Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Даосизм




Иной нравственный пафос присущ даосизму — второму ведущему религиозно-философскому учению, ко­торое сами китайцы называют «дао цзяо». Отношение дао­сизма к конфуцианству имеет ряд аналогий с отношением буддизма к индуизму. Если конфуцианство стремилось максимально привязать человека к семье-государству, то учение Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) и его последователей, на­оборот, было направлено на освобождение человека от ие­рархической структуры и всех обслуживающих ее культур­ных средств.

Конфуцианское двуединство ритуала и долга воспитывало умение достойно играть свою роль в любых жизненных ситуациях и держало человека в напряжении перед опасностью «потерять свое лицо».Основы даосской этики изложены в трактатах «Дао дэ цзин», «Ли-цзы» и «Чжуан-цзы». Собрание даосских текстов про­должалось несколько веков и завершилось созданием ан­тологии «Дао цзан», включающей более тысячи книг.

Центральное место в этом учении отводится общекитайско­му понятию «дао» («путь»), а также понятиям «дэ» («до­бродетель» — позитивная внутренняя сила в человеке), «цзы жанъ» («самоестественность») и «у-вэй» («недея­ние»).

Антиконфуцианская направленность даосизма об­наружилась, прежде всего, в критике ритуала и других иерархических ценностей. Ошибочно счи­тать, утверждают даосы, что порядок всегда лучше хаоса. В хаосе есть собственная ценность — ничем не стеснен­ное самовыражение. Практически все виды культурной утонченности действуют или могут действовать во вред человеку. Наслаждаясь острым зрением, предаются изли­шеству в чувствах, наслаждаясь тонким слухом — в зву­ках. Наслаждаясь милосердием, нарушают естественные свойства людей, а справедливостью — законы природы. Удовольствия от обрядов помогают извращениям, от му­зыки — разврату, от мудрости — искусственности, от зна­ний — порокам. Погоня за этими восемью видами куль­турных наслаждений приводит к тому, что люди начи­нают резать друг друга на куски и скручивать в клубок.

Отрицание всех конфуцианских ценностей и устоев основано на вере в самовоспроизводящуюся гармонию при­роды как целого и отдельных вещей. Согласно принципу «цзы жань», каждая вещь в своих изменениях следует соб­ственной природе, а не давлению других вещей. Если все сущее будет следовать своим путем, а не становиться на путях других существ, то в мире восстановится изначаль­ный порядок. Высший принцип нравственности по вер­сии «Чжуан-цзы» звучит так: «Береги и храни самого себя, а вещи созреют сами по себе». Такое отношение к миру конкретизируется в принципе «недеяния» («у-вэй»).

Требование недеяния не означает прекращения всяких уси­лий. Мир. Конечной целью человеческих усилий является обретение личного совершенства («сянь») в виде бессмер­тия или состояния близкого к нему. Это состояние доступ­но отнюдь не для всех, но только для «настоящего челове­ка» («чжэнь жэнь»).

В даосизме для которого всякие противоположности условны и возникают из первоначальной гармонии «инь» и «ян». Н астоящий челове­к пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется; он ставит себя позади других и поэто­му оказывается впереди.

Сокровенная сущность человека во всей китайской этике называется «дэ», что приблизительно можно перевести как «добродетель». «Дэ» подобна воде, которая приносит пользу всем суще­ствам и не борется с ними, т.е. не стремится сохранить свою определенность, растворяется во всем и только по­тому одерживает победу. Даосская добродетель «дэ» понимается как внутренняя сила, качество вещи, де­лающее ее такой, а не иной. В человеке она представляет собой некое единство телесных и духовных способностей. Совершенствование человека понимается в даосизме как процесс обратного движения к изначальному хаосу, про­стоте и покою. В социальном плане это движение предполагает уменьшение иерархических различий и насильственной власти.

Общая нравственная установка — слиться с миром, а не вырваться из него. Жизнь как таковая обладает цен­ностью. В этом мировоззренческом контексте морально­му осуждению или, по крайней мере, неодобрению под­вергаются суровый аскетизм, целомудрие и безбрачие.

И конфуцианство, и даосизм оказали определенное влия­ние на духовно-нравственную жизнь Кореи, Лаоса, Вьет­нама и Японии. Но мировой религией ни одно из этих те­чений не стало. Первое было слишком привязано к тра­диционной структуре распределения статусов, а второй в своем существенном содержании отличался явной эзотеричностью, обещая спасение только отдельным, самым верным своим последователям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.