Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие подходы к измерению надежности




До широкого применения компьютеров вычислять коэффициент альфа вруч­ную было долго, поэтому использовалась аппроксимация [10]. Вместо сложения всех заданий теста для получения общей оценки вычислялись две оценки: одна основывалась на всех нечетных за­даниях теста, а другая - на всех четных. Полученные две оценки затем коррелировали между собой. Далее применяя формулу Спирмена-Брауна (поскольку набор четных или нечетных зада­ний - только половина объема полного теста) рассчитывали надеж­ность, полученную методом расщепления. В настоящее время, по-видимому, нет весомых оснований для ее использования.

Ретестовая надежность - временная ста­бильность, имеет совершенно другой смысл. Как следует из назва­ния, она проверяет, в какой степени оценки (!) черты остаются бо­лее или менее постоянными в течение времени. Большинство тес­тов разработано для измерения именно стабильных черт таких, как экстраверсия, способности к вычислениям или нейротизм, а в определении черты подчеркивается, что это относительно устойчивая диспози­ция. Последнее предполагает, что индивидуумы должны иметь по­хожие оценки, когда они тестируются в двух ситуациях (напри­мер, с интервалом в несколько недель) при условии, что:

- с ними не случилось ничего значительного в интервале меж­ду двумя тестированиями (например, не было эмоциональ­ного кризиса, изменений, обусловленных развитием, или значительного образовательного опыта, который мог бы по­влиять на черту);

- тест хорошо измеряет черту.

Если при первом тестировании тест показывает, что ребенок гениален, а через месяц его интеллект оказывается на среднем уровне, то либо концепция интеллекта характеризует в большей степени состояние, а не черту, либо тест несостоятелен.

Проблема, однако, заключается в том, что ретестовая на­дежность основывается на общей оценке, она ничего не говорит о том, как люди выполняют отдельные задания. В то время как коэф­фициент альфа показывает, измеряет ли набор заданий некото­рую конкретную скрытую черту, прекрасную ретестовую надеж­ность может иметь набор заданий, которые не имеют ничего общего между собой (!).

Например, если вы попросили кого-то суммировать номер своего дома, размер обуви и год рождения в двух разных ситуациях, полученная статистическая характеристика будет об­наруживать впечатляющую ретестовую надежность, хотя эти три пункта не имеют между собой ничего общего.

В связи с обсуждением понятия "ретестовая надежность" целесообразно остановиться на возможности дифференцирования таких психологических понятий как "состояние" и "черта личности" на основе статистической оценки.

Имея показатели ретестовой надежности и внутренней согласованности теста, представляется возможным математически проверить, является ли тестируемое психическое образование устойчивой личностной характеристикой или текущим состоянием. Говард Е. в своей работе [23] приводит формулу для вычисления индекса μ, по величине которого можно судить, что диагностируется данным тестом (черта личности или состояние субъекта в момент тестирования; например, тревожность как стабильная черта личности и как ситуативная характеристика).

Остер Т.Р. [24], приводит количественные данные для индекса μ, по которым можно отличить устойчивые характеристики личности от ситуативных. Если μ находится в пределах от 0,4 до 0,7, то данный тест определяет ситуативную характеристику индивида; при μ, равном 0,1-0,2, тест определяет стабильную личностную характеристику. Индекс μ вычисляется по формуле:

;

где: к - показатель ретестовой надежности теста; α - коэффициент внутренней однородности теста.

Надежность параллельных форм. Ради полноты картины следует упомянуть надежность параллельных форм. Конструкторы тестов иногда создают из набора заданий несколько тестов. Чтобы создать две параллельные фор­мы теста, задания предъявляются большой выборке испытуемых и подбираются пары заданий со сходным содержанием и уровнем трудности.

Например, обе формы теста могут включать задание решить анаграмму из семи букв, и в обоих случаях ответом будут слова, одинаково часто встречающиеся в языке, и только около 25% выборки будут способны решить каждую из них. Одно задание будет, затем включено в форму "А" теста, а другое - в форму "Б". Эти два теста продаются отдельно, и (теоретически) несущественно, какой из них будет использоваться в определенных целях, поскольку обычно прилагаются специальные усилия, гарантирующие, что эти две версии дают одинаковое распределение оценок (и бла­годаря этому позволяют использовать одни и те же таблицы норм для обеих форм теста). Если оба теста измеряют одну и ту же черту, следует ожидать высокой положительной корреляции между оцен­ками индивидуумов по двум формам теста. Эта корреляция извес­тна как надежность параллельных форм. Однако, поскольку из-за трудностей создания, парал­лельные формы имеют относительно немногие тесты, она исполь­зуется редко [10].

Надежность отдельных пунктов. Очевидно, что надежность теста обеспечивается надежностью пунктов, из которых он состоит. Чтобы повысить ретестовую (диахронную) надежность всего теста, надо отобрать из исходного набора пунктов (проверенных в пилотажных психометрических экспериментах) такие пункты, на которые испытуемые дают устойчивые ответы.

Для дихотомических пунктов с ответами типа "верно" или "неверно", устойчивость удобно измерять с использованием четырехклеточной матрицы сопряженности:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.