Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выдержки из доклада комиссии Литтона. Пекин, 4 сентября 1932 г




Секретное приложение к антикоминтерновскому пакту от 25 ноября 1936 г.

(Извлечение)

Правительство Великой Японской империи и правительство Германии, признавая,

что правительство Союза Советских Социалистических Республик стремится к реализации целей коммунистического «интернационала» и намерено использовать для этого свои вооруженные силы,

и будучи убеждены в том, что это является серьезнейшей угрозой существованию не только государств, но и существованию мира во всем мире,

в целях защиты своих общих интересов договариваются о нижеследующем:

Статья 1. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется неспровоцированному нападению со стороны Союза Советских Социалистических Республик или ей будет угрожать подобное неспровоцированное нападение, другая Договаривающаяся Сторона обязуется не предпринимать каких-либо мер, которые могли бы способствовать облегчению положения Союза Советских Социалистических Республик.

В случае возникновения указанной выше ситуации Договаривающиеся Стороны должны немедленно обсудить меры, необходимые для защиты их общих интересов.

Статья 2. Договаривающиеся Стороны на период действия настоящего соглашения обязуются без взаимного согласия не заключать с Союзом Советских Социалистических Республик каких-либо политических договоров, которые противоречили бы духу настоящего соглашения.

Статья 3. Настоящее соглашение составлено на японском и немецком языках, причем оба экземпляра имеют одинаковую силу. Настоящее соглашение вступает в силу одновременно с соглашением против коммунистического «интернационала» и имеет одинаковый с ним срок действия.

Раздел VI. РАЗРУШЕНИЕ ВАШИНГТОНСКОГО ПОРЯДКА

 

  • 87. "Доктрина Стимсона". Письмо государственного секретаря США послу США в Японии от 7 января 1932 г.
  • 88. Выдержки из доклада комиссии Литтона. Пекин, 4 сентября 1932 г.
  • 89. Резолюция Собрания Лиги наций по докладу комиссии Литтона от 9 декабря 1932 г.
  • 90. Из беседы И.В.Сталина с председателем американского газетного объединения "Скриппс-Говард Ньюспейперс" Рой Говардом 1 марта 1936 г.
  • 91. Протокол о взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой, подписанный 12 марта 1936 г.
  • 92. Договор о ненападении между СССР и Китайской Республикой, заключенный 21 августа 1937 г.
  • 93. Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией, подписанный 13 апреля 1941 г.
  • 94. Протокол между Францией и Японской империей о совместной обороне Французского Индокитая, подписанный в Виши 29 июля 1941 г.
  • 95. Проект основных предложений для заключения соглашения между США и Японией, переданный Госсекретарем США послу Японии ("Ультиматум Рузвельта")
  • 96. Декларация о Великой Восточной Азии от 6 ноября 1943 г.
  • 97. Смещение Японией французской администрации в Индокитае. 10 марта 1945 г.

 

87. "Доктрина Стимсона". Письмо государственного секретаря США послу США в Японии от 7 января 1932 г.1

Пожалуйста, передайте как можно скорее в Министерство иностранных дел от имени Вашего Правительства следующую ноту:

В результате последних военных действий в р-не Чаньчуня, последняя из остававшихся административных властей Китайского Правительства в Южной Маньчжурии, существовавшая до 18 сентября 1931 г., была ликвидирована. Правительство США продолжает быть уверенным в том, что деятельность нейтральной комиссии, созданной по решению Совета Лиги наций, будет способствовать и приведет к разрешению существующих ныне трудностей между Китаем и Японией. Но осознавая существующее положение вещей, свои права и обязательства, Американское Правительство считает своей обязанностью довести до сведения Правительств Японской Империи и Китайской Республики, что оно не может допустить законность любого положения de facto и оно также не намерено признавать какой бы то ни было договор или соглашение между правительствами или их агентами, которые бы могли нанести ущерб правам США или правам их граждан в Китае, включая те, которые относятся к вопросам суверенитета, независимости или территориальной и административной целостности Китайской Республики; касающиеся международной политики в отношении Китая, известной под названием «политики открытых дверей».

Правительство США также не намерено признавать какое-либо положение, договор или соглашение, которое будет совершено методами, противоречащими статьям Парижского Пакта (Пакта Келлога) от 27 августа 1928 года, участниками которого являются и Китай, и Япония, а также США.

Примите к сведению, что идентичная нота направляется китайскому Правительству.

Стимсон

Глава I. Очерк современного развития Китая

Комиссия констатирует, что авторитет центрального правительства Китая, находящегося в Нанкине, был к 1927 г. сильно подорван. Комиссия отмечает, что это правительство делает усилия для упрочнения своей власти и упорядочения внутреннего положения страны.

В Докладе отмечено наличие в Китае «националистического движения», целью которого является освобождение от «империалистического давления», которое, по мнению китайцев, их страна испытывает от иностранцев. Это движение направлено прежде всего против неравных договоров, предоставляющих иностранцам в Китае ряд исключительных прав.

Воздавая должное вышеупомянутым усилиям китайского правительства, Доклад констатирует, что эти усилия все еще не дали решающего результата, ибо центральное правительство все еще не руководит фактически всеми вооруженными силами страны, не подавило пока бандитизма, не сумело справиться с достаточно мощным коммунистическим движением, приверженцы которого осуществляют фактическую власть над значительными территориями и имеют влияние во всем государстве. Доклад подчеркивает, что коммунистическое движение в Китае носит совершенно иной характер, чем в других странах, являясь серьезным соперником национального правительства, особенно теперь, когда происходит реконструкция страны.

Так как Япония является наиболее близким соседом Китая, она, в большей степени чем другие государства, страдает от создавшегося в Китае положения. Вместе с тем Япония имеет в Китае гораздо большие интересы, чем другие государства: свыше двух третей иностранцев в Китае являются японскими подданными, за безопасность и жизнь которых Япония все время беспокоится.

Доклад отмечает, что описанное выше переходное положение Китая, находящегося на путях полной внутренней реконструкции, заставляет другие страны колебаться в вопросе о возможности отмены специальных прав их граждан до того момента, когда Китай действительно станет современным государством, организация которого исключит возможность международных трений, инцидентов, бойкотов и вооруженных вмешательств.

 

Глава II. Маньчжурия

Маньчжурия представляет из себя арену для конфликтов между Россией, Японией и Китаем, прежде всего вследствие ее стратегического положения, а затем вследствие земледельческих и минеральных богатств. Доклад указывает, что население Маньчжурии достигает в настоящее время 30 миллионов человек, из коих 28 миллионов составляют китайцы или ассимилированные ими маньчжуры. Кроме того в Маньчжурии проживает 230 000 японцев, 150 000 русских и около 800 000 корейцев. Территория Маньчжурии равна территориям Германии и Франции вместе взятым... В недрах земли имеются значительные запасы ископаемых, в частности, угля и железа. Страна также богата лесами.

Доклад приводит краткую историческую справку о Маньчжурии отмечая, что революция 1911 г. была встречена в Маньчжурии враждебно, и что Чжан Дзолинь, захвативший тогда власть в Трех Провинциях Северо-Востока, хотя и признал переворот, однако фактически сохранил известную самостоятельность, а в 1922 г. отказался подчиняться власти центрального правительства Китая.

 

Глава III. Маньчжурские споры между Японией и Китаем (до сентября 1931 г.)

1. Я п о н с к и е и н т е р е с ы в К и т а е

Доклад указывает, что Маньчжурия составляла часть Китая, в которой японцы приобрели такие права, или требовали таких прав, что это должно было привести к конфликту.

Доклад приводит краткую справку о договорных отношениях по поводу Маньчжурии, существовавших между Китаем и Японией (Пекинский трактат 1905 г. с дополнительным к нему соглашением о ЮМЖД и Договор 25 мая 1915 г., предоставивший японским подданным право поселения и хозяйственной активности в Маньчжурии и в Восточной Внутренней Монголии и содержавший обязательство преимущественного использования китайским правительством японских советников в Маньчжурии) и отмечает, что эти договоры создали для Японии «важное и необычное положение в Маньчжурии». Фактически Япония, при посредстве ЮМЖД, управляет обширными территориями, контролируя там полицию, налоги, народное образование и коммунальное обслуживание; она содержит значительные вооруженные силы и имеет свою полицию.

Доклад констатирует, что на земном шаре нет второго места, в котором иностранное государство обладало бы столь широкими политическими и экономическими правами, как принадлежащие Японии в Маньчжурии, что создает положение, чреватое всевозможными трениями и конфликтами.

 

2. С т о л к н о в е н и е о с н о в н ы х и н т е р е с о в Я п о н и и и К и т а я в М а н ь ч ж у р и и

Подтверждая, что Китай всегда считал Маньчжурию своей составной частью, и что это положение проводится в многочисленных договорах между Китаем и Японией, Комиссия отмечает, что Маньчжурия прежде всего является для Китая первой линией обороны от России и Японии, надежной защитой Пекина. В экономическом отношении Маньчжурия издавна рассматривается как «житница Китая»...

Доклад признает, что Япония имеет в Маньчжурии интересы совершенно иного характера, чем интересы любого государства. Маньчжурию часто называют «линией жизни» Японии. Именно из Маньчжурии Япония опасается действий, угрожающих ее существованию как со стороны будущего объединенного и сильного Китая, так и со стороны России. Поэтому главнейшие интересы Японии в Маньчжурии это интересы стратегического порядка.

Права, вытекающие из договоров и постоянные заботы о военной обороне создают для Японии требования о «специальном положении в Маньчжурии», идущие за пределы того, что установлено в договорном порядке. Констатируя наличие таких требований, Доклад отмечает, что «другие государства считали всегда затруднительным и даже невозможным признать такое положение международными актами» и что в тех случаях, когда в договорном порядке за Японией частично признавались особые права в Маньчжурии, соответствующие договоры не возобновлялись после истечения срока их действия. Договор девяти держав, подписанный в Вашингтоне 6 февраля 1922 г., неблагоприятен в этом отношении для Японии как устанавливающий территориальную неприкосновенность Китая и равные для всех государств возможности в этой стране.

 

3. К и т а й с к о - я п о н с к и е с п о р ы о ж е л е з н ы х д о р о г а х в М а н ь ч ж у р и и

Комиссия констатирует, что международная политика в Маньчжурии была в течение первого квартала XX столетия железнодорожной политикой, которая основывалась не столько на экономических предпосылках, сколько на соперничестве между Китаем и Японией. Поэтому постройка всякой железной дороги в Маньчжурии сопровождалась трениями между этими странами.

 

Глава VI. Маньчжоу-го

Часть I. Р а з л и ч н ы е э т а п ы с о з д а н и я н о в о г о г о с у д а р с т в а

Комиссия дает подробное описание событий в Маньчжурии, начиная от 18 сентября 1931 г. и до 9 марта 1932 г., когда в Чаньчуне состоялось официальное провозглашение Маньчжоу-го. Доклад дает следующую оценку этим событиям:

«Начиная с 18 сентября 1931 г. активность японских военных властей как в вопросах гражданских, так и в вопросах военных была проникнута чисто политическими соображениями. Прогрессированная военная оккупация Трех Восточных Провинций постепенно изъяла из-под контроля китайских властей города Цицикар, Чинчоу и Харбин, и, наконец все значительные города Маньчжурии; в результате каждой оккупации производилась реорганизация гражданского управления. Ясно, что движение независимости, о котором до сентября 1931 г. никто в Маньчжурии не слышал, могло быть осуществлено лишь благодаря наличию японских войск...

...Но двумя факторами, которые в своем взаимодействии были наиболее мощными и без которых, по нашему мнению, новое Государство не смогло бы быть образовано, являлись - наличие японских войск и активность японских чиновников как гражданских, так и военных.

Поэтому современный режим не может считаться результатом самопроизвольного и искреннего движения в пользу независимости».

 

Часть II. С о в р е м е н н о е п р а в и т е л ь с т в о М а н ь ч ж о у - г о

...Что касается «правительства» и обслуживания общественных нужд, то хотя официальные руководители и являются китайцами, проживающими в Маньчжурии, главные политические и административные полномочия находятся в руках японских чиновников и советников. Политическая и административная организация «правительства» такова, что она предоставляет этим чиновникам и советникам не только высказывать мнения по техническим вопросам, но и управлять и эффективно контролировать управление...

 

Часть III. М н е н и е ж и т е л е й М а н ь ч ж у р и и

«...В общем китайцы не поддерживают "правительство Маньчжоу-го", которое маньчжурские китайцы считают оружием в руках японцев...

...Мы констатировали, что большинство китайского населения враждебно или индифферентно к Маньчжоу-го, но новое правительство получило известную поддержку некоторых групп национальных меньшинств в Маньчжурии, как например, монголов, маньчжур, корейцев и белых русских. Все они, в различной степени, были притесняемы прежней администрацией, а китайская иммиграция, столь значительная в последние декады, была невыгодна для них с экономической точки зрения. Нет групп, которые были бы охвачены полным энтузиазмом, но все надеются на лучшее с ними обращение при новом режиме, в политику которого к тому же входит поощрение этих групп меньшинств».

 

Глава VIII. Экономические интересы в Маньчжурии

По мнению Комиссии, экономические интересы Китая и Японии не являются в Маньчжурии непримиримыми. В Южной Маньчжурии японцами вложены значительные капиталы, большие чем капиталы других наций. В Северной Маньчжурии в аналогичном положении находится СССР.

...Комиссия считает, что для эксплуатации больших богатств Маньчжурии требуются рабочие руки, технические кадры, капиталы и порядок внутри страны. Рабочие руки до сих пор доставлял Китай, технические кадры и капиталы Япония и СССР, а также отчасти другие страны, имеющие интересы преимущественно в больших маньчжурских городах. Главная задача настоящего времени - установление управления, приемлемого для населения и способного обеспечить уважение к закону и поддержание порядка. Ни одна держава не сможет извлекать из Маньчжурии доходы и развивать страну, не заручившись поддержкой местного населения. Китай не сможет выйти из опасного положения, пока «эти северные провинции не перестанут служить полем битвы, на котором сталкивается честолюбие соседних держав. Китаю необходимо удовлетворить экономические интересы Японии, имеющиеся на этой территории, а Японии - признать неизменно китайских характер маньчжурского населения».

Глава заканчивается указанием на то, что в Маньчжурии должен быть сохранен принцип «открытых дверей» не только на словах, но и на деле.

 

Глава IX. Принципы и условия регулирования конфликта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.