Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современный специалист социально-культурной деятельности и система его формирования 3 страница




разрабатывать и осуществлять конкретные регионально-целевые программы рациональной организации социально-культурной деятельности разных групп населения;

изучать, обогащать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт работы учреждений культуры.

Организатор социально-культурной деятельности должен владеть навыками:

изучения и учета потребностей и интересов разных групп населения (поисково-социологическое мастерство);

культурно-организаторской деятельности, экономического, правового, методического и организационного обеспечения функционирования (менеджерское мастерство) учреждений и организаций социально-культурной сферы;

информационно-просветительной, зрелищно-познавательной и художественно-массовой работы (ораторское, просветительное, художественно-пропагандистское и сценарно-режиссерское мастерство);

правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения деятельности клубных объединений, инициативных групп, любительских движений в культурно-досуговой среде (организационно-педагогическое мастерство);

организации общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство);

индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности, создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство);

проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ (перспективно-формирующее мастерство).

Для этого он должен знать:

а) основы теоретической и прикладной культурологии, позволяющей использовать общие закономерности приобщения человека к культурному социуму в специфических условиях конкретного региона, учреждения, организации, семьи;

б) достижения и проблемы отечественной и мировой духовной культуры, чтобы уметь воздействовать на выбор, суждения, оценки личности, руководить педагогическим процессом в учреждениях культуры, реализовать принципы педагогики сотворчества и взаимовоспитания в процессе социально-культурной деятельности;

в) критерии учета динамичных процессов социально-культурного творчества для осуществления художественно-критической оценки явлений духовной жизни;

г) методологию и методику общественной организации досуга, чтобы ориентироваться в основных направлениях, сферах и институтах свободного времяпрепровождения разных групп населения;

д) принципы организации и экономики учреждений культуры для осуществления наиболее эффективного управления их деятельностью в условиях внедрения новых механизмов хозяйствования;

е) методику анализа передового опыта социально-культурной деятельности и его использования в широкой практике.

Организатор социально-культурной деятельности должен обладать комплексом профессионально-личностных качеств, которые позволяют ему осуществлять ценностно-ориентационную, коммуникативно-организаторскую, информационно-просветительную, творческо-конструктивную, рекреативно-развлекательную, поисково-исследовательскую функции.

Практика организации учебного процесса в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств подтвердила, что за пять лет обучения у студентов можно сформировать все указанные профессиональные качества. Учитывая это, на третьем этапе опытно-экспериментальной работы (1996-1999 гг.) основные усилия были направлены на выявления перспективных качеств организаторов социально-культурной деятельности, которые должны их отличать в XXI веке.

Становление и развитие системы подготовки специалистов для сферы культуры совпало с образовательным бумом, который переживает человечество на этапе формирования информационной цивилизации XXI века. Образованность и профессиональная компетентность стали ведущим капиталом современной личности. Именно они в первую очередь предопределяют общественный престиж, позволяют продвигаться по службе, обеспечивают материальное благополучие. Принципиально меняются приоритеты высшей школы: ныне она не ограничивается формированием будущей социальной элиты, а готовит широкие слои специалистов разных областей экономики, науки, культуры, управления из огромной массы желающих использовать ее для обретения права на высокий социальный статус.

Как отмечает известный специалист в области сравнительной педагогики Б.Л.Вульфсон[208]: новые задачи высшей школы и ее изменившиеся социальные функции наряду с количественным ростом студенческих контингентов обусловили необходимость серьезной структурной перестройки. Интенсивно проводящиеся реформы имеют целью прежде всего усилить гибкость и вариативность системы послесреднего образования. Они предусматривают развитие разнотипных учебных заведений и разнообразных направлений подготовки будущих специалистов. Это дало возможность оперативно корректировать направления учебы студентов с учетом их индивидуальных способностей и, вместе с тем, отвечает потребностям народного хозяйства в специалистах разного уровня квалификации, оперативно реагирует на изменения в сфере занятости. Все это привносит в процесс обучения определенный элемент состязательности, что положительно влияет на качество подготовки специалистов, поскольку позволяет по завершении каждого цикла обучения отбирать лучших студентов для последующих циклов.

Б.Л.Вульфсон особо подчеркивает, что в последние годы меняются критерии оценки деятельности высших учебных заведений. Прежде главным образом оценивалось то, насколько прочно студенты усвоили учебный материал, содержащийся в лекциях и литературе. Теперь усиливается тенденция ставить во главу угла не просто сумму усвоенных знаний, а способность к успешному поиску необходимой научной информации, творческий подход к решению задач, умение синтезировать материалы разных учебных курсов или разных разделов данного курса, степень подготовленности к участию в проведении элементарного научного исследования.

Для формирующегося информационного общества принципиально важным представляется владение компьютерной и иной информационной техникой, умение разбираться в информационных потоках, извлекать нужную информацию, ориентироваться в микро- и макро- информационных процессах. Не менее важным оказывается и свободное владение английским языком, утвердившим себя ныне как язык международного общения, язык Интернета и основных научных публикаций. Это не исключает целесообразность изучения немецкого, французского, испанского, японского и иных широко распространенных языков, которые предлагаются студентами как второй, изучаемый факультативно иностранный язык. Но с 1996 года все студенты с первого по пятый курс вовлечены в систему глубокого освоения информационной техники и английского языка, что, как свидетельствуют наблюдения, значительно повысило интерес и престиж всего учебного процесса на отделении социально-культурной деятельности.

Обобщая итоги социально-образовательного эксперимента в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, опыт перестройки подготовки специалистов в вузах культуры России и международную практику совершенствования высшей школы, автор представил учебно-методическому объединению по специальности «Социально-культурная деятельность» ряд докладов, которые получили его одобрение и были использованы при разработке государственных образовательных стандартов.

Сегодня рано говорить о совокупности профессиональных качеств, которые будут присущи выпускникам Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, равно как и других вузов культуры, в начале XXI века. Но есть все основания полагать, что у этих специалистов будут выработаны:

философская, культурологическая и социально-педагогическая эрудиция;

фундаментальность, динамизм и адаптивность профессиональных умений и навыков;

профессиональная устойчивость, мобильность, уверенность в своих силах;

способность интегрировать в себе требования культуры, экономики, политики, права, нравственности, экологии, технических возможностей социально-культурной деятельности;

открытость для всего нового, прогрессивного, перспективного.

 


ГЛАВА VI.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.