороны составляющих ее элементов и подсистем.

Идеализм – направление в философии, считающее духовное начало первоосновой мира, природы, сущего. Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма и реализма.

Индивидуализм – философско-этический принцип, утверждающий приоритет и автономию личности перед любой формой социальной общности.

Каста – эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом.

Открытое общество – социальная система, которая находится в активном информационном обмене с окружающим социальным миром и с природой; которая способна к структурной и функциональной перестройке и совершенствованию под влиянием внешних факторов.

Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в форме теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения и восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов.

Познание – деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов.

Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Выделяют практику общественно-производственную, социально-политическую, научно-экспериментаторскую, врачебную, хозяйственно-бытовую и др.

Прогресс – направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному. Соответственно, регресс – это переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему. В развитии природы и общества имеют место как прогрессивные изменения (стадии), так и регрессивные.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Рационализм – философское направление, признающее (в противоположность эмпиризму) разум решающим источником истинного знания.

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины.

Система – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство.

Смысл жизни – наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия, которой должны быть подчинены частные цели. Отношением к смыслу жизни определяется личное достоинство, поскольку оно является ценностной характеристикой данного индивидуального существования в целом. Отсутствие смысла в жизни закрывает человеку путь к истинному счастью и делает нежизнеспособным в экстремальных ситуациях.

Смысл истории – 1) содержание, значение истории, постигаемое разумом; 2) цель, разумное основание истории; 3) разум, разумность истории.

Сознание – важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личностной) и общественной. Сознание неотделимо от деятельности, оно возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности.

Социальная мобильность – понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующиеся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью приобщенности к власти.

Социальная роль – нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства) воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или положения в обществе.

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.

Субстанция – то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Субъект и объект. – В теории познания субъект – это источник познавательной деятельности, объект – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Понятия «субъект» и «объект» соотносительны; одно без другого невозможно; нет не только субъекта без объекта, но и объекта без субъекта.

Субъективизм – убеждение в полной субъективности не только оценок, но и описаний действительности; отказ от требования стремиться к максимальной объективности в каких-то отдельных или даже во всех областях (в науке, морали, искусстве и т. д.).

Тоталитаризм – понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности.

Философия истории – раздел философии связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания.

Формационная теория – созданная К. Марксом на базе материалистического понимания истории концепция общественного развития.

Цивилизация – социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия.

Человек – главная тема философии, центральная проблема всех философских школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований.

Экзистенциализм – одно из значительных философских течений 20 в., сформировавшееся под влиянием идей Кьеркегора, философии жизни и феноменологии.

Этатизм – направление социально-политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

Этика – философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы. Различают этику: 1) нормативную, предметом которой являются моральный идеал, ценности требования и особенности их функционирования; 2) социальную, изучающую мораль под углом зрения общественной жизни; 3) индивидуальную, предметом которой выступает духовно-нравственная жизнь личности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.