Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антинатурализм




Натурализм

Натурализм и антинатурализм.

В эпоху Возрождения этика приобрела особый статус на основе переориентации с теоцентризма на антро­поцентризм.

Наибольшее теоре­тическое значение в данном спектре приобрели линии противостояния между:

1) монизмом и плюрализмом,

2) рационализмом и эмпиризмом,

3) натурализмом и антинатурализмом и т.д.

В плоскости антрополо­гии — учения о человеке — наибольшее значение для этики приобрел вопрос о взаимосвязи морали и врожден­ных качеств человека.

В христианстве она стави­лась как проблема соотношения Божественной благода­ти и свободного произволения человека.

Натуралисты трактовали мораль как продукт человеческой природы, выражение ее фундаментальных свойств. Наиболее по­следовательным защитником этой позиции оказался фран­цузский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). По его ос­новной посылке, человек рождается свободным и предрас­положенным к добру. Основанием добра в человеческой природе выступает любовь к самому себе и другим лю­дям. Из любви к другим людям вырастают сострадание, жа­лость, милосердие, альтруизм как готовность к самопо­жертвованию. Врожденным является голос совести, бе­зошибочно указывающий человеку на то зло, которое он причинил другим. Рабство и порочность в общественной жизни возникают из-за непрерывно продолжающегося грехопадения — введения общественного неравенст­ва и государственно-правовых средств его защит ы. Не­равенство побуждает людей соперничать друг с другом и превращает их во врагов.

Восстанавливая в правах киническую этику, Руссо попытал­ся показать разрушительное воздействие на нравы и госу­дарства, и науки, и искусства, т.е., всего того, что имену­ется цивилизацией и культурой. Культура распространя­ет среди людей лицемерие, побуждая их надевать маски. Лю­ди, развив свой ум и чувственность, окунулисьизвращенность, рабское служение страстям и многочис­ленные пороки. Парадоксальный вывод Руссо утверждает, что степень просвещенности и культуры обратно про­порциональна нравственному совершенству. В России близкую позицию занимали Л.Н. Толстой и его последователи-«толстовцы», взявшие курс на «нравственное опро­щение». Но такая позиция не только утопична и реакци­онна.

На противоположном полюсе находилась точка зрения, за­щищаемая в эпоху Возрождения Н. Макиавелли, а после него Гоббсом (1588-1679). Естественное состояние че­ловека, с этой точки зрения, находится на максимальном удалении от нравственности. Лучшей, самой емкой харак­теристикой природных отношений между людьми являет­ся афоризм римского комедиографа Плавта: «Человек че­ловеку — волк». Ребенок, если не дать ему то, чего он захотел, плачет, сердится. В принципе таким же, по Гоббсу, является и поведение дикарей, не знающих государственного устройства и за­конов. По своей природе человек стремится к выгоде и почету, а любовь и другие нравственные чув­ства возникают только благодаря образованию различных сообществ и воспитанию. Нравственность во всех своих проявлениях выступает искусственным продуктом. Условие ее возможности составляет договор между людьми. Для заключения подобного договора необходим язык как элементарная знаковая система. Договор создает в отно­шениях между людьми заведомое неравенство, так как он основан на отказе участников от существенной части сво­их прав. Вместо естественной свободы действий устанавливаются обязательные ограничения, из которых постепенно и вырастает мораль.

Основой, на которой покоятся эти ограничения, является разумное представление о том, что исходное благо для людей — мир, а коренное зло — война. Для реализации стремления к миру необходимо придерживаться согла­шений. Это есть, собственно говоря, первая нравственная норма. Мораль начинается с верности данному обе­щанию, с отказа от обмана. Ее первым понятием явля­ется справедливость, а общим принципом, охватываю­щим все ее содержание, — «золотое правило нравст­венности» («не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе»).

Особый смысл антинатуралистическому пониманию нрав­ственности придал в конце XIX в. Ф. Ницше. Искусствен­ность морали он истолковал как причину ее пагубности для жизни. Идея общественного договора превратилась у него в идею «заговора». В духе греческих софистов Ниц­ше усмотрел в моральных ограничениях средство обузда­ния здоровой человеческой природы, которым хитро вос­пользовались люди выродившиеся, больные и слабые. «Во­ля к власти » — неотъемлемое свойство всякой жизни — в них подавлена и замещена— бессильной завистью, тайной ненавистью неудачников к людям сильным и счастливым. Не будучи в состоянии одержать победу в открытой жизненной борь­бе, люди с рабскими душами тайным соглашением приня­ли и навязали всем правила игры, которые выгодны толь­ко для них и вредны для «расы господ». Таким образом возникла сначала рационалистическая этика Сократа, а по­том и христианское учение о нравственности. Подлинная нравственность, как заявлял Ницше, должна быть не чело­веческой, а «сверхчеловеческой» и пониматься «по ту сторону добра и зла». В XX в. договорно-искусственное про­исхождение нравственности отстаивала фрейдистская эти­ка, прежде всего, сам основатель психоанализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.