Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историография археологического изучения Казахстана XIV - начала XVIII ВВ. 1 страница




Отношение исследователей к возможностям археологии в изучении по­зднесредневековых этапов истории до недавнего времени оставалось неодноз­начным. В свое время А. Ю. Якубовский писал, что период исторического развития Средней Азии позднее XV в. «выходит за пределы прямых интере­сов археологии, последняя свое главное внимание сосредоточивает на древ­ней и раннесредневековой истории Средней Азии»222. Этот постулат находил­ся в прямой зависимости с конкретными исследованиями археологов Сред­ней Азии и Казахстана, которые, как правило, не шли дальше изучения тимуридской керамики, архитектурного декора и памятников архитектуры223.

Наряду с охарактеризованной тенденцией развивалась и другая, направ­ленная на изучение позднесредневекового города. Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция, руководимая М. Е. Массоном, исследуя городище Нису, включила в сферу своих интересов и объекты XIII— XVIII вв.224.

Однако прорывом в изучении позднесредневекового города следует счи­тать работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции на городи­ще Ургенч по уровню слоев XVI—XVII вв.225. Раскопки были проведены на комплексе южных ворот городища Таш-Кали и на участке, занятом, как вы­яснилось, торгово-ремесленным кварталом XV—XVII вв.226 Впервые была получена совершенно новая информация, характеризующая жизнь позднес­редневекового города Средней Азии, хозяйство и быт горожан. Исследова­ния экспедиции в низовьях Сырдарьи также включили в число изучаемых городища и поселения позднего средневековья, в том числе поселения каза­хов и каракалпаков XVIII—XIX вв.227.

Если рассматривать проблему археологического изучения позднесредне­вековых городов и поселений Южного Казахстана и Жетысу, то следует от­метить констатацию исследователями упадка городской и оседлой культуры в послемонгольское время228. Конкретных исследований городищ по уровню слоев XIII—XVIII вв. не проводилось. И лишь в начале 60-х годов археологи Казахстана приступили к конкретным поискам и раскопкам памятников по­зднесредневековой оседлой и городской культуры, хотя справедливости ради надо отметить раскопки членов Туркестанского кружка любителей археоло­гии А. К. Кларе и А. А. Черкасова в 1904 г. верхних слоев городища Отрар, которые, как выяснилось уже после широких раскопок Отрара, относятся к XVI—XVIII вв.229. Вначале исследовались памятники XIII—XVIII вв. в Талас­ской и Чуйской долинах, на северных склонах Каратау. Уже первые работы в этом направлении изменили представление о масштабах и характере городс­кой жизни в послемонгольское время. Был выделен культурный комплекс XIII—XVIII вв.230.

Отрарская археологическая экспедиция в 1969—1970 гг. провела исследо­вания городищ долины Арыси, левобережья Сырдарьи, Туркестанского и Отрарского оазисов. Стратиграфический шурф на Отраре вскрыл слои XIII— XVIII вв.231. Планомерные поиски и разведывательного характера раскопочные работы с применением аэрометодов выявили большую группу городищ, жизнь на которых, как показали исследования, интенсивно продолжалась в XIII—XIV вв., в период сложения Казахского ханства. Удалось отождествить их с конкретными городами, названными в источниках Карасаманом, Йаканкетом на Арыси, Чиликом в Отрарском оазисе. В Туркестанском оазисе были локализованы города Сури, Йунка, Шага, Карачук, на левобережье Сырда­рьи - Сюткент, Аркук, Куджан, Анкурган, Узген. Открытия нового для ка­захстанской археологии пласта городской культуры совпало с введением в научный оборот письменных источников по истории казахов и казахских ханств XV—XVIII вв. и аналитических статей о городах, их роли в позднесредековой истории Казахстана232. Все это стимулировало научный интерес к позднесредневековой городской и оседлой культуре. Как следствие этого, начиная с 1971 г., на юге Казахстана разворачивает исследования Южно-Казахстанская комплексная археологическая экспедиция. Основным объектом ее раскопок было выбрано городище Отрар233. С тех пор в течение 25 лет на нем изучаются слои городища по уровню XIII—XVIII вв. В итоге выявлена городская застройка, исследованы жилище, общественные постройки, про­анализированы функции города — ремесло, торговля, сельское хозяйство234. Изучена позднесредневековая ирригация Отрарского оазиса,235 кяризное орошение позднесредневекового Саурана236. Крупные по масштабу раскопки в 70-е гг. проводились на городище Туркестан по уровню слоев XVII— XIX вв.237.

Расширение археологических исследований на позднесредневековых го­родищах, количественное накопление материалов и выявление больших по­тенциальных возможностей этих материалов в вопросах выявления многих проблем позднесредневековой истории в конечном итоге привели к призна­нию специалистами нового направления в науке - «позднесредневековой ар­хеологии». На совещании в Алма-Ате в 1981 г. новый раздел археологии был признан официально238. Таким образом было доказано, что возможности ар­хеологии в изучении исторического процесса в Казахстане и других регио­нах, в исследовании материальной культуры, социальных отношений рас­пространяются и на период XIII—XIX вв.

Многолетние раскопки позднесредневековых городов Южного Казахста­на и Жетысу дали большой материал, который публиковался, анализировал­ся в монографиях и многочисленных статьях, диссертационных исследовани­ях. Обзор этих публикаций позволяет дать представление о некоторых итогах археологического изучения позднесредневековых городов Казахстана, выде­лить основную проблематику и направления исследований. Раскопки, прове­денные на городище Отрар XIII, позволили получить представление о казах­станском городе этого времени и городе позднего средневековья в динамике. Жилые постройки конца XIV — начала XV в. исследовались на площади 1500 кв. м. В целом на раскапываемом в течение ряда лет участке прослежена тра­диционная на протяжении 400 лет застройка, формировавшаяся в твердых границах квартала при подвижной планировке и площади отдельных домо­владений. Кварталы XVI — начала XVIII в. в основном совпадают с квартала­ми более раннего периода. Сохранилась преемственность и в типах жилищ.

Исследование пригородной территории позволило установить динамику ее развития в послемонгольское время. Выяснилось, что к концу XIII — нача­лу XIV в. город занимал всю площадь в границах домонгольского рабада. Со­кращение ее начинается во второй половине XV в.

В пригороде Отрара раскопаны гончарные мастерские, общественная баня. Она представляет собой прямоугольную постройку с четко читаемой в плане фигурой креста239.

Существуют две точки зрения о времени возрождения городов Средней Азии и Казахстана в послемонгольское время. По мнению В. В. Бартольда, поворотным пунктом в подъеме экономики Средней Азии и юга Казахстана явилась денежная реформа Кебека240. Иных взглядов придерживается Е. А. Давидович. Она считает, что переломной и наиболее важной денежной реформой в Средней Азии, на юге Казахстана и в Жетысу была реформа купца-правителя Масудбека, начатая в 1271 г. и «не вторую четверть XIV в., а последнюю четверть XIII в. можно считать временем, когда для частичного восстановления городской жизни и денежной торговли Средней Азии созре­ли прочные и достаточно благоприятные условия»241. Рост в Отраре и в дру­гих сырдарьинских городах ремесленного производства в последнюю треть

в. подтверждает именно эту точку зрения.

Материальная культура городов Казахстана, известная по коллекциям керамики, изделий из металла, кости, камня, показывает, что в XIII—XIV вв. они являлись высокоразвитыми центрами ремесла и торговли242. В XIII—

вв. монету чеканили Кенджде, Тараз, Дженд, Барчкент, Сыгнак.

Одним из важнейших социологических аспектов изучения средневековых городов и поселений является демографическое исследование населения оп­ределенного города. Широкие раскопки Отрара позволяют определить коли­чество жителей его достаточно уверенно, а затем эти данные экстраполиро­вать и на другие города Южного Казахстана243.

Одним из направлений исследований является изучение древней иррига­ции и орошаемого земледелия, составлявших основу оседлой цивилизации и городской культуры Южного Казахстана. Ставились вопросы, связанные с изучением динамики развития орошаемого земледелия в разные историчес­кие периоды, его связи с политической, социально-экономической и куль­турной жизнью области.

В Отрарском оазисе ирригация базировалась на Арыси, дельтовые прото­ки которой первоначально использовались в качестве источников водоснаб­жения.

Новые материалы, полученные по ирригации Туркестанского оазиса, рай­онам Саурана и Сыгнака, вкупе со сведениями письменных источников, по­зволяют конкретизировать представление об уровне развития орошаемого земледелия, его особенностях в долинах Сырдарьи, в горных ущельях244. Так, например, земледелие на северных и южных склонах Каратау основывалось на использовании воды горных рек. Одним из интересных открытий следует считать остатки кяризов XVI в. в районе Саурана. Этот тип орошения и водо­снабжения, характерный для южных районов Средней Азии, как выясни­лось, использовался и в Казахстане245.

В результате систематических раскопок Отрара и других южно-казахстан- ских городищ была собрана коллекция монет, которые вместе с находками прежних лет и случайно найденными кладами послужили основой нового на­правления для казахстанской науки — нумизматики. Монеты исследовались не только как датирующий материал, но и как источник для изучения поли­тической и экономической истории Казахстана в средние века, экономичес­ких и торговых связей области с другими культурно-историческими облас­тями Центральной Азии.

Как показывает анализ монет восстановление экономики и торговли об­ласти произошло в сравнительно короткий срок, и уже с середины XIII в. здесь была налажена регулярная чеканка монет. Выяснилось, что Отрар — единственный из городов Средней Азии и Казахстана, выпускавший монеты трех номиналов (динары, дирхемы и фельсы). О широких международных свя­зях города и области свидетельствует находка серебряного денежно-вещево- клада, содержащего в составе серебряные изделия и вещи из Малой Азии, КРыма, Поволжья и Восточного Туркестана. Клад был накоплен до реформы Масудбека.

Многочисленные находки медных монет в раскопках на Отраре, чеканен- НЬ1е в Самарканде, Бухаре, свидетельствуют о значительном подъеме эконо мики и товарно-денежных отношений в сырдарьинском регионе во время вхож­дения Отрара, Сыгнака, Туркестана, Саурана и других городов в состав импе­рии Тимура. Еще более значительным в развитии экономики сырдарьинских городов был период с середины XV — первой четверти XVI в. Медные монеты, выпущенные в Самарканде, Хисаре, Ташкенте, Кундузе, распространены в мо­нетных материалах с Отрара и других городских центров Южного Казахстана.

На следующем этапе до середины XVII в. в денежном хозяйстве Отрара преобладает медный чекан Туркестана, Ташкента. Монеты медные, некаче­ственной чеканки. Этот период (XVI—XVIII вв.), связанный с историей Ка­захского ханства, пока наиболее слабо изучен ввиду некачественности мо­нет, их малой информативности. Интересен для периода второй половины XVII в. отмеченный факт проникновения на городские рынки Южного Ка­захстана медных копеек с именем царя Алексея Михайловича, чеканенных в 1655-1663 гг.246.

Результативными были палеоэтнографические исследования материаль­ной культуры казахов XV—XVIII вв.

Следует отметить длительное сохранение традиций оседло-земледельчес­кой и городской культуры в Южном Казахстане. Сейчас, благодаря новым данным, можно с уверенностью отметить, что многие элементы планировки казахского жилища, детали его интерьера, система отопления тандыром или печью с дымоходом, хранение продуктов в ямах, погребах, ящиках из сырцо­вого кирпича, глины, камня уходят корнями в городское домостроительство XIII—XV вв. Многие культурные достижения поры средневековья составили основу материальной культуры казахов. Городское население Южного Ка­захстана также участвовало в этногенезе казахского народа247.

Второе направление в средневековой археологии Казахстана связано с изучением кочевых цивилизаций XIII—XVIII вв. соответственно памятников кочевых кыпчаков, монголов, казахов — могильных, надгробных сооруже­ний, культовой архитектуры. Памятники XIII—XIV вв. Казахстана имеют ряд общих элементов культуры, особенно в области вещевого инвентаря с памят­никами степного пояса Евразии, начиная от Саяно-Алтая и юга Западной Сибири до Дуная, что было обусловлено монгольскими завоеваниями и свя­занным с ними передвижением и смешением племен в пределах Монгольской империи, а впоследствии ее улусов248. Это был период массовой «кыпчакизации» населения, в том числе и монголов, осевших в степных и земледельчес­ких районах Казахстана. Именно эти обстоятельства как бы нивелировали материальную культуру, известную по археологическим материалам, поле­ченным главным образом при раскопках могильников и одиночных захороне­ний. Если в Центральном и Восточном Казахстане на юге курганы кыпчаков XIII—XIV вв. пока единичны, то в Западном найдены и обследованы много­численные могильники. Исследователи их полагают, что на западе Казахстан на, входившего в среду политического и экономического владения Золотой Орды, в условиях стабилизации границ государства, а также благоприятной) экологии, связанной с увлажнением степных районов, увеличивается кочевое население и как следствие этого появляются многочисленные погребе­ния249. Однако основной причиной, объясняющей пока малочисленность мо­гильников XIII—XIV вв. в остальных районах Казахстана, является скорее всего слабая археологическая изученность его именно в аспекте изучения культуры позднесредневековых кочевников.

Одним из первых, кто обратил внимание на изучение материалов позднес- редневековых кочевников, был А. Н. Бернштам. Он переопубликовал и оха­рактеризовал группы случайных находок из Семиречья, среди которых чаша с выступом-ручкой, украшенная растительным орнаментом, и серебряные бляхи, происходящие скорее всего из захоронения250. Эти материалы иссле­дователь использовал для решения вопросов этногенеза казахов и кыргызов.

Тему кочевников, в том числе и позднесредневековых, применительно к Тянь-Шаню, намеченную А. Н. Бернштамом, продолжил и развил Табалди- ев К. Ш. Он изучил группу курганов XIII—XIV вв.251.

Вслед за А. Н. Бернштамом он считает, что племена XIII—XIV вв. вошли в состав кыргызов. Однако, бесспорно одно, что поздние кочевники Тянь-Шаня входили в состав государства Могулистан, которое сыграло важную роль в истории кыргызов и казахов.

Наиболее изучены памятники XIII—XIV вв. в Восточном Казахстане, в Прииртышье. Это курганы в могильниках Ждановском, Качирском, Леонть- евском. По мнению Ф. X. Арслановой, эти захоронения принадлежат кимако- кыпчакским племенам252. Этого же мнения придерживался С. М. Ахинжанов, проанализировавший материалы раскопок аналогичных памятников в зоне затопления Шульбинской ГЭС253.

Отдельные захоронения кыпчаков XIII—XIV вв. были открыты в Жетысу254 и Центральном Казахстане255.

В Западном Казахстане, как уже отмечалось, обнаружены и обследованы многочисленные погребальные памятники XIII—XIV вв.256.

С распространением ислама в степных районах Казахстана, среди кочев­ников в конце XIV—XV вв. меняется погребальный обряд, в степи появляют­ся наземные архитектурные сооружения — мавзолеи (мазары) из сырцового и реже жженого кирпича, на западе Казахстана — стелы-кулпытасы, надгробия-койтасы, ящики-саркофаги — сандыктасы, насыпи, наброски, у погре­бенных исчезает сопровождающий инвентарь, одежда заменяется саваном, преобладающей становится северо-западная ориентировка лицом на юг. Ис­тория этих новых памятников погребально-культовой архитектуры состав­ляет особый раздел историографии257.

 

 

The History of World-Conqueror by Ala-ad-Din Ata-Malik Juvainy. Transl. from the text of Mirza Muhammad Qazvini by J. A. Boyle, vol. 1-11. Manchester, 1958.

Рашид ад-дин. Сборник летописей, т. II. Перевод с персид. Ю. П. Верховского. Примечания Ю. П. Верховского и Б. И. Панкратова. М.-Л., 1960.

Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлече­ ния из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. JI. Волиным. M.-JL, 1941, с. 61-62.

Якубовский А. Ю. Тимур. — «Вопросы истории», 1946, № 8-9.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.

извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884.

Гонзалес де Клавихо. Дневник путешествия ко двору Тимура. СПб, 1881.

Histoire des Conquetes de Tamerlan intitulee Zafarnama par Nizamuddin Sami

vec des additions empruntees au Zubdatu-t-tavarih-i Baysunguri de Haviz-i Abru. Ed.

que Par F- Tauer, t.l: Texte Persan zu Zafarnama. Praha. 1937; t. 11. Introduction, c°mmentaire, index. Praha, 1956.

Бартольд В. В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Соч., т. V. М., 1968, с. 167.

Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч., т. 1, М., 1963, с. 102.

Муминов И. Роль и место Амира Тимура в истории Средней Азии в свете данных письменных источников. Ташкент, 1968, с. 8-9.

Бартольд В. В. Определение «анонима Искендера». Соч., т. VIII. М., 1973, с. 481—482; Он же. Еще об анониме Искендера. Соч., т. VIII, с. 491—503.

Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. И, с. 104—105, 126-138.

Бартольд В. В. Двенадцать лекций..., с 166; Он же. Туркестан..., с. 103.

Пищулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI вв. (Вопросы политической и социально-экономической истории). Алма-Ата, 1977, с. 24 и далее.

Мунтахаб ат-таварих-и Му'ини мансуб ба Му'ин ад-дин Натанзи ва маруф ба «Аноним Искандера» ба тасхих Жан Обен. Тегеран. 1336 (1957 г.).

Бартольд В. В. Хафиз-и Абру и его сочинения. Соч., т. VIII, М., 1973, с. 94, прим. 103.

Буриев А. Б. Сведения Хафиз-и Абру о взаимоотношениях Средней Азии с Китаем в XV в. // Из истории Средней Азии и Восточного Туркестана XV—XIX вв., Ташкент, 1987, с. 24-37.

Матла'ас-са'дайн та'лиф-и Абд ар-Раззак Самарканди. Лахор, т. 1,1360 (1941 г.), т. II, 1368 (1949 г.); Абдураззок Самарканди. Матлаъи саъдайн ва мажмаъи бахрайн. Форс-тожик тилидан таржима, кириш суз ва изохли лугатлар А. Урин- боевники. Тошкент, 1969.

Бартольд В. В. Улугбек и его время. Соч., т. II, ч. 2, с. 178-196.

Хондемир. Тарих-и хабиб ас-сийар фи ахбар-и афрад-и башар. Тегеран, 1954, т. III-1V.

Миклухо-Маклай Н. Д. Некоторые персидские и таджикские исторические, библиографические и географические рукописи Института востоковедения Ака­демии наук СССР. // «Ученые записки ИВ», т. XVI, 1958, с. 270.

Уложение Тимура. Ташкент, 1968.

Ахмедов Б. А. Улугбек и его исторический труд «Тарих-и арба' улус». // Из истории науки эпохи Улугбека. Ташкент, 1979.

Бартольд В. В. Очерк истории Семиречья. Соч., т. И, ч. 1. М., 1963 и другие его работы; Иванов П. П. Очерки по истории Средней Азии (XVI — середина XIX вв.). М., 1958\Азимджанова С. А. К истории Ферганы второй половины XV в. Ташкент, 1957; Петров К. И. Очерки феодальных отношений у киргизов в XV—XVIII вв. Фрунзе, 1961,Пищулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI вв.; Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992, с. 224—226 и др.

Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Часть вторая. СПб, 1864; The Tarikhi Rashidi of Mirza Muhammad Haidar Dughlat. A History of the Moghuls of Central Asia. An English vers. Ed. by N. Elias, transl. by E. Denison Ross. London, 1895; Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII вв. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений), Алма-Ата, 1969, с. 185— 231; Стори Ч. А. Персидская литература. Био-библиографический обзор. Перера­ботал и дополнил Ю. Э. Брегель, т. И, М., 1972, с. 1202-1206; Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди. Введение, перевод с персидского А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой, Л. М. Епифановой. Ташкент, 1996.

Шах Махмуд Чурас. Хроника. Критический текст. Перевод, комментарии, исследование и указатели О. Ф. Акимушкина. М., 1976.

Шах Махмуд. Чурас. Хроника. С. 13, 112—115 и др.

Материалы по истории казахских ханств. С. 385.

Мирзоев А. М. Камал ад-дин Бинаи. М., 1976, с. 399.

Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII вв. С. 92.

Ахмедов Б. А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI—XVIII вв. Письменные памятники. Ташкент, 1985, с. 17—22; Материалы по истории ка­захских ханств. С. 96—127; Стори Ч. А. Персидская литература. С. 1116—1119.

Материалы по истории казахских ханств. С. 44—53.

Михман-наме-йи Бухара. Та’лиф-и Фазлаллах ибн Рузбихан би ихтимам-и Манучихр Сутуде. Тегеран, 1341 (1962 г.).

Материалы по истории казахских ханств. С. 135—171.

Болдырев А. Н. Зайнаддин Васифи — таджикский писатель XVI в. Сталина- бад, 1957 г.; Стори Ч.А. Персидская литература. С. 1123—1127.

Хофиз Таниш. Абдулланома. Шарафномайи шохий. Тошкент, 1966—1969, ж. I—II; Материалы по истории казахских ханств. С. 237—312.

Султанов Т. И. Краткое описание сочинения Сейфи (XVI в.) // Известия АН КазССР, серия общественная, 1970, № 1, с. 46-50.

Пищулина К. А. «Бахр ал-асрар» Махмуда ибн Вали как источник по социаль­но-экономической истории Восточного Туркестана XVI—XVII вв. // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVIII вв. Алма-Ата, 1983, с. 34—88; Матери­алы по истории казахских ханств. С. 329—368.

Международные отношения в Центральной Азии. XVII—XVIII вв. Документы и материалы. Книга 2, М., 1989 (с. 244—246, перевод Б. А. Ахмедова).

Бартольд В. В. Отчет о командировке в Туркестан. Соч., т. VIII, М., 1973, с. 170-196.

Абусеитова М. X. Казахское ханство во второй половине XVI в. Алма-Ата, 1985, с. '12-32.

Мухаммад Юсуф Мунши. Мукимханская история. Перевод с таджикского, предисловие, примечания и указатели А. А. Семенова. Ташкент, 1956.

Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII веков. Алма-Ата, 1969, с. \2%-\?>4\АхмедовБ.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI- XVIII вв. Письменные памятники. 1985, с. 30—33; Ибрагимов С. К. Некоторые дан­ные к истории казахов XV-XVI веков. // Изв. АН КазССР, серия ИЭФП, вып. 3, 1956, с. 107-113.

Бабур-наме. Записки Бабура, пер. М. Салье. Ташкент, 1958; Ахмедов Б. А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI—XVIII вв., с. 150—154; Султанов Т. И. «Записки» Бабура как источник по истории моголов Восточного Туркестана и Средней Азии // Turcologica. 1986, Л., 1986, с. 253—267; Бабур Захир ад-дин Мухаммед. Бабырнама. Орыс тшнен ауд. Б. Кожабеков, Алматы, 1990.

Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, тексто­логические примечания, исследования В. П. Юдина, Алма-Ата, 1992.

Мугинов А. М. Описание уйгурских рукописей Института народов Азии. М., 1962; Материалы по истории казахских ханств, с. 232—236.

Мухаммад Салих. Шайбани-наме. Джамагатайский текст. Посмертное изда­ние П. М. Мелиоранского. СПб., 1908; Ахмедов Б. А. Историко-географическая литература Средней Азии, с. 22—26.

«Таварих-и гузида — Нусрат-наме». Исследование, критический текст, анно­тированное оглавление и таблицы сводных оглавлений А. М. Акрамова. Ташкент, // в ^^paimoe С. К. Некоторые источники по истории Казахстана XV—XVI вв. //вестник АН КазССР, 1956, № 9; Материалы по истории казахских ханств,

® Материалы по истории казахских ханств, с. 313—319.

Сборник летописей. Текст. Библиотека восточных историков. Казань, 1854, мал 4 Стды^ова Р., Койгелдиев М. Кадыргали би Косымулы жэне оньщ жылна- гян лл ЖИНагы' Алматы, 1991; Кадыргали Жалаир. Шеж1релер жинагы. Дайында-

Мингулов н., Кемеков Б., Отениязов С. Алматы, 1997. tradu't lsto*re ^es Mongols et des Tatares par Aboul-Ghazi Behadour Khan, publiee, St PKeetnoteepar 'eBaronDesmaisons, 1.1,Texte, St.-Pbg., 1871; t. II. Traduction,

at-~rbg., 1874

Кононов А. Я. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинско­го. М.-Л., 1958.

Материалы по истории казахских ханств, с. 431—475.

Ибрагимов С. Некоторые данные к истории казахов XV—XVI веков, с. 112— 113; Материалы по истории казахских ханств, с. 398—418.

Дмитриев Л. В., Мугинов С. N. Описание тюркских рукописей Института востоковедения, II. М., 1975, с. 51—55.

Тихонов Д. И. Уйгурские исторические рукописи конца XIX и начала XX вв. //Уч. зап. Ин-та востоковедения,т. IX, М.-Л., 1954; Материалы по истории казах­ских ханств, с. 476—492.

Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Козыбаев М., Квмеков Б., Муцанов М. LUexipe ата-баба мурагаты. // Ана тш, 1993, № 39.

Бартольд В. В. Мулхакат ас-Сурах. Сочинения, т. VIII, М., 1973, с. 98—102; его же. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Тексты, ч. I, СПб., 1898, с. 128— 152.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I, Извлечения из сочинений арабских, СПб., 1884, с. 540—542.

Ein Turkisch-arabisch glossar. Leiden-Brill, 1894; Курышжанов А. К. Исследо­вание по лексике старокыпчакского письменного памятника XIII в. «Тюркско- арабского словаря». Алма-Ата, 1970.

Тюенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I; Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М., 1968.

Мунаджджим-баши. Сахаиф аль-ахбар. Т. I—III, Стамбул, 1868.

Китайские документы и материалы по истории Восточного Туркестана, Сред­ней Азии и Казахстана XIV—XIX вв. А., 1994. См. также: Зотов О. В. Китай и Восточный Туркестан в XV—XVIII вв. М., 1991; Хафизова К. Ш. Китайская дипло­матия в Центральной Азии: XIV—XIX вв. А., 1995.

Миндай Хами, Тулуфань цзыляо хойбянь (Сборник материалов о Хами и Турфане периода правления династии Мин). Урумчи, 1984.

Цин шилу чжуньгээр шиляо чжайбянь (Сборник исторических материалов о джунгарах из «Правдивых записей правления династии Цин»). Урумчи, 1987.

Лун Вэньбин. Минхойяо. Пекин, 1956.

Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969; Материалы по истории Сред­ней и Центральной Азии X—XIX вв. Ташкент, 1988.

Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ), т. XV. Летописный сбор­ник, именуемый Тверской летописью. СПб., 1863, вып. I, с. 69.

Федчина В. Н. Как создавалась карта Средней Азии. М., 1967, с. 24.

ПСРЛ. т. XI. Никоновская летопись. СПб., 1861, с. 85; Рыбаков Б. А. Русские карты Московии XV — начала XVI в. М., 1974, с. 12.

Сибирские летописи. СПб., 1907; Муканов М. С. Этнический состав и рассе­ление казахов Среднего жуза. Алма-Ата, 1974, с. 10, 28—36 и др.

Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымскою и Ногайскою Ордами и с Турцией, т. I, Сб-к Русского ист. об-ва, 1884, с. 82, 89 и др.

ЦТАДА, ф. Сношения России с ногайскими татарами. Кн. I, л. 62, 63; Велья­минов-Зернов В. В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Ч. 2, СПб., 1864, с. 326; Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. М., 1983, с. 309, прим. 18.

Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сб. I, М., Алма-Ата, 1935, с. 93; Продолжение Древней российской Вивлиофики, т. XI, СПб., 1801, с. 186.

Казахско-русские отношения в XVI—XVIII вв. Сборник документов и мате­риалов, Алма-Ата, 1961, с. 3—6; Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Т. I, Л., 1932, с. 293 (далее: МИУТТ).

Маслова О. В. Обзор русских путешествий и экспедиций в Среднюю Азию. Ч. I, Ташкент, 1955, с. 5.

МИУТТ, вып. 3, 1933, с. 262—265.

га «Книга Большому Чертежу». Подготовка к печати и ред. К. Н. Сербиной. М,- п 1950; МакшеевА. Географические сведения «Книги Большого Чертежа» о кир- изских'степях и Туркестанском крае. Изв. имп. Русского географ, об-ва, т. XIV, СПб., 1878.

Татищев В. Н. История российская. M.-JL, 1962, т. I, с. 348.

Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М., 1937.

«Чертежная книга Сибири», составленная тобольским сыном боярским Се­меном Ремезовым в 1701 г. СПб., 1882.

Бартольд В. В. История изучения Востока в Европе и России. Сочинения. Т. IX, М., 1977, с. 392.

Его же.

Клавихо Рюи Гонзалес. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1402-1406 гг. Пер. с исп. И. И. Срезневского. СПб., 1881; Записки о Московских делах. Пер. и примеч. А. И. Малеина. СПб., 1908; ОлеарийА. Описание путеше­ствия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Примеч. и пер. А. М. Ловягина. СПб., 1906; Early voyages and travels to Russia and Persia by Ant. Jenkinson and other Englishmen /Ed. by D. Morgan. L., 1986; Avril Ph. Voyage en divers etate d’ Europe et d’Asie. Avec une discription de la Grand Tartarie et des difference peuple qui I’habitant. P., 1692; BarbaroJ. Travels to Tana and Persia. L., 1873 etc.

WitsenN. K. Noord en OostTartarye. Amsterdam, 1692.

Есмагамбетов K. JI. Что писали о нас на Западе. А,—А., 1992, с. 24—25.

Stalenbergh F. An historical-geographical description of the North and Eastern parts of Europe and Asia, but more particularly of Russia, Siberia and Great Tartary. L., 1738.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.