Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Префронтальные отделы мозга




Вопрос № 39. Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов

Третий блок мозга

25 % всей площади больших полушарий мозга

Функции:

непосредственного участия в обеспечении рабочего режима коркового тонуса при решении различных задач

имеет прямое отношение к интегративной организации движений и действий на всей протяженности их осуществления (прежде всего, на уровне произвольной регуляции).

à формирование намерения, в соответствии с которым определяется цель действия и прогнозируется на основе прошлого опыта образ конечного результата, соответствующего поставленной цели и удовлетворяющего намерению

àосуществляется выбор средств, необходимых для достижения результата, в их последовательной связи, т.е. программа.

àвыполнение программы должно контролироваться, поскольку условия достижения результата могут изменяться и требовать коррекции.

àсличение достигнутого результата с тем, что предполагалось получить и, опять-таки, вносить коррекцию, особенно в случае рассогласования прогноза и результата.

 

«Лобный синдром»

"Лобный синдром" связывают обычно с дисфункцией именно префронтальных отделов.

Произвольность - непроизвольность

крайняя степень выраженности - больному практически недоступно выполнение даже простых заданий, требующих минимальной произвольной активности.

àфеномен "откликаемости" или "полевого поведения".

Ex:

при выходе из комнаты вместо того, чтобы открыть дверь, больной открывает дверцы стоящего у выхода шкафа;

при выполнении инструкции зажечь свечу, больной берет ее в рот и прикуривает как сигарету.

 

А.Р. Лурия нередко говорил, что о состоянии психических процессов и уровне достижений при нейропсихологическом обследовании больного с лобным синдромом лучше судить, если обследовать не данного больного, а его соседа по палате. В этом случае больной непроизвольно включается в обследование и может обнаружить известную продуктивность при непроизвольном выполнении ряда заданий.  

Утрата функции произвольного контроля и регуляции деятельности особенно отчетливо проявляется при выполнении инструкций заданий, требующих построения программы действий и контроля за ее выполнением. àВ связи с этим у больных формируется комплекс расстройств в двигательной, интеллектуальной и мнестической сферах.

 

В лобном синдроме особое место занимает так называемая регуляторная апраксия (апраксия целевого действия).

Проба (выполнение условных двигательных реакций) Больному предлагается выполнить следующую двигательную программу: "когда я стукну по столу один раз. Вы поднимите правую руку, когда два раза – поднимите левую руку". à Повторение инструкции оказывается доступным больному, но ее реализация грубо искажается. Даже если первоначальное выполнение может быть адекватным, то при повторении последовательности стимульных ударов (I - II; I - II; I - II) у больного формируется стереотип движения рук (правая - левая, правая - левая, правая - левая). При смене последовательности стимулов больной продолжает осуществлять сложившуюся у него стереотипную последовательность, не обращая внимания на изменение стимульной ситуации В наиболее грубых случаях больной может продолжать актуализировать сложившийся стереотип движения рук при прекращении подачи стимулов. Так, выполняя инструкцию "сожмите мою руку 2 раза", больной пожимает ее неоднократно или просто сжимает однократно, длительно. àДругим вариантом нарушения двигательной программы может быть эхопраксия. В ответ на один удар больной также выполняет одно постукивание, на два удара - стучит дважды. При этом возможна смена рук, но есть очевидная зависимость от стимульного поля, которую больной не может преодолеть. à при повторении инструкции на вербальном уровне больной не выполняет двигательную программу вообще. Другие пробы:зеркальное некорригируемое выполнение пробы Хэда, эхопраксическое выполнение конфликтной условной реакции ("я подниму палец, а Вы в ответ поднимете кулак") àаналогичные ошибки

Симптомы, характерные для префронтального лобного синдрома:

Нарушение произвольной регуляции деятельности =все перечисленные выше ошибки

Замена двигательной программы эхопраксиями или сформированным стереотипом - один из типичных симптомов в случае патологии префронтальных отделов. При этом заменяющий реальную программу актуализируемый стереотип может относиться к хорошо упроченным стереотипам прошлого опыта больного. В качестве иллюстрации можно обратиться к приведенному выше примеру с зажиганием свечи.

Нарушение регулирующей функции речи = речь не регулирует деятельность

Вербальная и двигательная компоненты деятельности как бы отрываются, отщепляются друг от друга. В наиболее грубых формах это может проявляться в замене движения воспроизведением вербальной инструкции. На вопрос, почему он не выполняет инструкцию, больной говорит: "сжать два раза, уже сделал". Таким образом, вербальное задание не только не регулирует сам двигательный акт, но и не является пусковым механизмом, формирующим намерение выполнения движения.

Инактивность больного, имеющего префронтальное поражение.

= недостаточная интенция в организации поведения в выполнении движений и действий

может быть представлена на различных этапах:

формирования намерения à предлагаемые больному инструкции и задания не входят во внутренний план его активности, в соответствии с чем больной, если и включается в деятельность, то замещает требуемую по инструкции задачу стереотипом или эхопраксией. При сохранности активности на первом этапе (больной принимает инструкцию)

формирование программы исполненияàправильно начавшаяся деятельность в конечном счете заменяется уже сложившимся стереотипом.

сличение образца и полученного результата деятельности.

Деятельность, которая страдает от синдрома:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.