Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Визуальная социология




НОВЫЕ ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИ

Современная наукаэто постоянно расширяющаяся сфера познания. Она молода, агрессивна и напориста. Ее аппетиты растут по мере того, как к старым знаниям прибавляются новые. Количество наук, специали­заций и отраслей превысило 2500. Их число увеличивается чуть ли не каждый год, если не месяц. Не отстает в этом познавательном марафо­не и социология. Еще совсем недавно, каких-нибудь 7- 7 О лет назад, го­ворили о тендерной социологии как о совершенно новой отрасли. В конце XX и начале XXI в. к ней добавились новые социологические направле­ния и тематические области. В общих чертах познакомимся с ними.

Визуальная социология — достаточно новое направление исследований, в котором ученые используют технику фотографирования для более глубокого раскрытия социальной реальности. Один из активных адептов нового направ­ления — известный американский социолог Говард Беккер. В своей статье о визуальной социологии, документальной фотографии и фотожурналистике он' пишет, что созданные социологами фотографии мало чем отличаются от тех, которые делают фотожурналисты или фотолюбители. На первый взгляд в них нет социального содержания. Однако обыденность запечатленной обстанов­ки, бытовые сцены, беседа друзей или сослуживцев, поведение футбольных фанатов и многое другое дают богатейший материал социологу, стремящему­ся выяснить статусные распределения в группе, типы социального действия, субкультурный контекст поведения исполнителей ролей.

Исторический предшественник визуальной социологии — фотожурнали­стика, появившаяся в XIX в. Ее отличительные черты — документальность, объективность, информативность и полнота изображения. Фотографии, осо­бенно запечатлевшие прошлые эпохи, являются для социолога бесценным документальным материалом. Фотокорреспонденты бывали там, где, быть

:ker H.S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It's (Almost) All a Matter Context // Visual Sociology. 1998. 10 (1-2), 5-14.

может, никогда не доведется бывать ученому: в глубоких шахтах, на фронте, среди боевиков и заложников, среди бомонда и в президентском окружении.

На протяжении 100 лет содержание и характер журналистики сильно ме­нялись. Из простых иллюстраторов исторических событий фотокорреспон­денты превратились чуть ли не в соавторов. От того, в каком ракурсе, под каким углом зрения, в каком свете, наконец, в каком окружении подано то или иное событие или та или иная фигура, зависит и то, какое впечатление на зрителя они произведут, какой объем информации содержит в себе фото­графия. Фотожурналистика постепенно превращается в род искусства. У современных журналистов есть не только собственный стиль, но и соб­ственный подход к жизни, собственнаяй философия и идеология. События не просто фиксируются, но незримо интерпретируются журналистом. Совре­менные фотографии помогают раскрыть анатомию городской жизни, исто­рического события, коллективного действия. Фотографии можно не только изучать, используя их как объект вторичного анализа, но и воспринимать их как отчет фотокорреспондентом о проведенном накануне исследовании.

Даже процесс газетного заказа журналисту, действия главного редактора или цензуры, размещение фотографии на журнальной или газетной полосе могут стать предметом социологического исследования — в частности, Е. Эп-стайна2, С. Холла3, Г. Тачмена4, Дж. Рудда5 и др.

У истоков визуальной журналистики, по мнению Г. Беккера, стоит изве­стный представитель Чикагской школы Роберт Парк, который работал в качестве журналиста в газетах Миннеаполиса, Денвера, Детройта, Чикаго и Нью-Йорка. Его фоторепортажи, позже продолженные в серии глубоких эмпирических исследований, показывали социальную «изнанку» большого города, жизнь социальных аутсайдеров (преступников, нищих, проституток), тяжелый труд детей и подростков, привлекая внимание общественности ктем проблемам, которые правительство намеревалось замолчать.

Несмотря на свои давние традиции, визуальная социология — событие наших дней. Отправной точкой следует считать подборку материалов, сде­ланную Дж. Вагнером6 в 1979 г., монографический обзор Е. Чаплин7 в 1994 г., а также серию публикаций Международной ассоциации визуальной социо­логии (International Visual Sociology Association). Столь позднее появление визуальной социологии объясняется тем обстоятельством, что академичес­кая социология, долгое время ориентировавшаяся на каноны естествознания, не признавала фотографию в качестве достойного внимания исследователь­ского инструмента, в отличие от антропологии, истории и археологии, где фотография давно признана в качестве вполне законного метода сбора по­левой информации8. В социологии долгое время фото- и фильмоматериал

Epstein E. J. News from Nowhere. N.Y.: Random House, 1973.

Hall S. The Determination of News Photographs // S. Cohen and J. Young (eds.). The Manufacture of

News: A Reader. Beverly Hills: Sage, 1973. P. 176-190.

Tuchman G. Making News. N.Y.: Free Press, 1978.

Rudd J. Picture Possibilities: An Ethnographic Study of Newspaper Photojournalism // M.A. thesis,

Department of Sociology, University of Washington. 1994.

Wagner J. (ed.) Images of Information: Still Photography in the Social Sciences. Beverly Hills: Sage

Publications, 1979.

Chaplin E. Sociology and Visual Representation. L.: Routledge, 1994.

Collier J., Collier M. Visual Anthropology: Photography as a Research Method. Albuquerque: University of

New Mexico Press, 1986.

использовался лишь в педагогических целях — как средство иллюстрации текста. Длительное пренебрежение фотоматериалами привело к тому, что люди, получившие профессиональное журналистское образование и пере­шедшие затем в сферу академической социологии, начали развивать визуаль­ную социологию. Немало усилий было потрачено на то, чтобы убедить себя и других втом, что фотографии — это не «картинки», иллюстрирующие текст, а серьезное занятие профессионального социолога9. Дуглас Харпер, один из ведущих специалистов в области визуальной социологии, так определил воз­можности фотографии как исследовательского метода: изучение социального взаимодействия, выражение эмоций, использование фотографий для сбора более глубокой информации в ходе интервью, исследование материальной

irvnwrvro.T'"

Для социолога фотография является весьма «говорящим» материалом, мно­гое раскрывающим в социальной дей­ствительности. Для ученого в изображе­нии важны все детали: время и место события, обстановка на улице или в жилище, одежда, поза, жесты, мимика человека и т.п. Все это социально значи­мая информация, требующая теорети­ческой интерпретации.

Некоторые работы социальных уче­ных, в частности «Байкеры» Д. Лайона1' и «Карнавал» (автор — С. Мейзалас12), выполненные в документальном жанре, представляют собой серию велико­лепно сделанных фотографий, снабженных текстом из интервью самих уча­стников событий. Комментарии ученых ограничивались заголовками либо небольшими справками, выполненными в традиции работ Доротеи Ланге, Льюиса Хайне или портретов железнодорожных рабочих Жака Делано. Ком­ментарий последнего выглядел так: «Фрэнк Уильяме, рабочий железнодо­рожной дрезины в Иллинойсе. Мистер Уильяме имеет восемь детей, двое из которых служат в американской армии. Чикаго, ноябрь 1942». Если соци­альные фотографии используются не в статьях, а в книгах, то предваряются научным введением и историческими эссе.

В визуальной социологии образ доминирует над текстом. Роберт Франк в цикле «Американцы»13 почти не давал текста к своим фотографиям, пола­гая, что они самодостаточны и способны помочь зрителю сделать собствен­ные выводы. Однако зритель волен интерпретировать фотографии так, как считает нужным; иногда он видит совсем не то, что хотел показать автор. В своей книге Р. Франк задумал представить все слои американского обще­ства, поэтому в ней множество фотографий ковбоев, политиков, рабочих,

Зескег H.S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It's (Almost) All a Matter >f Context //Visual Sociology. 10 (1-2), 5-14.

Harper D. Visual Sociology: Expanding Sociological Vision // The American Sociologist, 1988. 19 (1),)4-70.

Lyon D. The Bikeriders. N.Y.: MacMillan, 1968.

Weisalas S. Carnival Strippers. N.Y.: Farrar, Straus, and Giroux, 1976.

~ook J. Robert Frank's America//Afterimage. 1982. (March). 9-14.

клерков, показанных в самой разной обстановке; все фотографии отличает высокое мастерство и любовь фотографа к своим типажам. Р. Франк стре­мился дать фотомонтаж социальной структуры американского общества, но, например, Г. Беккер оценил его лишь как свидетельство того, как проявля­ется и как влияет на людей политическая система. Автор хотел показать, какими разными бывают американцы, а читатель увидел, какими одинако­выми их делает общество. Но кто-то третий увидит в этих фотографиях на­стоящие символы американской культуры и американского общества: тен­дерное неравенство, стремление к успеху и демократизм, городскую жизнь и стратификацию богатства, отношение к национальным меньшинствам и др. Фотографии, являясь своеобразными обобщениями, дают скорее не ин­дивидуальные образы, а социальные типажи, мир статистически средних людей, носителей определенной культуры и выразителей определенных цен­ностей.

Ежедневно открывая утренние газеты, мы обнаруживаем там десятки фотографий, часть которых может вполне служить сырьем для визуальной социологии. За исключением индивидуальных портретов политиков, спорт­сменов или звезд эстрады, остальные служат обобщенными социальными образами. Подписи под ними часто не раскрывают фамилий участников. Фотографии, как и социологические анкеты, в таком случае анонимны. Искусство фотожурналиста заключается в очень точной и правильной под­писи под фотографией. Она имеет такое же значение, как и точный ответ в социологической анкете. Г. Беккер, преподающий курс визуальной социо­логии чикагским студентам, учит их основам достижения аутентичности текста и видеоряда.

Эта проблема весьма актуальна для социологии. В книге Дугласа Харпе-ра «Хорошая компания»14 (1981) помещена фотография, на которой мужчи­на сбривает двухдневную щетину. Автор интерпретировал текст так: этот человек отрицает принятые в обществе нормы, не следит за собой или ему лень это делать. Небритое лицо, которое приводят в порядок, должно вызы­вать совсем иное представление о человеке, чем образ подтянутого и свеже­выбритого джентльмена. Однако процесс бритья не совсем точно передает девиантность, которая может быть выражена другими более яркими образа­ми, например обнаженный человек, сидящий на лавке в центре Нью-Йор­ка. Если бы Харпер не снабдил свою фотографию текстом, то было совершен­но непонятно, какую социологическую реальность он иллюстрирует.

Когда специалист берется делать социологические фотографии, он дол­жен четко представлять себе, совпадут ли его представления с читательски­ми, какие зрительные образы в массовом сознании совпадают с такими по­нятиями, как одиночество, бездомность, социальный успех, подростковый возраст, конфликт отцов и детей, социализация и т.д.

В одном из номеров «Литературной газеты» (1988,4 мая) известный журна­лист Юрий Рост поместил фотографию женщин, занимающихся ремонтом железнодорожных путей. Название очерка сразу определяло профессию его ге­роинь — «Женщины в оранжевых жилетах». Особой радости или творческого горения в этих усталых пожилых лицах разглядеть не удается даже в сильное увеличительное стекло. «Любят ли они свою работу? — задает вопрос Ю. Рост. —

14 Harper D. Good Company. Chicago: University of Chicago Press, 1981.

Вряд ли. Да и что там любить? С кайлом и лопатой, в ватных штанах и тело­грейках, оживляя пейзаж оранжевыми жилетами, они возятся со смерзшимся балластом и тяжелыми черными шпалами, отходя в стороны, чтобы пропустить фирменные поезда, летящие в будущее по проложенным ими рельсам».

Несомненно, фотографические зарисовки Ю. Роста принадлежат к жан­ру визуальной социологии или, как ее еще называют, социологическому фотографированию. Его цель — подсмотреть в жизни типичные формы со­циального поведения людей, характерные для них отношения. Именно ти­пичное, а не исключительное. «Женщины в оранжевых жилетах» прекрасно иллюстрируют непрестижную, малопривлекательную работу. Ведь они дела­ют дело, которое никто, кроме них, не хочет делать. Эти женщины в букваль­ном смысле стоят на обочине дороги; для них характерны неустроенный быт и жилье, которое не всегда можно назвать домом, непрестижная работа, зар­плата, не способная компенсировать глубокое отчуждение от своего труда либо смирение и безучастность к нему.

КИБЕРСОЦИОЛОГИЯ15

Киберсоциология — некоммерческая мультидисциплинарная отрасль зна­ния, использующая технологии веб-дизайна и имеющая целью критический анализ проблем, связанных с Интернетом, киберпространством, киберкуль-турой и жизнью интернет-сообщества. Другие названия данной отрасли — интернет-социология, веб-социология, виртуальная социология. Так, в Нор­вегии, в Университете Осло развивают веб-социологию [ http://www.uio.no/ iroggen], в США, в Университете Бредли [ http://lydia.bradley.edu/las/soc/syl/ 391] — социологию киберпространства; в Аргентине в Университете Буэнос-Айреса — гиперсоциологию [ http://www.anice.net.ar/infoysoc ]. Социология ки­берпространства представлена такими темами, как виртуальные сообщества, гипертекстовая революция, постмодернизм и киберпространство, физика и метафизика киберпространства, женщины в киберпространстве, секс и эро-

писано в соавторстве со студентом 2-го курса социологического факультета МГУ им. М.В. Ломо-ова (2002 г.) К. Абоянцем.

тизм в киберпространстве, виртуальная субъективность и фрагментация личности, компьютеры и будущее частной жизни, киберкапитализм и др.16

Сегодня это активно развивающаяся (главным образом за рубежом) дис­циплина, в рамках которой функционируют международные симпозиумы и семинары, подготавливаются специалисты, созданы многочисленные учеб­ные курсы, кафедры, исследовательские центры, издаются журналы, моно­графии, учебная литература.

Так, международный электронный журнал (e-zine) «Cybersociology Magazine» служит для социальных ученых форумом для изучения киберпрос-транства и виртуальных сообществ. Его авторы — профессиональные иссле­дователи и выпускники гуманитарных вузов. В номерах за 1997—1999 гг. пуб­ликовались статьи, посвященные этнографическому подходу к исследованию киберсексаи киберэротизма (Robin Hamman), драматургии И. Гоффмана и он­лайн отношениям (Nikki Sannicolas), исследованиям киберкультуры (Sandy Stone), сообществу киберигроков (Mary Anne Breeze), социологическому ана­лизу киберпанков (Markus Wiemker), нет-идеологии: от киберлиберализма к киберреализму (Francisco Millarch), чат-общению и письменному творчеству в Интернете (Sue Thomas), киберкафе в Латинской Америке (Madanmohan Rao), глобальной культуре солидарности (Peter Waterman), высоким техноло­гиям и сети Интернет (Richard Barbrook), Интеренту и цензуре (Drazen Pantic), созданию фильмов о киборгах (Rachel Armstrong), методология исследования он-лайн (Bella Dicks), цифровой этнографии (Bruce Mason), реальности вир­туального тела (Kerrie Smyres), он-лайн религии, техноспиритуализму и др. Ав­торы журнальных статей — социологи из США, Англии, Бразилии, Германии, Индии, Австралии, Нидерландов, Индонезии и т.д. Большой вклад в разви­тие данной отрасли внесли книги Шерри Текля (Sherry Turkle), в частности «Жизнь на экране: идентичность в эпоху Интернета».

В результате социальной глобализации и интернационализации изменился характер самой научной деятельности, форм воспроизводства научного зна­ния и коммуникации в сообществе. На базе сети Интернет в науке началось образование универсального информационного пространства, в рамках ко-

16 Соколова И.В. Структура и функции социологии информатизации как новой специальной социо­логической теории // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 30—33.

торого преодолеваются междисциплинарные разграничения внутри отдель­ных отраслей знания, складываются сетевые научные коллективы, происхо­дит обмен диверсифицированной научной информацией в профессиональ­ных «виртуальных сообществах» (virtual communities, по терминологии запад­ных исследователей). Социальная организация науки в условиях компьютерных коммуникаций трансформируется от более формальных устоявшихся иерархических институтов к менее формальным «невидимым колледжам» или, точнее, «кликам» (т.е. научным сообществам, в которых пре­обладают неформальные коммуникации). Эти процессы не только способ­ствуют становлению новых тем и областей исследования, но и превращают­ся в эффективное средство перераспределения власти в науке и трансэпис-темических ресурсов.

Дисциплинарная принадлежность научного сотрудника к той или иной от­расли уже не играет значительной роли. Если 10 лет назад в научном сегменте интернет-сообщества явно преобладали представители информатики, точных и естественных наук (lab scientists), то сейчас в Интернете успешно работают и обществоведы (social scientists), и гуманитарии (humanitarians). Социология — дисциплина книжная. Специалист в данной области знания всегда был и ос­тается «активным» читателем. Он вынужден обрабатывать значительные объ­емы информации, изучая профессиональную литературу и публикации в на­учных периодических изданиях, демонстрировать навыки в работе как с рет­роспективной, так и с текущей библиографией. Основной критерий профессиональной компетентности сегодня — осведомленность в специаль­ной литературе. Уровень профессионализма и социолога-исследователя, и со­циолога-преподавателя в значительной степени зависит от того, насколько хо­рошо он знаком с опубликованными первоисточниками и продуктами анали-тико-синтетической документальной переработки — библиографическими указателями, каталогами, реферативно-аналитическими изданиями, образу­ющими совокупное информационное пространство дисциплинарной облас­ти. Традиционно источником подобной информации для ученого служили пе­чатные издания, однако с развитием средств компьютерной техники, инфор­мационных технологий, мировых компьютерных сетей конкурентным носителем бумаге стала электронная среда, что привело к росту материалов, доступных не только в печатном, но и в электронном (а зачастую только в элек­тронном) виде. В современных условиях получение качественных научных результатов для исследователя становится возможным лишь при условии об­ращения к национальным и международным компьютерным банкам и базам данных, специализированным он-лайновым источникам информации и не­посредственной сетевой коммуникации в «виртуальных сообществах». Владе­ние информационными технологиями, умение работать с электронными ре­сурсами и навыки ориентации в универсальном академическом гиперпрост­ранстве становятся обязательными при подготовке специалистов высшей квалификации, что, в свою очередь, оказывает влияние на формы признания научных вкладов и типы профессиональных карьер.

Сегодня, когда компьютер даже в России стал привычным подспорьем ин­теллектуального труда, а количество пользователей постоянно растет, говорить об интерент-социологии как о диковинке уже не приходится. Общение с ин­тернет-источниками становится все более насущным и необходимым делом для каждого, кто сталкивается с этой наукой или работает в ней постоянно.

Интернет растет, причем растет быстро. В России в 2000 г. число пользо­вателей сетью превысило 3 млн, в 2002 г., по оценкам специалистов, оно до­стигло 10 млн. Из этого следует, что выигрывает не тот, кто прибегает пер­вым, а тот, кто продолжает бежать.

Сегодня практически каждый может заглянуть во всемирную электрон­ную сеть и ознакомиться с ее ресурсами. Российские социологи предприня­ли достаточно серьезные шаги по освоению Рунета (российской части Ин­тернета), и можно уже говорить о формировании социологического инфор­мационного сообщества.

Современный человек привык воспринимать компьютерный текст как линейный файл, т.е. свиток (традиционная печатная книга представляет собой кодекс или тетрадку), даже если «линейность» этого свитка испещре­на гиперссылками на другие части этого же текста или иные документы. Представляется, что на современном этапе развития информационных тех­нологий электронная литература может использоваться в качестве справоч­ного издания, но не первоисточника, т.е. без предварительного ознакомле­ния с печатным текстом продуктивная работа с электронным его аналогом представляется маловероятной, если в задачу пользователя не входит нахож­дение определенных фрагментов текста с помощью ключевых слов.

Самой значительной проблемой при использовании электронных мате­риалов Интернета остается так называемая текучесть или подвижность пуб­ликаций: постоянное обновление и редактирование текстов документов, нестабильная локализация ресурсов по определенному сетевому URL-адре­су (универсальному определителю ресурса). URL-адрес дает фактическую привязку компьютерного файла с опубликованным текстом к определенно­му месту (каталогу, директории) на рабочей поверхности носителя инфор­мации в машиночитаемой форме (чаще всего это жесткий магнитный диск веб-сервера), что, по сути, является аналогом шифра полочной расстановки или места хранения печатного издания в библиотечном деле. Если в прак­тике работы с бумажными материалами в библиотеках этот атрибут являет­ся неотъемлемым элементом для определения их местонахождения, то от­носительно электронных публикаций никто не гарантирует, что, обнаружив сегодня интересный документ по одному сетевому адресу и сохранив на него ссылку в каталоге «Избранное» или «Ссылки» своего браузера, пользователь и завтра найдет по этому пути тот же документ с неизмененным текстом. Администраторы и веб-мастера, организующие работу веб-серверов, меняя адресацию каталогов и отдельных файлов, а иногда просто их удаляя, зачас­тую не удосуживаются известить о своих действиях пользователей. Именно текучесть материалов значительно усложняет процессы ведения интернет-каталогов, тематических списков ресурсов, каталогизацию электронных пуб­ликаций. До тех пор, пока не будут разработаны и повсеместно признаны единые правила публикации, каталогизации и учета сетевых ресурсов, пользователю придется импортировать интернет-документ из сети на локаль­ный компьютер (или сервер локальной сети) и приписывать этому документу URL-адрес той веб-страницы, откуда он был экспортирован.

Специалисты расходятся в оценках перспективы использования сети в качестве среды для исследовательской деятельности. С точки зрения Клин-га, едва ли можно эффективно использовать Интернет для систематическо­го сбора социологических данных. Более оптимистична позиция Б.З. Док-

торова и А.Е. Шадрина, указывающих, что уже сейчас Интернет использу­ется социологами для проведения экспертных опросов, маркетинговых зон-дажей, некоторых форм фокус-групп, анкетирования и т.д. По мере роста сети, увеличения аудитории Рунета и формирования стереотипов новой он­лайновой культуры эти возможности будут непрерывно возрастать. С распро­странением сети расширяется социальное пространство виртуальных взаи­модействий. К началу 2001 г. в русскоязычной части Интернета количество сайтов, имеющих отношение к социологии, измерялось уже сотнями. Это сайты исследовательских организаций, учебных заведений, электронные социологические журналы, персональные страницы — они различаются как по объему, так и по качеству предоставляемой информации17.

На сегодняшний день в Интернете и Рунете встречаются сайты исследова­тельских организаций, предметом изучения которых является сеть как сложный социально-технологический объект—демография и география «граждан сети» (netcitizens), использование ее сервисов и ресурсов, виртуальные коммуникации и сообщества. Появляется новый технологический инструментарий для прове­дения он-лайновых социальных исследований — компьютерные программы для сетевых опросов и интерактивного анкетирования. В рамках социологической науки складывается новая дисциплина, не имеющая, как уже говорилось, пока единого названия, — веб-социология, интернет-социология и др., специализи­рованные курсы по которой начинают входить в учебное расписание социоло­гических факультетов и отделений ряда университетов.

Так, 20 декабря 2000 г. состоялась конференция, посвященная 10-летию русского Интернета. Цель бесплатного сайта «Интернет в России / Россия в Интернете» — предоставить в распоряжение всех заинтересованных лиц точ­ные данные, полученные в результате полномасштабного научного исследо­вания, которые должны заменить распространенные сегодня случайные и за­частую основанные на некорректных методиках оценки. Сайт входит в сеть Национальной информационной службы «Страна-Ru». Впервые в истории социологических исследований в рамках данного проекта сделана попытка фундаментального изучения аудитории российского Интернета.

Программа «Интернет в России / Россия в Интернете» разрабатывается службой «GrpaHa.Ru» совместно с Фондом «Общественное мнение». В основу проекта легли результаты опроса населения России, цель которого — оценка общего объема аудитории Интернета в России и анализ отношения россиян к Интернету с точки зрения их знаний об Интернете, отношения к сети, возможностей и желания в ней работать.

Кроме того, с начала 2001 г. на сайте в регулярном режиме публикуются результаты опросов постоянной интернет-выборки, репрезентирующей всех пользователей Интернета в России. Выборка сформирована из числа участ­ников первого этапа всероссийского опроса. Пользователям, попавшим в выборку, было предложено стать членами интернет-панели, своего рода се­тевого «клуба», в рамках которого будут проводиться дальнейшие опросы.

С развитием глобальных компьютерных сетей преподаватели социоло­гии приобрели эффективный инструментарий для выполнения образова­тельных программ как внутри традиционного института — кафедры, отде­ления, факультета, так и вовне — в открытом пространстве дистанционно-

Социология в Интернете // http://nisots.nm.ru/catalog.htm

го (или удаленного) режима обучения. Многие структурные подразделения университетов и отдельные преподаватели выставляют в Интернете свои веб-страницы, на которых опубликованы он-лайновые учебные планы, конспекты курсов, тексты отдельных лекций и другие учебные материалы, в том числе и системы дистанционного образования. Для организации не­которых форм обучения, где необходим непосредственный обмен инфор­мацией между участниками образовательного процесса — преподавателем и аудиторией, внутри студенческой аудитории, между преподавателями и различными аудиториями в случае междисциплинарных занятий, интерес­ные возможности предоставляют электронные дискуссии на основе листов рассылки и телефорумов, расширяющие образовательное пространство — от отдельной классной комнаты до университетской аудитории или даже

нескольких университетов, располо­женных в различных географических точках пространства.

Интернет способен значительно обо­гатить социологию как научную дисцип­лину. Важно помнить, что, несмотря на обширные возможности сети, этой все­ленской универсальной библиотеки, все­мирного конференц-зала, глобальной классной комнаты и мирового офиса, найти в Интернете можно лишь то, что опубликовано и доступно. Развитие телекоммуникационной среды вовсе не предполагает забвение традиционных способов коммуникации и распространения информации; появление новых технологических устройств совсем не обязательно означает вытеснение ста­рых. Интернет не уничтожит книгу и не заменит живого человеческого обще­ния. Сеть — это лишь очередное дополнение возможностей человека.

Вместе с тем феномен киберпространства — важная исследовательская задача и глобальная тема дискурса для социологов XXI в. Появление и раз­витие компьютерного мира они расценивают как социальный механизм пе­рехода от модерна к постмодерну — информационному обществу, обществу интеллектуального капитала, «многоопционному» обществу и др. Ожидает­ся, что грядущая общественная формация будет принципиально отличаться от современного индустриального общества. Компьютер создает принципи­ально новые формы социальной интеракции, которые не были описаны и изучены родоначальниками одноименного социологического направления в первой четверти XX в. Это предстоит сделать уже их внукам. «В обобщен­ном виде социологическая модель развития техники "виртуальности" выст­раивается от калькулятора через мультимедийные средства, сетевые соеди­нения к технологиям виртуальной реальности, нейроинформатике и искус­ственному мозгу. Компьютеризация и появление виртуального пространства стали важным аспектом дебатов в социологии»18.

В книге «Виртуальное общество» А. Бюль развивает теорию виртуально­го общества, используя современный набор сетевых метафор (магистраль данных, глобальная деревня, виртуальное сообщество и виртуальное про­странство, Зазеркалье, параллельные миры и др.). Он строит социологичес-

Романовский Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства // http://www.alexey-lao.narod.ru/ arhives/interface.htm

кую модель виртуального общества, используя в том числе произведения известного польского писателя-фантаста С. Лема. Автор полагает, что соеди­нения утопий фантастов с возможностями компьютерной техники порож­дает исторически новую ситуацию, при которой резко усилится значение и роль двух противоположных начал общества — рынка и государства (особен но в сфере образования, науки и техники). Вместе с тем фантоматическая куль­тура (научно-популярная литература, фильмы) приведут к еще большему разрыву поколений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.