Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франкфуртская школа социологии




Франкфуртская школа социологии, возглавляемая Теодором Адорно и Гербертом Маркузе, соединивших марксизм с психоанализом, оказала гро­мадное влияние на умы современников. В ее недрах зародилась так называ­емая критическая теория (термин Хоркхаймера), которую еще именуют «то­тальной диалектической критикой общества».

Влиятельное течение в неомарксизме организационно оформилось в 30-е гг. на базе возглавлявшегося Хоркхаймером (с 1931 г.) Института соци­альных исследований во Франкфурте-на-Майне и руководимого им (с 1932 г.) «Журнала социальных исследований». В 1934—1939 гг. институциональный центр школы располагался в Женеве, позднее в Париже (при Высшей нормаль­ной школе), с 1939 г. — в США (при Колумбийском университете); с 1944 г. — во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Главные теоретики — Хоркхаймер, Адор­но, Фромм, Маркузе, Хабермас. Видными представителями Франкфуртской школы считаются также Л. Левенталь и Ф. Поллок — первое поколение, А. Шмидт, А. Вельмер — второе поколение этой школы. К теоретическим ис­токам школы относят марксизм и «левый» фрейдизм, принявший в Германии форму «фрейдомарксизма», а во Франции—сюрреализма (А. Бретон)14. Опре­деляющее влияние на взгляды представителей этой школы оказали идеи Ге­геля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, ранних Лукача, Корша, Блоха, позднее — герменевтика Гадамера, связанная с Гуссерлем и Хайдегге-ром, а также психоанализ и реформированный фрейдизм. Углубление проти­воречий внутри Франкфуртской школы привело к ее распаду в начале 70-х гг.

В одном из самых известных трудов «Диалектика Просвещения» (1947) Т. Адорно и М. Хоркхаймер дали программное изложение социальной фи­лософии неомарксизма и ее своеобразной философии истории, в свете ко­торой эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивили-

nith D. The Chicago school. N.Y., 1988.

овременная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 374; Давыдов Ю.Н. Крити-i социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Социальная философия 'ранкфуртской школы. М., 1978.

зации», усугубляющегося «отчуждения», вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе. Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия и утраты индивидуаль­ной свободы. В капитализме франкфурцам, кажется, не нравилось букваль­но все: социальные институты, правовые нормы, засилье техницизма, состо­яние культуры и искусства, а главное — положение человека, подавление личностного начала в нем в условиях «высокоорганизованного» общества. По их мнению, культура в буржуазном обществе выполняет роль идеологии и средства поддержания господства, поэтому разрушение или кардинальное изменение основ этого общества приведет к восстановлению гуманистичес­кого облика культуры. Идеология индустрии культуры определяется как преднамеренная интеграция ее потребителей сверху, способствующая дегра­дации сознания людей. В 30—40-е гг. представители Франкфуртской школы активно выступали против фашизма, участвовали в дискуссии о «молодом» Марксе-гуманисте, писали гневные эссе против дегуманизации культуры. Маркузе выступил против попыток использования нацистами философии Гегеля в защиту своей античеловеческой идеологии. Большой общественный резонанс получила защита ими классического культурного наследия челове­чества. В 60-е гг. Фромм, Маркузе, Адорно, Хабермас выступили с крити­кой «высокоразвитого» индустриального общества, глубоко и всесторонне проанализировав многочисленные формы социальной патологии, иррацио­нальных проявлений заорганизованного (по терминологии Маркузе — «од­номерного») общества, которые губительны для человека, его подлинно че­ловеческих потребностей. Научно-технический прогресс оценивался франк-фуртцами как институт репрессивного подавления культуры. Культура и искусство в сфере господства технократического мышления утрачивают свою сущность: сфера технического подавляет сферу духовного.

Ими были исследованы социальные корни и природа авторитаризма (Хор-кхаймер, Адорно, Фромм), психология нацизма. Опираясь на психоанализ, Фромм объяснил исторические типы социального характера и причины са­моотчуждения, а также трансформацию человеческих потребностей и пове­денческих структур, приводящую к «бегству от свободы». Восходящее к М. Веберу понятие «рационализация» трансформируется в одно из централь­ных понятий философии культуры: анализ внутренних противоречий «про­свещения», отождествляемого с рациональным овладением природой вооб­ще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, в частности массовой культуры и массового общества («Диалектика просве­щения»). Оба последних понятия, введенные в научный оборот именно пред­ставителями Франкфуртской школы, стали общемировым достоянием соци­ологии. Не меньшей заслугой явилась разработка категории «отчуждение», впервые выдвинутой Марксом, но получившей обстоятельное приложение к современному обществу у Маркузе и Фромма. Идеи Франкфуртской шко­лы сыграли большую роль в становлении идеологии «новых левых» (в 1968 г. они выдвинули знаменитый лозунг «Мао—Маркс—Маркузе»), хотя сами фи­лософы отринули насильственные действия и экстремизм.

Оказывается, тесно был связан с Франкфуртской школой знаменитый советский разведчик Рихард Зорге. В 1918 г. он стал студентом факультета общественных наук Кильского университета, где изучал философию и эко­номику. К сожалению, Вторая мировая война не дала Зорге возможности закончить университетское образование. Знакомство с марксизмом он начал

с самостоятельного изучения работ К. Маркса и Ф. Энгельса. С ленински­ми работами Зорге познакомился позже — после переезда в Советский Союз. Помимо классиков марксизма Зорге интересовался философией Гегеля и работами германских социал-демократов. С весны 1918 г. Зорге начал зани­маться активной партийной работой, став функционером Независимой со­циал-демократической партии (НСДП). В октябре 1919 г. он перешел из НСДП в только что созданную Компартию Германии. В университетах, где учился Зорге, он создавал из революционно настроенных студентов группы по изучению марксизма. С 1922 г., переехав во Франкфурт-на-Майне, он принял участие в создании Франкфуртского института социальных иссле­дований и начал работать в нем15. Финансовую поддержку этому начинанию оказал предприниматель-меценат Вейль. Сотрудники этого института, заду­манного как центр изучения марксизма, и составили впоследствии знамени­тую в социологии Франкфуртскую школу.

ард Зорге — марксистский исследователь//11Нр://\у\улуоарап1ос1ау.ги/Ьоок5/Ь1ЬНоГека/2огве/ html




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.