Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоверность самоотчета




Внутри проблемы валидности целесообразно выделить вопрос об обеспечении валидности процедур стандартизованного самоотчета, к которым относятся различные техники шкалирования, классифицирования, сравнения и тест-опросники. Специфические проблемы валидности, связанные с активностью человека как объекта в психодиагностике, целесообразно обозначить особым образом - проблемы обеспечения "достоверности".

Beрбальная форма подачи тестового материала порождает у испытуемого определенные размышления о цели тестирования. Если ситуация (например, экспертиза) диктует испытуемому необходимость фальсификации ответов, то испытуемый редко отказывается от этой возможности.

Психологические факторы, от которых зависит достоверность данных самоотчета, условно можно сгруппировать в следующие классы [15]:

1. Факторы знания. У испытуемого может быть более или менее осознанное представление о следующем:

- свойственно или нет ему в действительности тестируемое поведение (с некоторыми ситуациями, имплицитно подразумеваемыми в вопросе тест-опросника, испытуемый мог на практике никогда не встречаться);

- какое личностное свойство скрывается за тем или иным конкретным поведением, описанным в суждении;

- как это свойство соотносится с общепринятыми моральными нормами и признаками социального успеха.

2. Фактор "социальной желательности". Обозначает тенденцию испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию. Сила этой тенденции зависит как от общей внеситуативной установки испытуемого на морализацию "Я-образа" и социальную успешность, так и от того, насколько эту установку актуализирует сама ситуация тестирования (диагностическая ситуация). Однако эта тенденция не будет давать систематического искажения, если испытуемые не смогут разгадать направленность опросника и связать диагностируемое свойство с тем или иным полюсом "социальной желательности".

Таким образом, действие этого фактора до некоторой степени опосредовано действием фактора "знание". Однако при диагностике личностных свойств, тесно связанных с психической "нормальностью" или "социальной успешностью", фактор "социальной желательности ответа" обусловливает очень серьезные искажения.

3. Факторы "индивидуальной тактики". Здесь подразумевается действие "Я-концепции" ("Я" для себя) и "Я-образа" ("Я" для других) на ситуативную тактику испытуемого в момент тестирования. Выполняя тест-опросник, испытуемый всегда находится в невольном диалоге с самим собой и в своих ответах на вопросы раскрывает себя не только для других, но и для себя самого. Испытуемый стремится подтвердить "Я-концепцию" или фальсифицировать определенный "Я-образ" с заданными свойствами.

Как правило, в ситуациях высокого социального риска "Я-образ" полностью доминирует.

Например, преступник при экспертизе стремится, прежде всего, предстать больными или неприспособленным к жизни, хотя в действительности ему было бы приятно думать о себе как о вполне адаптированном здоровом человеке. Точно так же склонные подчеркивать свои трудности и проблемы клиенты, обратившиеся за помощью к психологу-психотерапевту (чтобы вызвать к себе повышенное внимание). В менее регламентированных ситуациях, наоборот, может доминировать мотивация самопознания: в этом случае испытуемый невольно стремится подтвердить с помощью теста свои гипотезы о самом себе.

Заслуживают внимания также особые формы отказа испытуемого от тестирования: позиционный стиль ответа ("соглашательство" или, наоборот, "отрицание"), случайные ответы. Для выявления подобных отказов обычно достаточно довольно простых мер:

- для исключения влияния соглашательства ("отрицания") применяются перечни с "прямыми" (ответ "верно" в пользу измеряемого свойства) и "обратными" (ответ "неверно" в пользу измеряемого свойства) пунктами. Кроме того, производится подсчет баланса "подтверждающих" и "отвергающих" ответов: если баланс резко нарушается, то протокол признается бракованным;

- для выявления случайных ответов в большие перечни вводят вопросы-дубли (синонимические перифразы) или прямые повторы: если испытуемый слишком часто по-разному отвечает на одинаковые вопросы, значит он применяет случайную тактику. Вводят также и крайне редкие утверждения, с которыми испытуемые, как правило, соглашаются только по ошибке.

Более сложные методы требуются для борьбы с социальной желательностью. Рассмотрим три наиболее часто используемых варианта.

1. Введение особых шкал "лжи" в диагностический вариант методики. Они составляются из "вопросов-ловушек": тот или иной ответ на эти вопросы явно предопределен социальной желательностью. Если испытуемый набирает слишком высокий балл по шкале лжи, его протокол бракуется. Более тонкий вариант - введение шкал "коррекции" (например, в MMPI). Получение определенного балла по этим шкалам вызывает внесение поправок к баллу по другим шкалам, скоррелированным со шкалой коррекции. Величина поправок определяется коэффициентом линейной регрессии (измеренным в нормативном эксперименте) между баллами, полученными по шкале коррекции и основной диагностической шкале (шкале свойства).

2. Использование инструкции на преднамеренную фальсификацию результатов для устранения или сбалансирования "социальной желательности". Участникам предварительных замеров кроме обычной инструкции дается (во вторую очередь) дополнительная: "Заполните опросник от лица человека, желающего произвести самое благоприятное впечатление". Затем производится отбор пунктов на основании того, насколько процент ответов на них отличается от 50 процентов (где 50% - величина, ожидаемая для пунктов, являющихся нейтральными с точки зрения "социальной желательности").

В качестве меры желательности в данном случае можно воспользоваться следующим коэффициентом:

 

где:

 

N(+) - сумма ответов "верно" на данный пункт при инструкции на фальсификацию;

N(-) - сумма ответов "неверно" в тех же условия;

n - численность испытуемых.

Значимость коэффициента приближенно оценивается по критерию "хи-квадрат" (см. стр. 197). В данном случае в правой части формулы вместо φ подставляется :




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.