Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 37. Внимание и три функциональных блока мозга. Расстройства внимания при локальных поражениях мозга




Внимание (А. Р. Лурия) Опр.: фактор, способствующий селективности протекания любых психических процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых.

Формы внимания:
а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.);
б) двигательное внимание, проявляющееся в моторных процессах, в их осознании и регуляции;
в) эмоциональное внимание, привлекаемое эмоционально-значимыми стимулами; следует отметить особые закономерности протекания этой формы внимания, ее тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации (процессами импритинга);

г) интеллектуальное внимание, которое проявляется в интеллектуальной деятельности (внимание к предмету обдумывания, к интеллектуальным операциям, с помощью которых реализуется сам процесс мышления).

Уровни внимания:

непроизвольный

произвольный

Выготский àпервичное, непроизвольное внимание — то, с которым ребенок рождается; вторичное, произвольное внимание формируется по мере становления всех других психических функций и является прежде всего социально опосредованным типом внимания (Л. С. Выготский, 1960)   Гальперин àпроизвольное внимание у взрослого человека направляется прежде всего речевыми стимулами, т. е. тесно связано с речевой системой

Нейропсихология внимания

История:

считалось, что внимание не связано специально с какими-то определенными структурами мозга и что его нарушения (в виде ослабления, снижения объема, нарушения концентрации, повышенной истощаемости, резких колебаний и т. д.) свойственны любому больному человеку независимо от локализации поражения мозга.

à!! ошибались!!

существуют два самостоятельных типа нарушений внимания

Типы нарушения внимания:

модально-неспецифические

Эти нарушения внимания распространяются на любые его формы и уровни.

ПАТО:

Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности (зрительных, слуховых, тактильных и др.), нарушения внимания проявляются в любой психической деятельности.

Локализация: неспецифические срединные структуры мозга разных уровней

нижние отделы неспецифических структур(уровня продолговатого и среднего мозга)

à быстрая истощаемость, резкое сужение объема внимания и нарушение его концентрации (любой вид деятельности)

Пробы: выполнении серийных счетных операций (например, задания на серийное вычитание или на серийное сложение) ошибки à: больные сначала дают быстрые и правильные ответы, затем латентные периоды ответов резко увеличиваются (по типу истощения), появляются ошибки и следует отказ от выполнения задания. возможен повторный «всплеск» активности. Т.е. длительное (несколько минут) серийное выполнение, требующее постоянного напряжение произвольного внимания, сталкивается с большими трудностями.

у таких больных произвольный уровень регуляции внимания относительно сохранен, в то время как первичные непроизвольные формы внимания страдают существенно больше

à Возможность компенсации: посредством обращения к высшим смысловым категориям (вызвать заинтересованность) или с помощью сопровождения действий громкой речью — способа, усиливающего речевую регуляцию деятельности.

Причины:

травмы мозга (так как сотрясение мозга, как правило, вызывает кровоизлияние в нижних отделах ствола)

опухоли в области задней черепной ямки и с поражениями мозжечка (так как обычно в этих случаях оказывается давление на стволовые структуры)

диэнцефальные отделы мозга и лимбическая система

àбольные часто вообще не могут сосредоточиться ни на какой деятельности (при выполнении двигательных актов, и при решении арифметических задач, и при выполнении вербальных заданий) или их внимание крайне неустойчиво.

Ослаблены механизмы произвольной регуляции.

В ряде случаев у таких больных нарушения внимания сочетаются с нарушениями памяти и сознания.

Возможность компенсации: компенсация или отсутствует, или длится очень недолго.

Причины:

опухоли в области таламуса, гипоталамических структур

поражения в области третьего желудочка, лимбической коры, гиппокампа

медиобазальные отделы лобных и височных долей

à преимущественно страдают произвольные формы внимания + патологически усилены непроизвольные формы внимания

«лобные» (или «лобно-височные») больные характеризуются «полевым» поведением: чрезвычайно реактивны на все стимулы, как будто бы замечают все, что происходит вокруг них (оборачиваются на любой звук, вступают в разговоры, которые ведут между собой соседи, и т. д.)

EX.: такие больные не могут по словесной инструкции переводить взор (направо, налево и т. д.). Однако они переводят ero вслед за реальным движущимся зрительным объектом (например, карандашом). = «психический паралич взора»

модально-специфические

Это специфические для данной модальности трудности осознания стимула в определенных ситуациях à явления игнорирования тех или иных стимулов

!! не имеют ничего общего с нарушениями гностических функций, т. е. с нарушениями восприятия !!

Пробы: оценка анализаторных функций методом предъявления двойных стимулов ( при одновременном предъявлении двух зрительных, двух слуховых или двух тактильных стимулов)

Зрительное невнимание

симптом был впервые обнаружен при изучении полей зрения

à было обнаружено, что помимо нарушений полей зрения у больных иногда наблюдаются иные нарушения в виде «необращения внимания» на зрительные стимулы, которые показываются в одном поле зрения — чаще в левом (игнорирование)

симптом преимущественно проявляется при одновременном предъявлении раздражителей справа и слева. Тогда больной совершенно отчетливо отдает предпочтение одной стороне; он лучше замечает, например, правые, а не левые стимулы.

!!НО если стимулы предъявляются отдельно только справа или только слева, то нередко разницы в их обнаружении не бывает, что свидетельствует против гностической природы этого дефекта (дело тут не в восприятии)!!

+Проба рассмотреть сюжетную картинку с большим количеством действующих лиц и деталей и высказаться по поводу ее содержания. à может четко проявляться симптом игнорирования одной стороны изображения. Больные (правши) как бы «не замечают» того, что изображено слева на картинке (или в левом верхнем, в левом нижнем углу) à Если общий смысл картинок можно понять, лишь рассмотрев левый верхний или нижний угол картинки, больные дают неверные ответы.

В клинике локальных поражений головного мозга обычно встречается зрительное невнимание именно к левой стороне зрительного пространства как симптом поражения задних отделов правого полушария.

Причины: отражает легкую (или начальную) стадию поражения зрительных анализаторных структур

à заболевания может перейти в гностические расстройства или в одностороннее нарушение полей зрения (гемианопсию). Он связан со спецификой работы правого полушария в целом, с его отношением к такому явлению, как неосознание собственных дефектов, или анозогнозия.

 

Слуховое невнимание

Проба (методика дихотического прослушивания) предъявлять одновременно на два уха два разных звука или два разных слова и просить больного точно сказать, что именно он слышит à больной слышит только те звуки (слова), которые подаются в одно ухо, и в той или иной степени игнорирует информацию, поступающую в другое ухо

NB: «эффект правого уха» = нормальный человек (правша) слышит слова на 10-15 % лучше правым ухом, чем левым

Симптом грубого игнорирования звуков

У больных с локальными поражениями мозга степень асимметрии резко возрастает (до 50-60 % и больше); иногда звуки, которые подаются с одной стороны, вообще не воспринимаются, хотя те же звуки (слова), предъявленные раздельно на одно правое или на одно левое ухо, воспринимаются относительно равномерно.

Причины: связано прежде всего с поражением слуховой анализаторной системы. Однако оно может наблюдаться и при более широкой локализации очагов поражения внутри полушария

 

Тактильное невнимание

Проба (методика двойной тактильной стимуляции) - Г. Тойбер экспериментатор одновременно касается одних и тех же участков кистей рук (левой и правой) с одинаковой интенсивностью. От больного требуется, чтобы он, закрыв глаза, определил, сколько было прикосновений — одно или два. Прикосновения к кистям двух рук одновременно перемежаются двумя прикосновениями к одной и той же руке и одним прикосновением к одной руке для контроля. à можно видеть, что больной как бы «не замечает» прикосновения к одной руке (чаще к левой), когда даются два прикосновения одновременно, что является симптомом поражения правого полушария головного мозга (преимущественно правой теменной доли). Если прикасаться раздельно только к левой или только к правой руке, то явление игнорирования стимула не обнаруживается.

àЭтот симптом свидетельствует о существовании специальной формы внимания к тактильным стимулам и возможности ее изолированного нарушения.

 

Двигательное невнимание

Проба предлагается одновременно выполнять движения двумя руками à больные обычно сначала выполняют их правильно, затем одна рука замедляет движения и как бы «отключается», а больной продолжает совершать движения только одной рукой. На вопрос: «Правильно ли вы делаете?» — он отвечает: «Правильно». При повторении задания та же рука (чаще левая) вновь отключается. Сам больной по-прежнему не осознает своих ошибок. Симптом игнорирования исчезает, если попросить больного делать те же движения отдельно левой и правой руками.

симптом двигательного игнорирования носит строго односторонний характер

Локализация:

поражение передних отделов больших полушарий (чаще правого) — премоторных, префронтальных областей коры, а также глубинных структур мозга, включая базальные ядра

 

Блоки мозга

Первый блок = модально-неспецифические нарушения внимания
блок регуляции уровня активации мозга, его тонуса ретикулярная формация ствола мозга, структуры среднего мозга, диэнцефальные отделы ствола, лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Второй блок = модально-специфические нарушения внимания
модально-специфические процессы основные анализаторные системы (зрительную, слуховую, кожно-кинестезическую): корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий
Третий блок =двигательное невнимание
блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции моторные, премоторные и пре-фронтальные отделы коры



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.